Лучший педагог года

Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой

Надежда Бакулина
Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой

Актуальность темы:

Игра является основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом детской деятельности, которой принадлежат огромная роль в развитии и воспитании. (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец). Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал «игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В игре ребенок органично развивается, познает важный этап человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми (в семьях их профессиональной деятельности и т. д.). В игре развиваются духовные и физические качества (память, воображение, внимание, дисциплинированность и т. д.). Интересные игры создают бодрое радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Публикация «Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой» размещена в разделах

Цели:

Создание условий для развития и обогащения игровой деятельности детей.

Задачи:

- совершенствовать умение объединяться в группы, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;

- развивать умение в создании условий для игры (выбора удобного места, подбора предметов и атрибутов);

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей.

Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок в этом возрасте становится более инициативным и стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему, намечать замысел, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте (по мнению Н. Я. Михайленко) часто носят еще хаотичный характер, не доводятся до логического конца, сюжеты прерываются, но этот хаос свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявления динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками – партнерами, с партнерами – сверстниками, с партнером – воспитателем).

Помощь детям в развитии и обогащении ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре проявляются через диалог и игровые действия:

- планирование, т. е. создание элементарного замысла, который будет воплощен в игре;

- описание сюжетных событий, способность очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействия;

- повышение речевой активности ребенка и возможность направить ее на сверстника, вступить с ним в диалог, понимать его намерения в игре;

- обустраивание ребенком игры при помощи необходимых атрибутов: сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модули, бруски и т. д., т. е. создаем творческую предметно – развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми (легкие ширмы, удобные ящики с игровыми материалом и т. д.)

- применение в игре методов как прямого, так и косвенного руководства, стараясь дать детям больше самостоятельности;

- выполнение главной роли (основной, как образец взаимодействия с партнером, вызывая ребенка на активное ролевое поведение;

- выполнение второстепенной роли (дополнительной, где с помощью наводящих вопросов происходит побуждение ребенка к активности, т. е. становление играющим партнером;

- выполнение роли советчика (отход от непосредственного участия в игре, где помощь осуществляется словом, советом.

- постепенное переключение внимания ребенка на играющего сверстника, ввод новых ролей, расширенное представление детей об игровом образе, т. е. забота о получении более высокого уровня игровых умений.

Предварительная работа по обогащению социального (жизненного) опыта детей в повседневной жизни:

Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка, в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр.

Для выполнения сюжетно-ролевой игры должна быть проведена большая, целенаправленная предварительная работа, в которой будут задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада, которая подготавливает детей к игре.

Обогащению сюжетно-ролевых игр способствуют:

- НОД (ознакомление с окружающим, где важны не только действия, которые выполняют люди данной профессии, но и значимость их труда для окружающих;

- экскурсии, целевые прогулки позволяют поближе познакомиться с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителем данной профессии;

- иллюстрации дополнят все увиденное и услышанное, а также позволят рассмотреть массу деталей, которые не заметили раньше;

- рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения;

- беседы (тематические) призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета (здесь педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо замыслу позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: Как лучше начать игру? Что сделаем вначале? Что будет потом?

- чтение художественной литературы является существенным фактором, влияющим на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов, которое проявляется в мысленном содействии какому-либо герою, в перенесении на себя его свойств и качеств;

- дидактические игры и подвижные игр с правилами помогут детям научиться игровым действиям и поведению также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества;

- театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, быть выразительным в роли (эмоции, мимика, жесты);

- режиссерские игры побуждают детей к созданию элементарного замысла, умение воплощать его в игре, вступать в диалог с партнером, понимать его намерения.

Развивающая предметно – пространственная среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Родители тоже должны внести свой вклад в ее усовершенствование.

Взаимодействие с семьями воспитанников – важнейшее условие для обеспечения целостного развития личности ребенка, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка.

Формы взаимодействия: беседы, анкетирование по теме «Любимые игры вашего ребенка», родительские собрания, праздники, консультации по теме собрания.

Вывод:

Деятельность взрослых по формированию и обогащению жизненного опыта, расширению кругозора детей оказывает положительное влияние на уровень развития его игровых умений и его речевую активность, поэтому в дальнейшем предполагается:

• продолжение работы по развитию игровых умений, развитых культурных форм игры.

• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;

• тесное сотрудничество с семьями воспитанников и осуществление взаимодействия с социумом.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» с детьми средней группы I. Задачи руководства: 1) -закрепить знания детей о профессиях связанных с торговлей: продавец, кассир, водитель, грузчик; - закрепить.

Доклад «Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой» Особенности сюжетно-ролевой игры и задачи ее руководства На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает.

Конспект организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе Конспект организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе. Сюжет «На приёме у врача», «Путешествие на автобусе». Цель: создание.

Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» для детей средней группы Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» для детей средней группы. Выполнила: Балашова Екатерина Владимировна,.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе «День рождения Маши» Сюжетная игра самая привлекательная для дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает.

Консультация «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста»Консультация «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы по теме «Сюжетно ролевая игра «Пожарный». Основные цели и задачи игровой деятельности:.

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды,.

План руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе «Город мастеров» Видео Тема: «Город мастеров»:( «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Семья», «Пожарная часть»). Сюжетные игры: «Семья», «Пожарная часть»,.

Реализация проектной деятельности посредством организации сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы ДОУ Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста. Все осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой
Опубликовано: 16 января 2016 в 22:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД