Папки-передвижки

Изобразительная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников (17 фото)

Любовь Отурина
Изобразительная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ТЕМА: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

г. Ковров МБДОУ №9 группа №3

Воспитатель Отурина Любовь Борисовна

Введение

Публикация «Изобразительная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Современная экологическая ситуация в мире определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.

В настоящее время остро встаёт вопрос уже не о добыче, разработки и использования богатств нашей планеты, а о сохранении. Необходимо менять представление о неисчерпаемости природных ресурсов, преодолеть беспечное отношение и воспитывать нравственное, гуманное отношение к природе. Умение видеть её красоту и хрупкость, желание защитить и сохранить нашу природу.

Активная позиция педагогов дошкольных образовательных учреждений способна изменить эту ситуацию.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, предметов и природы. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Поэтому этот период особенно важен для экологического воспитания детей.

Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.

В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, необходимо способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из средств экологического воспитания дошкольников является изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности.

Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности : формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, любознательность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию речи дошкольников, обогащению их словарного запаса. Ребенок приобретает ряд практических умений и навыков, которые помогут ему в трудовой деятельности.

На занятиях по изобразительной деятельности у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью являются важным средством всестороннего развития детей, в том числе и экологическом воспитании.

Объект исследования: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Определить необходимые условия экологического воспитания через изобразительную деятельность.

Работа по экологическому воспитанию через изобразительную деятельность осуществлялась на базе МБДОУ детский сад №9 «Капельки» города Коврова в подготовительной группе №3 (15 детей).

Срок проведения сентябрь2020-май2021г.

МДОУ №9 г. Коврова работает по Основной образовательной программе дошкольного образования разработанной творческой группой педагогов ДОУ с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

Экологическое воспитание, ознакомление с окружающим миром (неживая природа, мир растений, мир животных) включены в образовательную область «познавательное развитие».

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста включает работу:

По формированию элементарных экологических представлений. Объяснять, что в природе все взаимосвязанно. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды : чистый воздух, вода,лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека, что человек – часть природы, что он должен беречь. Охранять и защищать ее;

Воспитанию желания и умения правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред, учить самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды;

знакомству детей с красной книгой: что это такое, зачем она нужна, почему существуют разные книги для разных регионов. Познакомить с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в красную книгу России.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию велась в непосредственно-образовательной, досуговой, совместной воспитателем, музыкальным руководителем, родителями) и самостоятельной деятельностях.

В целях экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста использовались следующие формы, методы и приемы.

1. Непосредственно образовательная деятельность

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. В том числе непосредственно-образовательная деятельность по рисованию и аппликации.

Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

С целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность, проведены занятия.

Рисование: НОД «Белый гриб», НОД «Орешник», НОД «Листопад», НОД «Спелое яблочко», НОД «Колосья пшеницы», НОД «Мухомор», НОД Букет рябины», НОД «Ежики готовятся к зимней спячке», НОД «Котики», НОД «Зайчики», НОД «Попугаи», НОД «Лисички», НОД «Снегири», «Снеговики», НОД «Серебряное копытце», НОД «Сорока», НОД «Мимоза», НОД «Панда», НОД «Золотая рыбка», НОД «Верба», НОД «Скворцы прилетели», Нод «Одуванчики».

Аппликация: НОД «Веточка березы», НОД «Кленовый листочек»,

НОД «Наша планета», НОД «Хурма», НОД «Синички», НОД «Зимний пейзаж», НОД «Веселый кит», НОД «Мать-и-мачеха» (Приложение1).

Можно выделить несколько типов занятий:

Первично-ознакомительный тип занятий:

Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т. е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления.

Обобщающий тип занятий позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об объектах и явлениях природы, выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивают абстрактное мышление.

Углубленно-познавательный тип занятия:

Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их.

2. Экологические праздники и досуги

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.

3. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организует разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, льдом, листьями и т. д. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

В группе создана соответствующая РППС, которая предусматривает построение вариативного развивающего пространства, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Она доступноат. е. обеспечивает свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы. Безопасная, т. е. все ее элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. И включает в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.

4. Труд

Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи. Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно.

5. Организация выставок творческих работ

Методы экологического воспитания.

В педагогическом процессе по экологическому воспитанию используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, видеофильмов, презентаций.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

В работе по ознакомлению детей с природой использовались разные методы в комплексе.

Наглядные методы

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений. Оно позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек, так и со всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, слайды, модели, видеофильмы.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон).

Практические методы

Моделирование

Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Опыты и экспериментирование

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

Ознакомление детей с природой в играх

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются несколько групп игр:

Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать») Словесные методы

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

Использование художественной природоведческой литературы

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдениям в природе. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах.

Беседа как метод ознакомления детей с природой

В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т. д. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми.

Проектный метод

Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

- анкетирование, проведение опросов;

- беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме;

- консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;

- календарь интересных дат–совместные досуги, праздники;

- участие в выставках, смотрах-конкурсах;

- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;

- выпуск экологических альбомов, папок - передвижек.

В учебном году (сентябрь, май) мною была проведен педагогический мониторинг по разделам экологическое воспитание, ознакомление с окружающим миром (неживая природа, мир растений, мир животных, которые включены в образовательную область «Познавательное развитие». А также педагогический мониторинг в области «Художественно-эстетическое развитие» по разделам рисование, аппликация.

Мониторинг показал существенную положительную динамику развития детей по данным образовательнымобластям.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство.

Работа в МДОУ с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию ведется в непосредственно-образовательной, досуговой, совместной воспитателем, музыкальным руководителем, родителями) и самостоятельной деятельностях.

В целях экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста применяются разнообразные формы, методы и приемы.

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой.

Занятия изобразительной деятельностью являются важным средством всестороннего развития детей, в том числе и экологическом воспитании.

Приложение 1

Изобразительная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ТЕМА Изобразительная деятельность в детском саду ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО Воспитание детей Материалы для педагогов ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г Ковров МБДОУ группа Воспитатель Отурина Любовь Борисовна Введение Публикация Изобразительная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов ИЗО Изобразительная деятельность в детском саду Конспекты занятий Все конспекты Экология экологическое воспитание природа Темочки Современная экологическая ситуация в мире определяет острую необходимость формирования нового Экология экологическое воспитание природа экологического мышления экологизации всех наук всех сфер человеческой деятельности Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания В настоящее время остро встаёт вопрос уже не о добыче разработки и использования богатств нашей планеты а о сохранении Необходимо менять представление о неисчерпаемости природных ресурсов преодолеть беспечное отношение и воспитывать нравственное гуманное отношение к природе Умение видеть её красоту и хрупкость желание защитить и сохранить нашу природу Активная позиция педагогов дошкольных образовательных учреждений способна изменить эту ситуацию Дошкольный возраст яркая неповторимая страница в жизни каждого человека В этот период начинается процесс социализации устанавливается связь ребенка с миром людей предметов и природы
Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 23 мая 2021 в 11:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД