Получи документы

Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей

Елена Николаевна Суркова
Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей

«Воспитание способности вносить во всякий труд творческое начало останется одним из краеугольных камней педагогики. Если потребность в творческом труде не станет неотъемлемым свойством личности, то в условиях общего достатка и прогрессирующего сокращения рабочего дня человеку будет грозить пресыщение, опустошение, паралич духа». (Даниил Андреев, «Роза мира».)

Публикация «Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей» размещена в разделах

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность, и прежде всего рисование. Научить ребёнка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его – это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества начинается в семье, в детских садах. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей является изобразительное искусство.

Анализ процесса создания ребёнком изображения показывает, что для создания рисунка ему необходимы, с одной стороны, наличие отчётливых представлений об объекте изображаемого, с другой стороны, умение и средства выразить эти представления в графической и цветовой форме на плоскости листа бумаги.

В среднем дошкольном возрасте и в старшей группе детского сада (пятый и шестой год жизни, ещё не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию. Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев ещё в достаточной мере техникой рисования, необходимо его обучить методам и приёмам рисования различными материалами, не требующими от малыша чёткого графического изображения и всё-таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют техникой рисования. Под техникой рисунка следует понимать владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушёвки, способ использования тех или иных материалов (бумаги, картона, холста, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши и т. п.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями.

В настоящее время в изобразительном искусстве используются более разные технико-выразительные решения, более свободные соединения различных изобразительных материалов. И в детское творчество также необходимо включать разные краски, карандаши, мелки и т. п., учить детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения.

Изобразительная деятельность человека формирует способность к творчеству, проявление инициативы, самодеятельности, эмоциональной отзывчивости, а такие качества нужны каждому человеку, чем бы он ни занимался, какую бы профессию в жизни он ни выбрал.

Современная человеческая история, по образному выражению Герберта Уэллса, всё более становится соревнованием между воспитанием и катастрофой. Глубинную суть этого высказывания в полной мере ощущаем в настоящее время. В системе образования и воспитания каждого человека в нашей стране есть предмет – изобразительное искусство. Это один из самых необходимых предметов для развития качественных сторон личности.

Чем характеризуется эстетический облик личности, воспитанной, в том числе, и средствами изобразительного искусства?

1. Высокоразвитый вкус.

2. Развитие потребности художественных впечатлений.

3. Знание и понимание искусств прошлого и их памятников.

4. Органическая потребность художественного творчества.

5. Счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.

Чем характеризуется нравственный облик человека, воспитанного, в том числе, и средствами изобразительного искусства?

1. Деятельная доброта к окружающим.

2. Способность к состраданию, сочувствию, сотворчеству, взаимопомощи.

3. Чувство единства всего общечеловеческого.

Чем характеризуется умственный облик человека, развивающегося, в том числе, и средствами изобразительного искусства?

1. Растущая жажда знаний.

2. Эрудиция.

3. Самостоятельное мышление.

4. Интеллектуальная независимость.

5. Жажда творчества во всей жизни.

Всё это приобретает человек, если рядом с ним от первых до последних его дней присутствует в разных его проявлениях изобразительное искусство. Сама изобразительная деятельность в воспитании, развитии ребёнка как личности имеет огромнейшее значение. Творческие способности заложены в человеке от природы. Главная суть в том, чтобы условия жизни, наличие воли дали возможность развиваться тем способностям, которые заложены природой в данном человеке.

Успешная изобразительная деятельность осуществляется в нашей системе образования при наличии квалифицированных педагогических кадров и материальной базы для творческой работы.

К ведущим свойствам художественных способностей, необходимых для развития творческой личности относятся :

1) художественное воображение и мышление, обеспечивающее отбор главного, конкретного для создания образа и оригинальной композиции;

2) зрительная память, способствующая созданию ярких образов, помогающая успешной трансформации их в художественный образ;

3) эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства к воспринимаемому и изображаемому явлению);

4) волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Продуктивная работа воображения, мышления, зрительной памяти, эмоционального и волевого настроя имеют первостепенное значение на всех этапах развития творческих способностей личности.

Воспитание и образование осуществлялось и осуществляется путем интеграции всех видов изобразительной деятельности с литературой, музыкой, театром, краеведением, историей, природоведением, экологией.

Дошкольный период

Историей педагогики доказано, что чем раньше начинается развитие творческих способностей, тем быстрее развиваются природные задатки и более лёгким становится выбор профессии в жизни. В начальной стадии развития творческих способностей (в детском саду) средствами изобразительного искусства является развитие эмоционально-образного мышления. Приобщение детей к мировой культуре начинается с раннего детства, так как каждый вступающий в мир человек обладает определённым потенциалом художественного развития. Этот потенциал надо раскрыть. Главное – в создании предпосылок для самостоятельного вхождения ребёнка в «большое искусство», определении этого пути и в расшифровке понятий и терминов изобразительного искусства.

Новизна в разработке системы по развитию творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. Воспитатель должен знать основные виды, жанры изобразительного искусства, различные техники и материалы, использующиеся живописцами, графиками, скульпторами, дизайнерами. У детей формируют следующие умения: создавать сюжетную композицию (фризовую, многоплановую, линейную, конструировать при помощи различных материалов, свободно планировать деятельность, занимаясь рисованием, лепкой и аппликацией.

Система по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста основывается на раскрытии воспитателем творческого потенциала ребёнка через создание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждение в необходимости принятии малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения. Умело используя такие качества дошкольника как эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность малыша в стремлении к познанию, мы должны максимально стимулировать развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка на разных возрастных этапах.

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Для самостоятельного вхождения ребёнка в мир прекрасного необходимо создать предпосылки, определив фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему с целью постепенного постижения языка изобразительного искусства. Воспитатель не боится оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с маленькими, так как, воспринимая на слух, дети быстро привыкают и в дальнейшем используют их осознанно. Главное для воспитателя – расшифровать смысл понятий и терминов, что даст возможность прочно заложить их в память детей.

Развитие творческих способностей воспитатель начинает с обучения «азов» изобразительной деятельности, постепенно расширяя арсенал выразительно-изобразительных средств. Эти первые элементарные шаги помогут детям овладеть технологичными, рациональными приёмами изображения, без которых невозможен полёт детской мысли, фантазии.

Важное значение на занятиях изобразительной деятельностью воспитатель уделяет таким элементам как линии, пятну, элементам декора и особенно цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна.

Для совершенствования хроматического вкуса ребёнка используются следующие способы :

1) при раскрашивании рисунка у ребёнка можно спросить, какие ассоциации возникают у него при выборе цвета, какой у цвета запах, какой это цвет – горячий или холодный, гладкий или шероховатый, прозрачный, с чем его можно сравнить;

2) отметить соответствие между ответами ребёнка и цветом нарисованного предмета, а затем дать вновь, но уже противоположное задание: нарисовать прозрачный (блестящий, холодный, душистый) предмет;

3) проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в жёлтый цвет, шероховатый – в зелёный, горячие – в красный и т. д.

На занятиях обязательно нужно с детьми обсуждать, какие чувства и впечатления вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребёнка взять в руки карандаш, кисть и рисовать.

Алгоритм деятельности детей, способствующий развитию творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью.

1. Знакомство с кисточкой и красками.

Какими бывают кисти, как правильно нужно держать кисть, хранить её. Какие бывают краски? (Акварель, гуашь, масляные.) Какие бывают цвета? (Холодные, тёплые.)

2. Рассматриваем репродукции и картины (подлинники).

Определяем, какие краски использовал мастер, какими цветами он пользовался.

3. Играем в дидактическую игру «Холодно – тепло».

Словом, жестом, мимикой дети показывают, холодный или тёплый цвет был использован.

4. Показ приема закрашивания в воздухе воспитателем и детьми.

5. Объяснение последовательности действий при закрашивании красками:

1) беру кисть правильно: тремя пальчиками над железным пояском;

2) обмакиваю кисть в баночку с краской, лишнюю краску снимаю о край;

3) плавными движениями, не прижимая кисть к бумаге до конца, закрашиваю объект, стараясь не заходить за линию наброска;

4)промываю кисть в воде;

5)сушу её о салфетку;

6) кладу кисть на подставку.

6. Дидактические упражнения: «Закрась лист тёплым цветом», «Нарисую холодный ветер», «Закрась весёлого клоуна».

7. Знакомство с приёмами ТРИЗ (набрызг, закрашивание поролоновым тампоном, налеп).

Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности, должны соблюдаться следующие правила.

1. Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;

2. У ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге.

3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребёнка рисованием.

4. Рисунки, отобранные самим ребёнком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребёнка объяснить их.

5. Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить и что он любит рисовать.

Навыки, приобретённые детьми с первых шагов знакомства с изобразительной деятельностью, закрепляются по мере взросления и постепенного расширения представлений о мире, о жизни, о себе – обо всем, что можно изобразить и выразить к этому своё отношение.

В старшем возрасте дети знакомятся с восковыми мелками и техникой акварели, с одним из видов скульптуры – рельефом, с техникой папье-маше и техникой рисования гуашью. В рисунке они учатся передавать движение, пластику предметов, обобщённую форму. Кроме этого, дети получают первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для данного возраста, об искусстве современного дизайна и театрально-декоративном искусстве.

В подготовительной группе дети учатся работать в смешанной технике (карандаши и фломастеры и т. д., рисовать тушью. Они получают представления о тоне, о жанре портрета и выполняют его с использованием различных техник (объёмный из бумаги, скульптурный из глины). Кроме такой работы дети занимаются вырезанием различных форм (силуэтов) без предварительного рисунка. Достаточно большое место на занятиях уделяется конструированию не только из картона и бумаги, но и из пластичных материалов.

Пример работы с детьми, занимающимися в кружке, на занятии по теме «Рисование животных. Дельфин».

Алгоритм работы с детьми на занятии в кружке рисования.

1. Дома посмотреть программу «Подводная одиссея команды Кусто», мультфильм «Девочка и дельфин», иллюстрации с изображением дельфина с целью рассмотреть дельфина в естественной среде обитания (внешний вид, повадки, движения, окраску, форму).

2. Игровое упражнение: передать особенности движений, повадок дельфина под музыку.

3. Поэтапное рисование дельфина.

4. Знакомство с различными способами изображения одного и того же объекта (мультипликационная графика, комикс, использование нестандартных приёмов закрашивания).

5. Творческая работа на тему «Вот дельфины разные смотрят на тебя умными глазами».

Особенность творческих работ и заданий состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько ответов, решений, сколько детей их выполняет. Роль воспитателя – не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений и научить защищать нестандартные решения.

Публикации по теме:

Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа)Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа) Важнейшим этапом развития ребенка, позволяющий развивать как физическую, так и интеллектуальную активность является конструктивная деятельность.

Фотоотчёт «Использование традиций казачества в развитии творческих способностей детей в сотрудничестве с семьёй»Фотоотчёт «Использование традиций казачества в развитии творческих способностей детей в сотрудничестве с семьёй» Родина человека – та земля, на которой он родился и живет. Земля, которая его кормит, на которой он растет и воспитывается. Наша большая.

Мастер-класс для средней группы «Слайм как нетрадиционный материал в развитии творческих способностей обучающихся»Мастер-класс для средней группы «Слайм как нетрадиционный материал в развитии творческих способностей обучающихся» В наше время каждый ребенок знает, что такое слайм и как в него играть. А самое главное, как его можно сделать самому. Благодаря своему.

Мастер-класс «Новое и необычное в развитии творческих способностей детей: синельная проволока. Поделка «Собачка»Мастер-класс «Новое и необычное в развитии творческих способностей детей: синельная проволока. Поделка «Собачка» Если вы любите заниматься творчеством со своими детьми, и ищите что-то новенькое и необычное, вам непременно нужно опробовать синельную.

Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград»Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Косарева Елена Александровна. Я работаю в МБДОУ д/с№30 воспитатель первой категории. Моя тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей
Опубликовано: 28 марта 2024 в 21:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Суркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД