Папки-передвижки

Изучение интеллектуальных, личностных, эмоционально-волевых особенностей воспитанников в условиях Гку рс (Я) «Рсрцн»

надежда яковлева
Изучение интеллектуальных, личностных, эмоционально-волевых особенностей воспитанников в условиях Гку рс (Я) «Рсрцн»

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности.

Публикация «Изучение интеллектуальных, личностных, эмоционально-волевых особенностей воспитанников в условиях Гку рс (Я) „Рсрцн“» размещена в разделах

Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Сравнивая с предыдущими годами в 2022г. отмечается резкое увеличение поступающих детей с задержкой психического развития. В результате выявления отклонений в развитии детей, для подтверждения диагноза нами 17 детей были направлены на ПМПК, где задержка психического развития подтвердилась. Далее составляется индивидуальный план реабилитации на каждого ребенка.

Поскольку поступление в школу для младшего школьника является важной жизненной вехой, а учебная деятельность играет решающую роль в развитии личности, работа с детьми с задержкой психического развития в начальной школе приобретает особую ценность.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.

Цель исследования состоит в изучении особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития.

В соответствии с целью мной были поставлены следующие задачи:

1. Анализ научных источников по проблеме;

2. Изучение проблемы развития эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития;

3. Экспериментально выявить особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста;

4. Сопоставление данных исследования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР.

Объект исследования: эмоциональная сфера.

Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР.

Гипотеза исследования: можно предположить, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются различия в эмоционально-волевой сфере по сравнению со здоровыми детьми их возраста.

Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении дается обоснование актуальности проблемы, определяется цель, задачи и гипотеза исследования.

Первая глава. «Современные представления о развитии эмоциональной сферы у детей» посвящена анализу теоретических источников по проблеме эмоционального развития младших школьников с задержкой психического развития.

Во второй главе «Изучение эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста» приведены результаты экспериментального исследования.

В заключении, сделаны выводы, приведены итоги исследования.

1. Современные представления о развитии эмоциональной сферы у детей.

1.1 Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника.

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7—8 до 11—12 лет. Это годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системы, а также деятельности внутренних органов.

Безусловно, имеются серьезные различия в психическом облике школьника I и школьника IV класса. Поэтому суммарная характеристика эмоциональной жизни за весь период младшего школьного возраста может показаться несколько общей. Однако при наличии различий между первоклассником и учеником IV класса можно с достаточной отчетливостью увидеть то, что в целом является характерным для эмоциональной жизни именно ребенка младшего школьного возраста.

Первой особенностью эмоциональной сферы младшего школьника, особенно первоклассника, является свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его явления.

В этом отношении младший-школьник мало отличается от дошкольника. Маленький школьник вообще реагирует бурно на многое, что его окружает. Он с волнением глядит, как собака играет со щенком, с криком он бежит к позвавшим его товарищам, начинает громко смеяться при чем-нибудь смешном и т. д. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик. Чрезвычайно эмоционально поведение маленьких школьников при просмотре ими театрального спектакля: очень резки переходы от сочувствия герою к негодованию на его противников, от печали по поводу его неудач к бурному выражению радости при его успехе. Большая подвижность, многочисленные жесты, ерзание на стуле, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что все, затронувшее младшего школьника во время спектакля приводит к ярко выраженному эмоциональному отклику.

Второй особенностью эмоциональной сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Это не значит, что младший школьник уже хорошо владеет своим поведением — подавляет выражение тех или других неодобряемых окружающими чувств. Нет, он достаточно ярко проявляет страх, недовольство, обиду, гнев, хотя и старается их подавить. Все эти эмоции отчетливо проявляются в его поведении во время столкновений со сверстниками.

Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет не столько в моторной форме - лезет драться, вырывает из рук и т. д., сколько в словесной форме ругается, дразнит, грубит; появляются оттенки, которые не наблюдаются у дошкольников, например, в выражении лица и интонациях речи — ирония, насмешка, сомнение и т. д. Если дошкольник в состоянии каприза способен лечь на пол и начать кричать, брыкаться, бросать предметы, то с младшим школьником этого не бывает; формы выражения каприза или сильного раздражения у него иные, чем у дошкольника. Переживания злости: к стыду проявляются в более скрытой форме, правда, достаточно явной для окружающих (особенно взрослых).

Так на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка.

Третья особенность – это развитие выразительности эмоций младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики).

Четвертая особенность связана с ростом понимания младшим школьником чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. Однако в уровне такого эмоционального понимания наблюдается отчетливая разница между первоклассниками и третьеклассниками и особенно четвероклассниками.

Пятой особенностью эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные уроки быстро снижают познавательный интерес первоклассника, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению.

Шестая особенность связана с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и т. д. При этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия при выполнении поручения, впечатления от слов учителя. Но важно помнить о том, что когда младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе.

Младший школьник может совершить хороший поступок, проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т. д. Конечно, услышав осуждение взрослых, возможно, он быстро изменит свое отношение и при этом не формально, а по существу и вновь окажется хорошим.

В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда, раскаяния и иногда страха. То есть за период младшего школьного возраста происходят серьезные сдвиги в интересах ребенка, в его доминирующих чувствах, в объектах, которые его занимают и волнуют.

У младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера — импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребенка.

У младших школьников нередко наблюдается отсутствие уверенности в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники бывают в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач.

Настойчивость, как важнейшая черта характера, особенно обнаруживается, в III классе. Благодаря ей учащиеся добиваются значительных успехов.

Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Огромное место в сознании младшего школьника занимает педагог. Его отношение к ребенку, оценки, высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех.

1.2. Задержка психического развития: общая характеристика.

Задержка психического развития (ЗПР, вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития», так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами, нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Причины возникновения ЗПР: органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональные (наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (плохой уход, безнадзорность и др.)

Часто ЗПР проявляется, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны гораздо раньше в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти.

Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.

У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец», а также непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.).

У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а, следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

Итак, задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый индивидуальный подход.

1.3. Эмоциональная сторона деятельности личности с ЗПР

Проблема заключается в задержке усвоения навыков и знаний, требуемых по возрасту, в отклонении в эмоциональных проявлениях и активности. Прогноз в развитии этих детей благоприятный. И чем раньше диагностирована проблема, тем быстрее ребенок может реабилитироваться.

Итак, эмоционально-волевая сфера у детей с задержкой психического развития находится как бы на более ранней ступени развития. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы личности в целом (преобладают игровые интересы).

2. Изучение эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

2.1. Характеристика контрольной и экспериментальной групп

Данное исследование проводилось в стационарном отделении

ГКУ РС (Я) «РСРЦН».

Всего было обследовано 14 детей, из которых контрольную группу составили 7 детей с нормальным психическим развитием, а экспериментальную – 7 детей с ЗПР.

Таблица 1

Характеристика экспериментальной группы.

№ Ф. И. О. Возраст пол Психическое развитие

1 Костя А. 8 лет муж ЗПР

2 Маша И. 8 лет жен ЗПР

3 Катя П. 8 лет жен ЗПР

4 Лиза К. 7,5 лет жен ЗПР

5 Игорь Р. 8 лет муж ЗПР

6 Саша С. 8 лет муж ЗПР

7 Аня В. 8 лет жен ЗПР

Таблица 2

Характеристика контрольной группы.

№ Ф. И. О. Возраст пол Психическое развитие

1 Аня К. 8 лет жен Норма

2 Аня Т. 7 лет жен Норма

3 Игорь Ж. 8 лет муж Норма

4 Ваня М. 7 лет муж Норма

5 Катя Д. 8 лет жен Норма

6 Алена Ж. 8 лет жен Норма

7 Лариса Д. 8 лет жен Норма

2.2. Методики исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР

В данном исследовании были использованы следующие методики:

1. Цветовой тест Люшера.

Цель данной методики – исследование психоэмоционального состояния ребенка, выявление эмоциональной неадекватности и эмоциональных нарушений.

2. Методика «Волшебная страна чувств»

Цель данной методики – исследование психоэмоционального состояния ребенка, выявление эмоциональной неадекватности и эмоциональных нарушений.

2.3. Описание и анализ результатов

Цветовой тест Люшера.

Таблица 3

Экспериментальная группа

№ Ф. И. О. 1 выбор 2 выбор Ф. С. Степень устойчивости

1 Костя А. 3-К-С 3-С-К АТ,АВ Не устойчив

2 Маша И. 3-К-С 3-К-С АТ Устойчив

3 Катя П. 3-К-С 3-С-К АТ,АВ Не устойчив

4 Лиза К. 3-К-С 3-К-С АТ Устойчив

5 Игорь Р. 3-С-К 3-С-К АВ Устойчив

6 Саша С. 3-К-С 3-К-С АТ Устойчив

7 Аня В. 3-С-К 3-С-К АВ Устойчив

Таблица 4

Контрольная группа

№ Ф. И. О. 1 выбор 2 выбор Ф. С. Степень устойчивости

1 Аня К. С-К-З С-К-З ФР Устойчив

2 Аня Т. К-С-З К-С-З ФН Устойчив

3 Игорь Ж. С-К-З С-К-З ФР Устойчив

4 Ваня М. С-К-З С-К-З ФР Устойчив

5 Катя Д. С-К-З С-К-З ФР Устойчив

6 Алена Ж. К-С-З К-С-З ФН Устойчив

7 Лариса Д. К-С-З К-С-З ФН Устойчив

Примечание.

ФН – состояние функционального напряжения.

ФР – состояние функционального расслабления.

ФВ – состояние физического возбуждения

ФТ – состояние функционального торможения.

АВ – состояние аффективного возбуждения.

АТ – состояние аффективного торможения.

По методике Люшера получены следующие результаты: Катя П., Костя А. показали разные результаты выборов, что указывает о неустойчивости их эмоционального состояния. У Маши И., Лизы К., Саши С. преобладало состояние аффективного торможения, таким детям характерно доминирование сильных отрицательных эмоций с диапазоном от состояний растерянности, психического дискомфорта до страха. У Игоря Р. и Ани В. Преобладало состояние аффективного возбуждения, им свойственны эмоции от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости.

По результатам группы детей с нормальным психическим развитием можно отметить следующее: эмоциональное состояние у детей устойчивое, преобладали состояния функционального расслабления (Аня К., Игорь Ж., Ваня М., Катя Д.) и состояния функционального напряжения (Аня Т., Алена Ж., Лариса Д.). В целом состояние было спокойное, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения. Дети были внимательны, хорошо ориентировались, проявляли активность.

Сравнивая результаты двух групп, мы видим существенные различия в эмоциональной сфере.

Методика «Волшебная страна чувств».

Результаты данной методики: Игорь Р. использовал два раза красный и желтый цвет, Лиза К. два раза использовала красный и синий цвета, Маша И. не использовала синий цвет, но два раза выбирала красный, желтый, зеленый цвета. Костя А. не раскрасил все домики, комбинировал цвета, красный и желтый цвет использовал по два раза, неадекватно использовал цвета: чувство радости раскрасил в коричневый цвет. Катя П. два раза использовала красный цвет, радость также раскрасила в коричневый цвет. Саша С. чувство удовольствия окрасил в черный цвет, что свидетельствует о несформированности данного эмоционального состояния. Аня В. два раза использовала красный цвет, комбинировала цвета. Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: шестеро из семи детей использовали красный цвет по два раза, что показывает наличие повышенной тревожности. Неадекватно использовали цвета Костя А., Катя П., Саша С.

Со второй частью задания – разукрасить силуэт человека - дети не справились, так как фигуру человека воспринимали неадекватно, в связи с этим результаты не интерпретировались.

Контрольная группа детей с заданием справилась. Цвета использовались все и адекватно, предпочтение отдавалось синему, зеленому цвету, что свидетельствует о большей сформированности эмоциональных состояний по сравнению с результатами, полученными в ходе проведения исследования в экспериментальной группе.

Обобщая полученные результаты можно сделать следующие выводы:

- ЗПР обуславливает замедленный темп созревания эмоционально-волевой сферы,

- дети с ЗПР в большинстве случаев не в состоянии контролировать собственные эмоции и «считывать» эмоции окружающих,

- общее состояние у детей с ЗПР – тревожное и напряженное, что не дает нормально развиваться дальше и снимать разницу в развитии между детьми с ЗПР и детьми без отклонений в развитии.

Заключение

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей младшего школьного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, чувствовать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

При этом следует учитывать, что при ЗПР нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и (или) степень несформированности психических функций может быть различной, возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций, этим и определяется многообразие проявлений ЗПР в дошкольном возрасте.

Если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении со взрослыми (при этом активно работают механизмы саморазвития, то при ЗПР каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния.

Итак, проведя исследование эмоциональной сферы у детей с ЗПР и детей без отклонений в развитии, мы сделали следующие выводы:

- общее состояние у детей с ЗПР – тревожное и напряженное, что не дает нормально развиваться дальше и снимать разницу в развитии между детьми с ЗПР и детьми без отклонений в развитии.

- у младших школьников с ЗПР в целом состояние довольно неустойчивое, нельзя говорить о полной сформированности какого-то из состояний, вывод связан с тем, что при выборах различных цветов, действия детей были хаотическими, это не позволило сделать вывод о сформированности состояний.

Это подтверждает мою гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются различия в эмоционально-волевой сфере по сравнению со здоровыми детьми их возраста.

Публикации по теме:

День интеллектуальных игр в ДОУДень интеллектуальных игр в ДОУ Лето- прекрасное время для разнообразных развлечений детей. В этот раз мы решили провести День интеллектуальной игры. В гости к ребятам.

Игры и задания для развития интеллектуальных способностей Игры и задания для развития интеллектуальных способностей 1. Знакомство со свойствами предметов: А) Загадки (можно выбрать определенную.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики»Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики» Цель: Создание условий для повышения качества математического образования детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Развитие познавательной.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУВзаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Эмоционально развивающая пространственная средаЭмоционально развивающая пространственная среда Эмоционально-развивающая пространственная среда. Уголок эмоцийАвтор: Галимуллина Гузалия Нуховна педагог-психолог МБДОУ Детский сад комбинированного.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Изучение интеллектуальных, личностных, эмоционально-волевых особенностей воспитанников в условиях Гку рс (Я) «Рсрцн»
Опубликовано: 24 октября 2022 в 10:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД