Тимофей Курочкин
Применение современных образовательных технологий в работе музыкального руководителя (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе эффективно осваиваю и применяю психолого-педагогические технологии, которые способствуют охране и укреплению здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды. Технологии направлены на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих психоэмоциональное благополучие, сохранение и укрепление здоровья детей. Таким образом, внедряю здоровьесберегающие технологии в музыкальную деятельность с детьми. В основном, на занятиях по логоритмике широко использую различные пальчиковые гимнастики, распевки, физминутки, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, массаж, самомассаж, артикуляционную гимнастику, релаксацию.
Публикация «Применение современных образовательных технологий в работе музыкального руководителя (из опыта работы)» размещена в разделах
В моей работе использование здоровьесберегающих технологий выступает как необходимое условие полноценного, в том числе музыкального развития детей. Применение их в образовательной деятельности музыкального руководителя повышает результативность детской деятельности: способствует обеспечению устойчивого интереса ребенка к занятиям музыкой; способствует формированию потребности в двигательной активности; способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья; позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей.
Формирую мотивацию детей к совместной деятельности со взрослыми и другими детьми посредством создания социальной ситуации развития и необходимых условий для той или иной деятельности. Дети сами обнаруживают проблему, пытаются найти решение и средства для этого решения. Организую так деятельность, чтобы ребенок преследовал «свою» детскую цель в процессе деятельности, а не подчинялся цели педагога. В таком случае, мотивация детей проходит на высоком уровне, и вся деятельность строится от потребностей и интересов ребенка.
Эффективно использую методы обучения и воспитания для развития музыкальных способностей воспитанников. Они позволяют ребенку проявлять больший интерес к изучению и восприятию музыки, различению свойств музыкального звука, приемов различного голосового и инструментального исполнения.
Методы музыкального воспитания
Метод размышления о музыке (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский)
Направлен на развитие осознанного отношения ребенка к музыке, формирование его музыкального мышления. Эффективен в таком виде музыкальной деятельности, как слушание музыки
Художественно-практический метод
Воспроизведение музыки и передача переживаний, вызванных музыкой, в разных формах исполнительской деятельности, таких как вокализация, пластическое интонирование музыки, ритмические движения под музыку, выражение переживаний музыки с помощью творческих способов действий в различных видах музыкальной деятельности и т. д.
Методы музыкально-эстетического воспитания (Н. А. Ветлугина)
Включают в себя: метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости; метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия; метод упражнения в практических действиях; метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям
Методы формирования музыкальной культуры, разработанные О. П. Радыновой
Состоят из: метода контрастного сопоставления произведений; метода уподобления характеру звучания музыки, активизирующей творческие проявления ребенка, направленный на осознание музыкального образа
Метод создания художественного контекста по Л. В. Горюновой
Направлен на развитие музыкальной культуры ребенка через разнообразные связи музыки с другими видами искусства – живописью, поэзией и т. д.
Метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова)
Использую для развития способности детей передачи интонаций музыки в пластике движений
Считаю достаточно важным аспектом своей работы использование различных методов музыкального воспитания, так как именно они обеспечивают полноценное и эффективное взаимодействие с воспитанниками в ходе реализации программы музыкального развития, способствуют эффективной организации и мотивации к деятельности, активизации познавательной деятельности, позволяют создавать условия для развития самостоятельной музыкальной деятельности.
Эффективно осваиваю и применяю современные образовательные технологии в образовательном процессе, которые позволяют реализовывать поставленные цели и задачи в музыкальной деятельности с детьми.
Образовательные технологии Использование в образовательной деятельности Результативность
Технология проектной деятельности Участвую в реализации групповых образовательных проектов в музыкальной деятельности с детьми. В основном это недельные групповые проекты. Музыкальный праздник, (утренник, развлечение и др.) обычно является итоговым событием группового проекта Позволяет сотрудничать со всеми педагогами, эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников. Дает возможность углубленного изучения данной темы, с разных образовательных сторон, в том числе и музыкальной. Способствует развитию творческих способностей, предпосылок к развитию самостоятельности детей
ИКТ- технологии Использую готовые презентации, разрабатываю и создаю новые к образовательным групповым проектам, такие как: «Времена года» П. И. Чайковский, «Русские композиторы», «Музыкальные инструменты, А. Вивальди «Весна», «Времена года», и т. д.
Применяю мультимедийные музыкальные игры : «Домисолька», «Путешествие в музей музыкальных инструментов», «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста», «Голоса птиц», «Звуки дома», «Звуки природы», «Чей это голос?», «Человек и звуки» и т. д. Позволяет проводить образовательную деятельность, вызывая у детей больший интерес к изучаемому материалу, тем самым активизируя познавательную деятельность ребенка. Обеспечивает наглядность, способствующую целостному красочному восприятию. Повышает качество образовательного процесса
«Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой Элементарное музицирование - практическая деятельность. Оно предполагает личное участие каждого ребенка в исполнении и творении музыки. Технология представляет собой музицирование простейшими элементами музыкального языка : мотивом, ритмом, словом, движением. Двумя основными принципами обучения являются: импровизационно-творческая деятельность и игра При занятиях творческим музицированием использую основные виды музыкальной деятельности : пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная и театрализация. Использование данной методики позволяет развивать не только навыки игры на детских музыкальных инструментах, но и другие музыкальные способности. Для этого использую разные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторскую музыку разных эпох и стилей, современную танцевальную музыку
Образовательная технология «Ситуация» Образовательная ситуация планируется и организуется мной для решения задач музыкального образования ребенка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности. Данная технология направлена на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников; на поддержку инициативы детей в различных видах музыкальной деятельности; на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений Таким образом, в процессе личностно развивающего взаимодействия посредством образовательных ситуаций у дошкольников происходит формирование новых представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности; систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей; развитие творческих способностей
Таким образом, применение современных образовательных технологий способствует проявлению интереса воспитанников к разным видам деятельности, являются одним из мотивирующих средств. Систематическое использование различных технологий позволяет эффективно и результативно реализовывать программные цели и задачи музыкального воспитания дошкольников.
Эффективно организую работу по поддержке детской инициативности
В процессе музыкальной образовательной деятельности, творческих мероприятиях и т. п. создаю условия для свободного выбора детьми деятельности и поддерживаю их в этом выборе. Дети самостоятельно выбирают необходимые для этой деятельности предметы, атрибуты, музыкальные инструменты. Далее обеспечиваю свободный выбор партнера (-ов) в разных видах музыкальной деятельности. Дети сами предлагают способ выбора партнера (-ов) для той или иной музыкальной деятельности, часто используют личные предпочтения.
Воспитанники с удовольствием самостоятельно предлагают и находят пути решения проблемы, и реализуют собственные планы, в то время я, как педагог предоставляю возможность детям предложить «свой» путь решения той или иной проблемы, проблемной ситуации и не ограничиваю в его реализации. Дети высказываются на протяжении практически всей музыкальной деятельности о своих эмоциях, открытиях, успехах, предпочтениях, в особенности на рефлексивном этапе образовательной деятельности. Как педагог-партнер не ограничиваю свободу детей в высказываниях своих мыслей, чувств, впечатлений.
Таким образом, в результате организованной работы по поддержке детской инициативности воспитанники могут оценивать свои действия, результат собственных действий. Это позволяет каждому ребенку чувствовать свою значимость в общем деле, и непосредственно самостоятельно решать определенные проблемные ситуации.
Эффективно создаю условия для позитивных отношений между детьми, для развития коммуникативных способностей, умения работать в группе сверстников
Для этого создаю доброжелательную обстановку на музыкальных занятиях и других видах музыкальной деятельности, создаю ситуацию успеха в том или ином виде деятельности. Все это способствует умению детей общаться, дружелюбно разговаривать друг с другом. Кроме того, совместная деятельность объединяет детей общей проблемой, общим способом решения. Каждый ребенок старается выполнить так свою роль, свою миссию, чтобы общее дело «не пропало», чтобы «все получилось». Участвуя в такой совместной деятельности, ребенок развивает свои коммуникативные способности, умение слушать своих товарищей, уступать, соглашаться с другими детьми для достижения единого результата.
Таким образом, совместная работа детей с общим замыслом объединяет воспитанников, и естественным образом развивает дружеские отношения между ними. Особое значение в этом имеет деление на микрогруппы, так как ребенку проще «договориться» с более узким кругом сверстников, на первоначальном этапе. Посредством этого дети с легкостью учатся проявлять уважение друг ко другу, учатся уважать чужое мнение.
В реализации образовательных групповых проектов, при проведении различных музыкальных мероприятий активно применяю ТСО. Наиболее часто в образовательной деятельности с детьми использую музыкальный центр, портативную колонку, мультимедийный проектор, ноутбук, мобильный телефон.