Наталья Кокорина
К педсовету по экологии «Организация и содержание деятельности в уголке природы» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Мир природы нельзя познать по картинке. Всестороннее развитие и воспитание дошкольника осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности, что способствует развитию психических процессов, развитию умственных действий.
Публикация «К педсовету по экологии „Организация и содержание деятельности в уголке природы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
В 2007 году ЮНЕСКО опубликовал Всемирный доклад по мониторингу «Программы ЮНЕСКО «Образование для всех». Первая глава документа – «Обучение начинается с рождения». «Конвенция о правах ребёнка», а также научные данные о возможности раннего развития позволили сделать вывод «…Прочная основа воспитания и образования детей младшего возраста, включая хорошее здоровье, правильное питание и благоприятствующую ребёнку среду, может обеспечить плавный переход ребёнка в начальную школу. Дать хорошую возможность получения базового образования и помочь ему избежать нищеты и других не благоприятствующих его развитию условий. …».
Первая цель «Образования для всех» обращения к правительствам стран для расширения и совершенствования воспитания и образования детей дошкольного возраста, т. к. это гражданское право ребёнка.
Далеко не всё ребёнок может правильно понять, установить разнообразные причинно – следственные связи в природе, что формирует не верное экологическое отношения к объектам природы. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребёнка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности ДОУ работа по экологическому воспитанию ведё тся в разных направлениях и затрагивает все образовательные области: (труд в природе, наблюдения на прогулке, экскурсии на природоведческие объекты, непосредственно – образовательная деятельность, развлечения и т. д.) и в том числе расширению знаний в образовательных областях возможно путём создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях, отдельных помещений для живого уголка, зимнего сада.
Цели:
• Развитие у детей познавательных интересов, через формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей (ФГТ о/обл «Познание»).
• Формирование положительного отношения к труду, посредством развития трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам (ФГТ о/обл «Труд»).
• Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания, через приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения (ФГТ о/обл «Безопасность»).
Задачи, которые решают с помощью уголка природы в группе :
1. Расширять и уточнять знания детей о природе. Закреплять умение наблюдать.
2. Продолжать работу по ознакомлению с комнатными растениями.
3. Закреплять умения ухаживать за обитателями уголка природы.
4. Формировать представления о чередовании времён года, частей суток и их некоторых характеристиках.
5. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
6. Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.
7. рассказать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
8. Выполнять различные поручения связанные с уходом за животными и растениями уголка природы; выполнять обязанности дежурного в уголке природы.
9. Привлекать детей к посеву семян, овощей, цветов, высадке рассады.
10. Привлекать к пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
11. Формирование навыков культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т. д.).
12. Расширять представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных только вместе со взрослыми, не беспокоя и не нанося им вред; кормить животных только вместе со взрослыми; чужих животных гладить нельзя; без разрешения родителей не приносить в дом животных; не брать на руки бездомных животных.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап:
• Изучение методической литературы.
• Выделение зоны в группе для размещения уголка природы, размещение в нём комнатных растений, календаря природы и наблюдений, оборудования для труда в природе в доступном для детей месте.
• Составление содержания работы с детьми в уголке природы.
• Обновление настольно – печатных игр и пособий, уголка экспериментирования, комнатных растений, согласно требованиям основной программы.
2. Реализационный этап:
• Проведение непосредственно – образовательной деятельности, опытно – экспериментальной деятельности.
• Продолжить работу по уходу за комнатными растениями.
• Проведение бесед, природоведческих игр, наблюдений за природой.
• Работа с календарём наблюдений.
• Работа с родителями.
3. Заключительный этап:
• Подведение результатов непосредственно – образовательной деятельности, опытно – экспериментальной деятельности.
• Диагностирование воспитанников.
Формы работы по организации и содержанию деятельности в уголке природы.
1. Непосредственно – образовательная деятельность.
2. Совместная деятельность с воспитателем.
3. Самостоятельная деятельность детей в уголке природы.
4. Работа с родителями.
1. Непосредственно – образовательная деятельность. В своей работе я изучила и применяю в своей работе следующую методическую литературу: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенникова, «Добро пожаловать в экологию!» О. А. Воронкевич.
Детям интересно узнавать что-то новое, неизведанное, познакомиться и поиграть с новыми героями, узнать, что то новое о растениях.
Система работы с детьми разделена по месяцам (с сентября по май, расписана каждая неделя. На третьей неделе проводится непосредственно – образовательная деятельность, по темам: «Как заполнить календарь природы?», «Растения в нашем уголке природы», «Золотые рыбки – декоративные домашние рыбки». Знания полученные в непосредственно – образовательной деятельности закрепляются в других видах деятельности – беседы предусмотренные Программой по всем образовательным областям, наблюдений, чтении художественной литературы, музыке, труда в природе.
2. Совместная деятельность с воспитателем – ежедневные наблюдения на прогулке за погодой, трудом взрослых, дежурство в уголке природы, уход за обитателями уголка – способствует накоплению и систематизации знаний у детей. Всё это способствует применению знаний детьми на практике. В своей практике я провела следующие наблюдения: «Какие они – цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?» - помогает детям усвоит части растения, что появилось сначала: бутон или цветок, цветок или коробочка с семенами.
Серия наблюдений за хомяком: «Знакомьтесь, дети, я – хомяк», «Устроим для хомяка хороший дом», «Хорошо ли хомяку в новых условиях?», «Что и как ест хомяк?», «Какой хомяк и чем он отличается от мышонка?», «Как передвигается хомяк?», «Когда хамяка трудно заметить?» - знакомит с внешним видом животного, чем питается, чем отличается от мышки, способы маскировки в природе, какие условия нужны для существования хомяка в уголке природы. «Кто живёт в нашем аквариуме?», «Что и как едят рыбки?», «Как плавают золотые рыбки?», «Как караси отличаются от золотых рыбок?» - дети получают знания о рыбах, чем дышат и питаются, отдыхают и спят, их окраске и многообразии, размерах рыб и улиток, что вода непременное условие существования рыб.
Продолжается цикл наблюдений зимой за водой, снегом, льдом. С детьми я провожу серию опытов с объектами неживой природы : «Получаем талую воду», «Замораживаем воду», «Когда бывает пар?», «Пар – это вода» - вследствие чего дети получают знания о том, что снег – это вода, воду можно заморозить, и она превратится в лёд, станет твёрдой, пар – это мелкие капельки воды, вода – газообразна.
Труд в уголке природы – это ежедневная совместная работа воспитателей и детей, дети получают знания, умения и навыки в уходе за растениями – нуждаются в свете, тепле, воде, почву периодически рыхлим, чтобы был доступ воздуха к корням.
«Огород на окне» - посадка лука и создание им разных условий (одна в тепле, свете, вода, другая – холод, вода, свет) у детей вызывают интерес к выращиванию этой огородной культуры, учат замечать изменения прошедшие с луком, устанавливают связь от условий, делают зарисовки лука с натуры. Совместная деятельность с воспитателем «Пересаживаем растения», «Собираем гербарий тундры», «Высеваем семена, рассаду» - в процессе дети получают первые трудовые навыки.
3. Самостоятельная деятельность детей.
В самостоятельной свободной деятельности дети применяют знания в играх: например, малоподвижная игра «На земле, в небесах, и на море», дидактическое лото «В саду и в огороде», «Съедобное – не съедобное», сюжетно - ролевая игра «Магазин овощной»; в беседах друг другом делятся опытом и знаниями, что поможет детям сохранить здоровье и возможно жизнь: «Почему зимой нельзя прикасаться к железу языком, влажными руками?», «Наблюдение за сосульками», опасно их брать в рот, сбивать палкой, «Не подходить к берегу Обской Губы: весенний, осенний лед всегда – опасен», «Чем опасны ядовитые растения в тундре?», «Что получится, если растопить сосульку?», грязная вода, нельзя брать в рот сосульки; «Наблюдение за гололёдом, ледоходом на Обской Губе». Приучаются экологически мыслить и объяснять правила поведения в природе : ««Наблюдение за распустившимися веточками, цветами в тундре», не срывать их, оберегать, «Цикл наблюдений за срезанной веткой тальника», «Наблюдение за сезонными изменениями в природе тундры». С желанием и самостоятельно выполняют поручения по уходу за животными и растениями уголка природы, поливают комнатные растения, рыхлят почву, протирают листья, кормят рыб в аквариуме, ухаживают за растениями в уголке природы.
4. Работа с родителями: (индивидуально, подгруппам, группой).
Родители выполняют вместе с детьми трудовые поручения (посев семян, рассаживание цветов в группе, приносят лук для посадки, для них оформлена в родительском уголке информация по временам года, дан перечень наблюдений за сезонными изменениями в природе. Родители принимают активное участие в жизни группы, они мастерят – лопатки, метёлки. Помогают со сбором материала для опытно – экспериментальной деятельности.
Провела консультацию для родителей на тему: «Как ухаживать за комнатными растениями».
Планируемые результаты:
Я ожидаю от своих воспитанников, что в результате освоения деятельности в уголке природы они научатся :
• Выполнять поручения по уходу за домашними животными и растениями в уголке природы.
• Соблюдение элементарных правил поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережно относится к окружающей природе).
• Имеет знания о взаимодействии человека с природой в разное время года. Бережно относится к природе.
• Знает значение объектов неживой природы для жизни человека и растений.
Дошкольники – неутомимые исследователи, они познают окружающую нас природу через разнообразные виды деятельности (НОД, общение со взрослыми и сверстниками, наблюдения, экскурсии, экспериментирования). Т. о. уголок природы в группе помогает лучше знакомить детей с природой, воспитывает любовь к ней. Дошкольникам предоставляется возможность узнать о специфике климатических условий, в которых они живут, сезонах года, растениях и животных, характерных для данного региона. Создание уголка природы в детском саду помогает полнее решить эту задачу.