Александр Владимирович Гришин
Характеристика понятия «компетентность»
▼ Скачать + Заказать документы
В исследованиях последних лет авторы вкладывают
следующие характеристики в понятие «компетентность» :
новое качество, увязывающее знания и умения со спектром
интегральных характеристик качества подготовки, в том
числе и со способностью применять полученные знания
и умения на практике; одна из важнейших характеристик
деятельности человека – интегральное качество личности,
выступающее как результат обучения и главное условие его
эффективности (В. А. Адольф); способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной
Публикация «Характеристика понятия „компетентность“» размещена в разделах
самореализации, нахождению воспитанником места в мире
(В. А. Болотов, В. В. Сериков); личностное качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленную социально-профессиональную характеристику человека (И. А. Зимняя); качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, с ней связаны (Ю. Г. Татур); интегральная способность человека строить свое поступательное развитие в различных
сферах жизнедеятельности с постоянным усложнением задач и возрастанием уровней достижений (А. А. Деркач); владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А. В. Хуторской); готовность и способность личности использовать теоретические знания и практический опыт для разрешения определенных задач (Ю. В.
Варданян); целостная система личностно-осмысленных
знаний, умений и принятых ценностей, как раз и направленных на применение этих самых компетенций (А. А. Вербицкий); способность действовать в ситуации неопределенности (О. Е. Лебедев); характеристика, даваемая человеку на основе оценки результативности его действий, направленных на разрешение определенных, значимых для данного сообщества задач (Л. В. Шкерина).
Современные отечественные и зарубежные исследователи, рассматривая конструкт «компетентности» как личностной характеристики, подчеркивают, что субъект овладевает ей в процессе освоения компетенции.
Г. К. Селевко отмечает, что понятие «компетенция»
чаще применяется для обозначения: 1) образовательного
результата, выражающегося в подготовленности, «оспособленности» выпускника, в рациональном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами; 2) такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды.
Э. Ф. Зеер под компетенциями понимает интегративные
конструкты, включающие знания, умения, навыки, деятельностные способности и ценностно-мотивационные компоненты, которые становятся адекватной нормой деятельности.
А. Н. Дахин определяет образовательную компетенцию как уровень развития личности учащегося, связанный
с качественным освоением содержания образования. Образовательная компетентность – свойства личности совершать сложные культуросообразные действия, направленные на взаимодействие с реальным миром. Образовательная компетенция идеальна, нормативна, моделирует свойства выпускника и обучающегося.
В. Н. Введенский под компетенцией понимает совокупность конкретных профессиональных или функциональных
характеристик.
Ученые С. Е. Шишов, В. А. Кальней определяют компетенцию как общую способность, основанную на знаниях,
опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.
По мнению А. В. Хуторского, компетенция – совокупность
взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,
способов действия, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.
Д. А. Ивановым под компетенцией понимается совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности и рефлексии студента по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно
и социально значимой продуктивной деятельности. Проанализировав высказывания разных авторов, Д. А. Иванов считает, что компетентность обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный, а компетенция характеризует то, чем
человек обладает (способности, умения, круг полномочий,
круг вопросов). эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть.