Гузель Бекирова
Консультация «Как дать эмоциональную поддержку детям в тяжёлое время»
▼ Скачать + Заказать документы
Ситуация в мире сложная, и наши дети любого возраста сейчас, как никогда, нуждаются в помощи и поддержке. Из этой статьи вы узнаете основные рекомендации о том, как поддерживать детей, когда они волнуются, беспокоятся, боятся и переживают.
Помните, что вы для них — источник поддержки, равновесия, спокойствия, безопасности.
1. Детям важен физический контакт: обнимать, гладить, держать за руку, прижимать к себе, брать на руки. Во время такого контакта у людей вырабатывается гормон окситоцин, который дает ощущение безопасности и счастья. Для маленького ребенка ощущение безопасности от того, что он может прижаться к любимому, близкому человеку даже сильнее чем то, что происходит во внешнем мире. Он чувствует опору и чувствует себя более надежно. Дети могут также прижиматься и обнимать друг к друга, либо обнимать своих домашних питомцев.
Публикация «Консультация „Как дать эмоциональную поддержку детям в тяжёлое время“» размещена в разделах
2. Детям важно играть. В любых условиях и обстоятельствах. Игра — это доступная для ребенка форма само-терапии, психологической помощи, которую ребенок оказывает сам себе. Потому что через игру ребенок может прорабатывать свои травмы, справляться со своим беспокойством, проецировать в игру свои тревоги и разные эмоции, выплескивать их. Ребенок может играть сам с собой, со взрослыми, с другими детьми. Так как у детей бесконечная фантазия и воображение — для игры подходят любые подручные предметы, если поблизости нет игрушек. Игры у ребенка могут быть довольно агрессивные — машинки могут сталкиваться, поезда сходить с рельс, дома взрываться, фигурки людей бить друг друга — не запрещайте такие игры. Это доступный и безопасный канал выхода своим эмоциям.
3. Детям важно рисовать. Происходят такие же процессы, как я описывала выше про игру. В рисунке ребенок выражает все то, что он чувствует, переживает. Через рисунок он прорабатывает свои травмы, выплескивает свои эмоции. Важно не мешать ребенку рисовать так, как он хочет. Не исправлять его рисунок, не делать замечания, не корректировать. В ход могут идти и черные цвета, и «каляки-маляки» (хотя ребенок умеет рисовать очень красиво). Рисунки могут быть довольно страшными, т. к. Ребенок проецирует на рисунок свой внутренний мир и свои переживания. Вы можете сидеть рядом и наблюдать, можете рядом рисовать что-то свое.
4. Детям важно говорить то, что увеличивает у них ощущение безопасности и душевного спокойствия, когда они волнуются. Например, детям, которые находятся в эпицентре военных действий или вынуждены были уехать оттуда, важно говорить о конкретных вещах и объяснять, что происходит и почему:
Смотри, мы находимся сейчас в (у себя дома, у наших друзей, у наших родных, в убежище, в другой стране).
У нас есть еда и это очень хорошо.
Здесь тихо, ничего не гремит, и это очень хорошо.
Есть много людей, которые хотят нам помочь и помогают.
Есть много людей, которые нас любят и заботятся о нас.
Мы скоро уедем там, где будет тихо.
Я о тебе позабочусь
Я сделаю все, чтобы мы были в безопасности.
Все будет хорошо, я рядом.
Если будет происходить это — вот, что мы сделаем и вот — почему.
Для детей, которые находятся в мирной обстановке, но волнуются и переживают:
Мы дома, здесь все хорошо, ты в безопасности.
Это твоя комната, здесь все твои любимые игрушки, любимые книжки.
Мама и папа рядом с тобой.
Ты под нашей защитой.
Как давать эмоциональную поддержку детям
5. Детям важно, чтобы их чувства принимали и понимали: «Я понимаю, что ты волнуешься, давай я тебя обниму», «Я понимаю, что ты боишься, иди я тебя обниму», «Я понимаю, что тебе грустно — иди я тебя обниму».
Примеры обесценивания: «А ты не бойся», «Не говори ерунды», «Не волнуйся», «Не нужно придумывать». Это все равно, что сказать: «Пусть у тебя не болит голова». Голова от этого меньше болеть не будет. Чувства нельзя выключить. Поэтому, принимайте и поддерживайте.
6. Детям помогает, когда они заботятся о своей игрушке. Маленькому ребенку можно предложить заботиться о своей любимой игрушке, кормить ее, укладывать спать, качать, успокаивать: «Скажи мишке, что все будет хорошо, что о нас позаботятся», «Спой мишке на ночь песенку». «Давай помоем мишке мордочку». Когда ребенок заботится о своей игрушке, ухаживает за ней, успокаивает ее — это ему самому помогает.
7. Детям важно «укрепиться» в настоящем, чтобы поменьше тревожиться о будущем. Сильная тревога и паника появляются у нас тогда, когда мы «выпадаем» из настоящего думаем о будущем. А когда мы стараемся «укрепиться» в настоящем — тревога снижается. Что помогает укрепиться в настоящем? Обычные домашние, ежедневные дела, а также игры и занятия с ребенком, чтение ему. Когда вы погружаетесь в то, что делаете именно сейчас всецело, «с головой». Ребенок, участвуя в простых домашних делах вместе с вами, тоже погружается в настоящий момент. Можно проговаривать вслух: «Сейчас мы с тобой моем посуду, какая теплая вода, как мыслится мыло, сколько пены. А ты хорошо мне помогаешь. Сейчас мы вместе убираем со стола, смотри, сколько крошек», «Сейчас мы вместе с тобой разбираем вещи, чтобы было чисто»— все это помогает «укорениться» в настоящем, и тревога снижается, и у взрослых, и у детей.
8. Детям не нужно слушать и смотреть тревожные новости. Все вышеописанное не имеет никакого смысла, если ребенок бесконечно, буквально без остановки слышит и смотрит новости (даже фоном, которые выводят его из состояния равновесия, пугают и заставляют тревожиться еще больше. Сделайте все, что в ваших силах, чтобы оградить ребенка от этой, совершенно ненужной ему, информации. Конечно, это не относится к тем взрослым и детям, которые оказались в эпицентре военных событий — ребенок все видит и слышит, его невозможно от этого оградить.
9. Детям важно продолжать учиться, даже если они сейчас не ходят в школу или находятся в эвакуации. Насколько это возможно. Хотя бы час в день. Это помогает сохранить надежду на то, что скоро все будет хорошо, обрести внутри островок спокойствия. Ребенок думает примерно так: «Раз я учусь — значит, это мне потом пригодиться, значит в этом есть смысл, и скоро все будет хорошо».
10. Детям важно, чтобы с ними говорили. Если ребенок о чем-то вам рассказывает, что-то спрашивает или показывает вам — поставьте это в приоритет, отложите все остальное. Направьте на него все свое безраздельное внимание. Сейчас многие взрослые настолько встревожены, опечалены, расстроены, злятся, негодуют и погружены в потоки новостей, что на детей практически не остается ни сил ни времени. Пожалуйста, находите время, чтобы разговаривать с ребенком. Это можно делать во время совместных занятий, настольных игр, рисования. Используйте также время, когда вы вместе куда-то идете или едете, чтобы не сидеть в телефоне, а говорить друг с другом.
11. Детям важно чувствовать, что у них есть опора. Один из способов помочь ее почувствовать — это рассказать ему о том, что за ребенком стоит сила его рода с обеих сторон, и по маминой и по папиной линии. За ним стоят его бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и еще много-много поколений, благодаря которым он появился на свет. Они жили в разное время, в разных жизненных обстоятельствах, и на их долю выпадало много сложностей и испытаний. Некоторые из них жили в очень сложных условиях, преодолевая трудности. Но они справлялись и выживали, встречали друг друга, создавали семьи и продолжали свой род. А это значит, что свою мудрость, стойкость, внутреннюю силу и любовь к жизни они передали и ребенку. И вам тоже, помните об этом.
Как давать эмоциональную поддержку детям
12. Детям важно чувствовать, что дом — это место, где эмоционально спокойно и безопасно. Постарайтесь сделать дом таким местом. Насколько это возможно, давайте ребенку больше нежности, ласки и поддержки. Говорить о том, что вы его любите. Как можно меньше критикуйте и ругайте, а вместо этого — помогайте и объясняйте. Больше времени проводить вместе. Это очень сказывается на состоянии и поведении ребенка. К сожалению, на фоне происходящих событий взрослые стали чаще срываться и кричать на своих детей. Из-за этого дети начинают вести себя еще хуже и чувствовать себя одинокими, обиженными и непонятными.