наталья манекина
Как играют дети в нашей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Как играют дети нашей группы.
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой. Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!
(В. Берестов)
Прятки, дочки- матери, лото, кубики, магазин, шашки… Великое множество самых разнообразных игр осваивают наши дети за свою жизнь в детском саду. Так что такое игра? Это весёлое развлечение, забава, или «это такая деятельность, которая воссоздает социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности», как утверждал Д. Б. Эльконин. Игры возникают в группе уже знакомых друг с другом детей. В такой группе уже до начала игры (в том числе благодаря воспитателям) сложилась своеобразная система личных взаимоотношений, в которой каждый ребёнок занимает то или иное место. На основе избирательной симпатии возникает игровая группа. Она может быть объединена сначала ярким интересом к содержанию игры, а затем уже и исренним интересом детей друг к другу. Возможен и другой мотив объединения: дети, которые взаимно симпатизируют друг другу, объединяется для игры по сюжету, который как-то устраивает большинство. Возможны и такие случаи, когда ребёнок как бы поступается своими игровыми интересами, чтобы иметь возможность вступит в долгожданное общение с импонирующими ему (или влиятельными) товарищами по группе. Такие игры, возникающие на основе личного интереса, являют собой очень интересное явление в детсадовской жизни. Обсуждая тематику, распределяя роли, выдерживая сюжетную линию, дети воплощают свои представления о содержании и характере взаимоотношений изображаемых персонажей. Для завоевания игровой лидерской позиции мало иметь высокий социометрический статус, необходимы ещё хорошие организаторские способности, а также соответствующие знания, умения и навыки. Поэтому случается и такое, что, ребёнок, которому симпатизируют многие, всё же организатором игры не становится. Воспитателю здесь необходимо учитывать, во- первых, возможную нежелательную крайность в группе играющих детей, которая проявляется в том, что одни ребята чаще всего командуют и захватывают лучшие роли, а другие всегда находятся в роли подчинённых, и, во- вторых, возможность мягко управлять через игру взаимоотношениями между детьми. Очень большое значение, для развития позитивных взаимоотношений в группе детского сада имеют сюжетные взаимоотношения, в которых воплощаются представления детей о социальных взаимозависимостях взрослых. В своих интересных играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им не доступны. Это и контроль, и соподчинение, и взаимная помощь. Уже на уровне детсадовского возраста у детей появляются задатки осознания себя как членов определённого коллектива, чувство «мы». Следовательно, игра создаёт зону ближайшего развития не только для роста личности отдельного ребёнка, но и для развития всей группы на пути её становления как коллектива.