МААМ-картинки

Организация работы по чтению художественной литературы в младшем дошкольном возрасте

Галина Ермалюк
Организация работы по чтению художественной литературы в младшем дошкольном возрасте

В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения,в него входят разные жанры литературных произведений. Это детский фольклор он формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу,его культуре, чувство родного языка -потешки, песенки, частушки,они соответствуют потребностям младшего дошкольника,так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения это материнский фольклор -который открывает малышу важнейшие духовные ценности-любовь,доброжелательность,доброту и трудолюбие. Каждая потешка или стишок это мини спектакль для малышей,в котором они и зрители и певцы и танцоры и чтецы. Повторяя за мной слова, восклицания,интонацию,дети усваивают национальный колорит русской поэзии. Именно поэтому фольклор для маленьких детей является первой ступенью литературного развития. В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных. Деткам своей группы я читаю доступные их пониманию такие сказки как ; «Волк и семеро козлят»,»Заюшкина избушка»,»Курочка ряба», “Репка»,”Теремок»,»Коза-дереза»,»Кот,петух и лиса»,»Лиса и журавль»,»Маша и медведь»,»Петушок и бобовое зернышко»,и другие.

Публикация «Организация работы по чтению художественной литературы в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Основными поэтапными методами в организации работы по чтению художественной литературы я использую такие как:

Чтение взрослого- выразительное рассказывание где я голосом рисую образы и картины происходящего.

Последующая беседа-при помощи этого метода помогаю детям глубже воспринять произведение. В процессе беседы задаю детям вопросы. Ответы на вопросы являются важным моментом ознакомления детей с содержанием произведения Благодаря вопросам сосредотачиваю внимание детей на тех или иных моментах произведения,которые могут быть попросту пропущены. Интегрируется с образовательной областью «коммуникация»

Рассматривание иллюстраций-маленьким детям необходимо увидеть героя,каждый фрагмент сюжета. Здесь побуждаю детей внимательно рассматривать картинки в книге. узнавать героев,рассказывать о событиях, вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды а потом и все произведение. Малыши любят подолгу рассматривать знакомые книжки,и эту возможность я им предоставляю,оборудуя книжный уголок,в котором размещаю подборки картинок и иллюстраций на сходную тематику. В группе оборудован центр речевого развития где я разместила фигурки настольного и плоскостного театра, а также маски, медальки на шею как элементы театральных костюмов. С помощью плоскостного и настольного театра Инсценирую произведения А это еще один из методов по организации работы по чтению художественной литературы при повторном рассказывании произведения. Интегрируется с образовательными областями»Познание» ,”Музыка»

Игры-драматизации-Игры -имитации, двигательные импровизации по ходу моего рассказывания: здесь стимулирую. творческие способности детей,даю детям возможность выплеснуть эмоции от услышанного. Интегрируется с образовательной областью»Социализация»,»Здоровье».

Игры с пальчиками:Сгибая и разгибая пальчики в игре,мы тренируем их,массируем,а зарядка для пальчиков -это успехи в развитии речи,а значит -ума. Как говорили наши предки ;»в ручки -хватунюшки,в роток- говорок,а в головушку -разумок!».Для игр с пальчиками у нас есть пальчиковый театр. С помощью которого мы инсценируем стихи,сказки, потешки.

Моделируем произведение-С помощью этого метода работы учу детей строить и «читать» простые модели сказки,это является необходимым условием успешного развития детского мышления. С помощью моделирования отрабатываем умение пересказывать всю сказку по ее модели.

Разыгрывание произведения на данном этапе работы предлагаю детям,которые уже освоили пересказ произведения по модели выбрать роли и разыграть произведение. Из опыта работы по этому методу могу сказать что,одни роли кажутся детям более привлекательными чем другие,поэтому по возможности сказку нужно разыгрывать несколько раз и к тому же детям нравится играть в разные роли. Интегрируется с образовательными областями:»Социализация»,»Музыка»(песенка колобка,песенка козы и т,д) А следование роли (следовательно,и тем правилам,которые она определяет) ведет к развитию произвольности как важного направления становления личности ребенка. Центральной фигурой в литературном произведении является литературный персонаж. Ребенку необходимо увидеть и понять его действия,поступки,переживания. Важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение Для этого необходимо пережить и заразиться произведением: ребенок внутренне активно содействует героям и переживает с ними все происходящие события Он проживает жизнь героев,относится к ним личностно -любит одних,осуждает других. Ребенок вбирает,присваивает их духовный опыт и этот опыт становится для него собственным, личным,начинает влиять на его действия и поступки

В процессе работы по чтению художественной литературы с детьми своей группы могу точно утверждать что ребенок уже может осознавать не только содержание но и жанровые

особенности,причинно -следственные связи явлений,но творческое воображение детей развито слабо,образность речи им не всегда понятна потому что развитие каждого ребенка

проходит по-разному и часто зависит не только от возраста,но и от условий жизни

,индивидуальных особенностей,и тех впечатлений которые он получает дома и в детском саду. Некоторые произведения (и вопросы к ним) могут оказаться сложными для восприятия

одними детьми,другим же можно предлагать произведения посложнее. Поэтому в своей работе я учитываю индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

В результате планомерной работы по чтению художественной литературы у детей происходит формирование целостной картины мира,в том числе первичных ценностных представлений ;развитие литературной речи ;приобщение к словесному искусству,в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Публикации по теме:

Консультация для родителей II младшей группы. «Роль книги в речевом развитии детей» Начиная с дошкольного возраста мы, взрослые знакомим детей с литературным искусством. Еще в младенчестве, многие из Вас читали деткам потешки,.

Знакомство детей среднего возраста с книгой. Воспитать у дошкольников любовь и интерес к книге – одна из важных задач нашей работы. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по чтению художественной литературы в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 20 апреля 2014 в 11:26
+87Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД