Галина Ермалюк
Организация работы по чтению художественной литературы в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения,в него входят разные жанры литературных произведений. Это детский фольклор он формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу,его культуре, чувство родного языка -потешки, песенки, частушки,они соответствуют потребностям младшего дошкольника,так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения это материнский фольклор -который открывает малышу важнейшие духовные ценности-любовь,доброжелательность,доброту и трудолюбие. Каждая потешка или стишок это мини спектакль для малышей,в котором они и зрители и певцы и танцоры и чтецы. Повторяя за мной слова, восклицания,интонацию,дети усваивают национальный колорит русской поэзии. Именно поэтому фольклор для маленьких детей является первой ступенью литературного развития. В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных. Деткам своей группы я читаю доступные их пониманию такие сказки как ; «Волк и семеро козлят»,»Заюшкина избушка»,»Курочка ряба», “Репка»,”Теремок»,»Коза-дереза»,»Кот,петух и лиса»,»Лиса и журавль»,»Маша и медведь»,»Петушок и бобовое зернышко»,и другие.
Публикация «Организация работы по чтению художественной литературы в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Основными поэтапными методами в организации работы по чтению художественной литературы я использую такие как:
Чтение взрослого- выразительное рассказывание где я голосом рисую образы и картины происходящего.
Последующая беседа-при помощи этого метода помогаю детям глубже воспринять произведение. В процессе беседы задаю детям вопросы. Ответы на вопросы являются важным моментом ознакомления детей с содержанием произведения Благодаря вопросам сосредотачиваю внимание детей на тех или иных моментах произведения,которые могут быть попросту пропущены. Интегрируется с образовательной областью «коммуникация»
Рассматривание иллюстраций-маленьким детям необходимо увидеть героя,каждый фрагмент сюжета. Здесь побуждаю детей внимательно рассматривать картинки в книге. узнавать героев,рассказывать о событиях, вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды а потом и все произведение. Малыши любят подолгу рассматривать знакомые книжки,и эту возможность я им предоставляю,оборудуя книжный уголок,в котором размещаю подборки картинок и иллюстраций на сходную тематику. В группе оборудован центр речевого развития где я разместила фигурки настольного и плоскостного театра, а также маски, медальки на шею как элементы театральных костюмов. С помощью плоскостного и настольного театра Инсценирую произведения А это еще один из методов по организации работы по чтению художественной литературы при повторном рассказывании произведения. Интегрируется с образовательными областями»Познание» ,”Музыка»
Игры-драматизации-Игры -имитации, двигательные импровизации по ходу моего рассказывания: здесь стимулирую. творческие способности детей,даю детям возможность выплеснуть эмоции от услышанного. Интегрируется с образовательной областью»Социализация»,»Здоровье».
Игры с пальчиками:Сгибая и разгибая пальчики в игре,мы тренируем их,массируем,а зарядка для пальчиков -это успехи в развитии речи,а значит -ума. Как говорили наши предки ;»в ручки -хватунюшки,в роток- говорок,а в головушку -разумок!».Для игр с пальчиками у нас есть пальчиковый театр. С помощью которого мы инсценируем стихи,сказки, потешки.
Моделируем произведение-С помощью этого метода работы учу детей строить и «читать» простые модели сказки,это является необходимым условием успешного развития детского мышления. С помощью моделирования отрабатываем умение пересказывать всю сказку по ее модели.
Разыгрывание произведения на данном этапе работы предлагаю детям,которые уже освоили пересказ произведения по модели выбрать роли и разыграть произведение. Из опыта работы по этому методу могу сказать что,одни роли кажутся детям более привлекательными чем другие,поэтому по возможности сказку нужно разыгрывать несколько раз и к тому же детям нравится играть в разные роли. Интегрируется с образовательными областями:»Социализация»,»Музыка»(песенка колобка,песенка козы и т,д) А следование роли (следовательно,и тем правилам,которые она определяет) ведет к развитию произвольности как важного направления становления личности ребенка. Центральной фигурой в литературном произведении является литературный персонаж. Ребенку необходимо увидеть и понять его действия,поступки,переживания. Важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение Для этого необходимо пережить и заразиться произведением: ребенок внутренне активно содействует героям и переживает с ними все происходящие события Он проживает жизнь героев,относится к ним личностно -любит одних,осуждает других. Ребенок вбирает,присваивает их духовный опыт и этот опыт становится для него собственным, личным,начинает влиять на его действия и поступки
В процессе работы по чтению художественной литературы с детьми своей группы могу точно утверждать что ребенок уже может осознавать не только содержание но и жанровые
особенности,причинно -следственные связи явлений,но творческое воображение детей развито слабо,образность речи им не всегда понятна потому что развитие каждого ребенка
проходит по-разному и часто зависит не только от возраста,но и от условий жизни
,индивидуальных особенностей,и тех впечатлений которые он получает дома и в детском саду. Некоторые произведения (и вопросы к ним) могут оказаться сложными для восприятия
одними детьми,другим же можно предлагать произведения посложнее. Поэтому в своей работе я учитываю индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
В результате планомерной работы по чтению художественной литературы у детей происходит формирование целостной картины мира,в том числе первичных ценностных представлений ;развитие литературной речи ;приобщение к словесному искусству,в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.