Папки-передвижки

Как логопед помогает детям: интервью со специалистом из центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда»

Департамент труда и социальной защиты
Как логопед помогает детям: интервью со специалистом из центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда»

2243470-1605213687

14 ноября празднуется Международный день логопеда. Мы обратились к Ларисе Ивановой, логопеду столичного ЦССВ «Полярная звезда», и попросили ее рассказать о том, как она помогает своим подопечным развивать речевые навыки, как выстраивает занятия и как находит подход к каждому ребенку.

Помочь ребенку поверить в свои силы

— Лариса, расскажите, каким детям нужна помощь логопеда?

Публикация «Как логопед помогает детям: интервью со специалистом из центра содействия семейному воспитанию „Полярная звезда“» размещена в разделах

– В основном логопеды работают с детьми дошкольного и школьного возраста, у которых есть разные речевые нарушения. У дошкольников они связаны с устной речью: дети плохо произносят звуки, несвязно говорят, неправильно строят предложения. У школьников к этим проблемам прибавляются трудности в письме.

— Какие навыки и качества нужны для того, чтобы быть хорошим логопедом?

– Для того, чтобы справляться с задачами, логопед должен хорошо разбираться в медицине, психологии и педагогике. На занятия приходят дети с разными особенностями, и к каждому надо найти свой подход. А результат работы напрямую зависит от того, насколько ребенок доверяет логопеду. Поэтому специалист, работающий с детьми, должен быть внимательным, тактичным, спокойным, уравновешенным и отзывчивым человеком.

— С какими детьми вы работаете в «Полярной звезде»?

– В нашем центре живут дети, оставшиеся без попечения родителей. Как правило, до того, как оказаться у нас, они жили в неблагополучных семьях, что привело к негативным последствиям в развитии их личности. У наших детей может быть неустойчивое эмоциональное состояние, повышенная тревожность, ранимость, неуверенность в своих силах, заниженная самооценка, страх неудач… Им проще не делать, не рисковать, чтобы потом не переживать провал. Они часто боятся учиться и выбирают легкие задачи — как бы берегут свой успех. Мои занятия посещают дети с речевыми нарушениями, а также дети, у которых, кроме речевых проблем, есть отклонения в психическом и физическом плане: сниженный интеллект, нарушения поведения, задержка психического развития, церебрально-органическое поражение центральной нервной системы. Очень мало детей, которые имеют чисто логопедический диагноз.

— Что важно в работе с такими детьми?

– Прежде всего надо построить доверительные отношения, чтобы дети с удовольствием приходили, чтобы им было интересно заниматься. Моя главная задача — дать каждому ребенку возможность поверить в свои силы и не бояться совершить ошибку.

Логопед работает в связке с дефектологом и психологом

— Каковы первые шаги в работе, когда к вам приходит новый ребенок?

– Все дети, которые поступают в наш ЦССВ, обязательно приходят ко мне, чтобы познакомиться и пройти обследование. У дошкольников я проверяю навыки устной речи и даю простые, доступные задания в игровой форме. У детей школьного возраста обследую еще и навыки письменной речи, чтения. Затем в зависимости от нарушений каждого ребенка разрабатываю индивидуальный план работы, формирую подгруппы и начинаю занятия.

— Вы взаимодействуете с другими специалистами?

– Конечно! Логопед не может работать без помощи психологов и дефектологов, хирургов. Часто во время диагностики я прошу назначить дополнительные исследования, чтобы выяснить первоисточник проблемы и коллективно ее решить. Например, у одного ребенка не поднимался наверх язык — уздечка была слишком короткая. Я назначила ему консультацию с хирургом, недавно прошла операция. Как только швы затянулись, мы начали логопедическую гимнастику и смогли поставить мальчику звук «Р». Теперь он рычит у нас, как настоящий тигр!

— Как проходит занятие?

– Подгруппы у меня небольшие — всего 3-4 человека: детям так легче усваивать материал, а мне проще находить к каждому индивидуальный подход. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Длина каждого урока зависит от возраста ребят: с совсем маленькими занимаюсь не больше 10 минут, с детьми от 3 до 5 лет — 20 минут, со старшими дошкольниками — 25–30 минут, со школьниками — 35–40 минут. Сами занятия я обычно строю в зависимости от календарно-тематического плана. Сейчас у нас осень, поэтому с детьми мы и говорим об осени. Загадываю загадки о дожде, листопаде, задаю наводящие вопросы, читаю стихотворения. Стараюсь увлечь детей и прошу, например, представить зайчика, который никогда не видел осень, и рассказать ему о том, что происходит в это время года. Во время занятий обязательно делаем динамическую паузу, физкультурную минутку, чтобы дети не уставали и не теряли внимание. В конце занятия обычно подводим итоги и еще раз закрепляем пройденный материал. Иногда я провожу и индивидуальные занятия — если ребенку потребуется.

— С какими проблемами сталкиваетесь во время занятий и как их решаете?

– Иногда дети как будто не хотят заниматься. Тогда я пересматриваю структуру урока и стараюсь найти проблему, которая часто может быть связана с эмоциональным состоянием ребенка. Всегда чувствуется, готов ребенок к занятию или его что-то тревожит. Тогда я начинаю с ним беседовать, задаю наводящие вопросы — и ребенок делится, выговаривается и уже после этого готов работать.

Прогресс — это маленькие победы малыша над разными трудностями

— Всегда ли занятия идут по плану?

– Когда как. Часто бывает, что я запланировала одно занятие, а дети хотят поделать что-то другое: разучить скороговорки, поиграть в интересную игру. С одним из подопечных, например, мы начали разучивать алфавит: после буквы «А» он захотел выучить букву «П» — все потому, что очень хотел написать слово «папа». Научились! Я всегда учитываю желания детей — только так получается эффективная работа. План я обычно составляю на полгода. Если вижу, что дети все быстро освоили, то пишу новый. Если не успевают пройти, то все повторяем — дети ведь могут быть и на госпитализации, и на обследовании. Каких-то жестких ограничений нет.

— Как понимаете, что ребенок прогрессирует?

– После каждого занятия фиксирую минимальные изменения в речи ребенка и в конце каждого месяца сдаю отчет о том, чего он достиг. В конце каждого учебного года тоже провожу диагностику и сравниваю ее результаты с тем, что было в начале. Прогресс каждого ребенка зависит от многих факторов: как быстро он адаптировался к нашим условиям жизни, какое у него физическое состояние и не болел ли он до этого, насколько он в целом готов воспринимать новый материал. Не менее важно — в каких условиях ребенок жил до того, как попал к нам: у многих детей проблемы были в жизни, часто сильные и трагичные, и это тоже шрамы оставило на сердце и душе. Со своей стороны стараюсь выстроить занятие так, чтобы на каждом занятии каждый ребенок почувствовал результат от проделанной работы, осознал, что совершил маленькую победу над своими трудностями, приобрел уверенность. И если это происходит, то идет динамика, прогресс в развитии.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о творческих работах к летнему семейному проекту «Любимые цветы детства»Фотоотчёт о творческих работах к летнему семейному проекту «Любимые цветы детства» Публикация является продолжением серии постов о реализации летнего семейного проекта «Любимые цветы детства». Материал будет интересен.

Фотоотчёт по аппликации «Полярная сова» в средней группеФотоотчёт по аппликации «Полярная сова» в средней группе Совы являются довольно обычнми обитателями лесов и полей нашей страны. Это большеголовые хищные птицы с огромными глазами. Страшный взгляд.

Календарно-тематический план воспитателя центра помощи семье и детям КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН воспитателя ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" на 2015-2016 г. г. С е н т.

Конспект беседы по правовому воспитанию в старшей группе «Маленьким детям — большие права» Конспект беседы по правовому воспитанию в старшей группе: «Маленьким детям - большие права» Цель: формировать основы правового сознания.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Полярная сова»Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Полярная сова» Задачи: познакомить детей с жизнью северных животных; закреплять навыки нетрадиционной техникой - печать поролоновой губкой; развивать.

План работы с молодым специалистом План работы с молодым специалистом на 2016- 2017 учебный год Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога.

Видео-интервью «Разговор с родителями» Видео-интервью: разговор с родителями. Многие родители обращают внимание на то, что вроде бы дети дошкольного возраста умеет пользоваться.

Видео-круиз «Любовью дорожить умейте» для воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Цель: Формирование у воспитанников гармонии чувств и красоты человеческих отношений. Задачи: 1. Помочь детям понять, что любовь — основа.

Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Давайте познакомимся! Я, Чурбанова Елена Владимировна, учитель-логопед детского сада «Сказка»! К.

Эссе «Моя профессия -учитель-логопед» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» ЭССЕ «Моя профессия – учитель-логопед!» Учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как логопед помогает детям: интервью со специалистом из центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда»
Опубликовано: 12 ноября 2020 в 23:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД