Татьяна Волгина
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки
▼ Скачать + Заказать документы
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научить слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, их которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Публикация «Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки» размещена в разделах
Цель предлагаемых упражнений – научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: кошка-мошка, машет-мажет, лук-люк. Затруднение при выполнении заданий указывает на снижение у малыша фонематического слуха. Надо приступать к занятиям!
«Выдели слово»
Предложите ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Произносится три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: сова, ананас, усы, ребенок называет звук, который есть во всех этих словах.
«Звуковые песенки»
Взрослый пропевает несколько гласных звуков: АУ, ИУ, АУИ. После просит повторить «звуковую песенку» и назвать, сколько звуков спряталось в этой песенке. Назвать первый звук. Назвать второй звук.
«Назови лишнее слово»
Из предложенных слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных. Например:
Гора, гора, нора, гора.
Коса, коса, коза, коса.
Голос, колос, голос, голос.
«Какой звук начинает слово?»
Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, утка, арфа, ива, лучше – с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово, при этом выделяя начальный гласный звук. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.
«Договори словечко»
Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук – такой большой на ветке (жук).
Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась… (шишка).
Как-то вечером две мышки унесли у Пети ….(книжки).
Не полезет Влад на ель: у него в руках (портфель).
То назад, то вперед может плыть….(пароход).
«Цепочка»
Ребенок называет любое слово. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом-мак-кот-топор-рука.
Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Для того, чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.