Лучший педагог года

Консультация «Как научиться работать с информацией и выделять главное»

Мария Абрамова
Консультация «Как научиться работать с информацией и выделять главное»

Как научиться работать с информацией!

После определения темы, круга проблем и актуальности рассматриваемого вопроса необходимо сформулировать тематическую цель. Для чего необходимо ставить цели? Чтобы определить результат, к которому Вы хотите прийти и наметить свой путь, ведь решений, как и путей, может быть множество. Определив цель, можно с легкостью оценить результат, сравнив его с поставленной целью и иметь надежную систему координат.

Цель зеркально отражает проблему.

Публикация «Консультация „Как научиться работать с информацией и выделять главное“» размещена в разделах

Если цель не определить, то результат мы вообще не сможем отследить, так как не ясно чего мы ожидали и что в итоге получится. Считается, что правильно сформулированная цель — это 90% успеха в получении ожидаемого результата.

Определив цель, четко себе представьте, как будете ее достигать. Сформулируйте задачи, которые будут ступеньками на пути к цели. Если Ваша цель — решить проблему, то очевидно, что необходимо понять ее причины. Это будет одна из задач.

Задачи — это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изучения проблемы и изменения существующей ситуации в лучшую сторону. Задач может быть огромное множество в рамках одной темы, вам нужно отобрать несколько в соответствии с целю исследования. Важно чтобы каждая из них приближала Вас к решению проблемы, то есть – к цели.

Сформулировав проблему и обозначив цели и конкретные шаги на пути к ней, можно рассчитывать на запланированный результат.

Формируем план подачи материала

Продолжим рассматривать шаги по составлению Вашего сообщения максимально полным и интересным.

Мозговой штурм

Шаг №1

В форме мозгового штурма на разных карточках «набросайте» названия тематических блоков, которые решают Ваши задачи и ведут к общей цели. В будущем тематические блоки составят содержание вашего сообщения. После того как появились тематические блоки, необходимо на других карточках, другого цвета сформулировать вопросы в каждом блоке.

Чтобы соблюсти логику раскрытия блока, при формулировке вопросов необходимо придерживаться следующих правил:

1. Следует найти один существенный признак деления темы на вопросы, а если нужно — вопросов на подвопросы.

2. Вопросы должны раскрывать главную идею сообщения.

3. Вопросы не должны пересекаться.

4. Включите вопросы, на которые Вы уже ответили ранее в разделе «Определение круга проблем в рамках темы…».

Шаг №2

После составления карточек, передвигайте их в пространстве для того, чтобы попробовать визуально увидеть объем будущих изысканий по теме в Вашем проекте сообщения, а также схематически спроектировать последовательность их раскрытия.

Шаг №3

Наполните каждый блок теоретическим содержанием, и ответьте на сформулированные выше вопросы. Для того чтобы собрать материал к каждому тематическому блоку, квалифицированно ответить на все вопросы и в дальнейшем «не потеряться» в огромном объеме информации, продолжайте использовать технику смысловых карточек.

Как только появляется новый источник информации (статья, книга, наблюдение, разговор с авторитетным человеком и т. д.). Записывайте мысли, идеи, заполняя карточку отличительного цвета с использованием листов небольшого формата.

Вверху каждого листа записывайте, пусть кратко, ссылаясь на вопрос (с указанием в скобках тематического блока, в котором рассматривается данный вопрос, к которому относится выписка. Это позволит собрать информацию по одному вопросу из всевозможных источников. На каждом листке записывается одна законченная мысль, пример или цитата (в форме тезиса, отмечается ссылка на первоисточник, чтобы впоследствии Вы могли к нему обратиться и раскрыть данную мысль более полно.

Шаг №4

На данном этапе проанализируйте ранее запланированные задачи по достижению цели, внесите поправки в случае каких-либо новых обстоятельств и новых желаний. Обычно на этом шаге у большинства корректируются не только задачи, но и цель, возможно, Вы увидите новые горизонты, а также тематические проблемы, о которых даже не подозревали.

Шаг №5

Настала пора реализации запланированных задач. Продолжайте заполнять карточки! Выписки на листочках удобно будет делать везде: на совещании, в ожидании встречи, в дороге. Важно сразу записывать все, что может в будущем пригодится.

Если сразу Вы не заполните карточку, то велика вероятность затем не вспомнить ключевые идеи, события, источники, мысли! Будет очень обидно, правда? Через некоторое время Вы поразитесь тому, как много набралось материалов, идей, исследований по вашей теме. Позаботьтесь о том, чтобы в Ваших карточках были только надежные источники.

Шаг №6

Теперь необходимо разделить все карточки и сгруппировать их в три блока: А, В и С. В категорию А попадут карточки, которые будут актуальны для сообщения в формате проведения семинара, в категорию В — карточки для формата небольшой статьи, в С — для формата развернутого методического пособия. При необходимости продублируйте карточки, если необходимо включить их в сообщения для разных форматов.

Чем меньше будет по объему Ваше сообщение, тем в большей мере Вам необходимо будет концентрировать внимание аудитории на проблематике и практических аспектах применения тех или иных методик или технологий.

И наоборот, чем более развернутое будет сообщение, заданное определенным форматом, тем в большей степени Вам необходимо будет уделить внимание, пропорции отдельных смысловых блоков, теоретического, обзорного, практического, проблемного характера, а также расстановке особых акцентов.

Шаг №7

Продолжайте перемещать в пространстве карточки до тех пор, пока у Вас в голове не сформируется четкий, логичный и подробный план будущего сообщения для каждого формата (семинар, статья, методическое пособие).

Шаг №8

Начните переносить информацию с карточек и источников на лист бумаги или файл на компьютере, используя, помимо смысловых блоков, расстановку текста и придерживаясь следующей структуры:

1. Вводная часть: формулировка и описание проблемы, а также актуальность ее решения.

2. Основная часть: примеры взглядов и решений этого вопроса в теории и практике, как смотрят на эту проблему и ее решение на государственном уровне, в профессионально-педагогической сфере, а также можно описать свой личный опыт, как Вы решали этот вопрос или какие есть мысли по его решению.

3. Дискуссия по рассматриваемым вопросам: в зависимости от формата запланируйте пространство для обсуждения, высказыванию теоретиков и практиков по данным вопросам, проецированию различных сценариев развития ситуаций, обсуждения положения дел во времени, от прошлого до далекого будущего и т. д.

4. Заключение: выводы по результатам дискуссии.

Старайтесь не удаляться от обозначенных вопросов, не делать больших отступлений, писать все последовательно и четко. Временами отстраняйтесь, чтобы чересчур не увлечься. Продолжайте следовать ранее запланированному сценарию.

Шаг №9

Вы можете дать ознакомиться со своим сообщением близким, всем тем, кому можете доверять. Не принимайте критику на личный счет, ничего не доказывайте, просто поблагодарите за уделенное время. При необходимости внесите коррективы, если посчитаете важным следовать дельным советам.

Шаг №10

Запланируйте и проведите свой первый семинар и опубликуйте небольшую статью в электронном издании. Собирайте обратную связь везде, где это будет уместно, используйте информацию для совершенствования своих сообщений. Чаще хвалите себя, не забывайте отмечать не только слабые стороны сообщений, но и сильные.

Для тренировки навыка говорить кратко, можно сделать следующей упражнение:

1. Выберите любую тему.

2. Запишите рассказ на эту тему на видео продолжительностью 5 минут. Вы можете попросить кого-нибудь записать Вас на мобильный телефон, или попробовать записать себя самостоятельно.

3. Посмотрите запись и подумайте, что можно выбросить без ущерба для содержания, какие фразы можно сократить, и сожмите рассказ до 3-х минут.

4. Сделайте еще один заход и сожмите рассказ до 1-й минуты.

Данное упражнение позволит вычистить свою речь, убрать ненужные фразы и сказать самую суть.

Готовьтесь к негативу, относитесь к замечаниям с юмором

Стратегия концентрации — короткий путь к олимпу

Первые шаги, которые Вы смогли преодолеть - лишь твердое и очень важное начало на пути формирования личного бренда через повышение собственного экспертного веса. Теперь, спустя время, пройдя испытания публичного оценивания, необходимо перейти в другую «экспертную лигу» для того, чтобы привлечь внимание большего круга аудитории, а также больше влиять на развитие своей профессиональной среды.

Попробуйте больше уделять внимание завершенности своего образа. Количество и качество знаний — это не единственное, чего будет требовать аудитория. Она захочет видеть в Вас особенного человека, который заставляет верить, восхищаться и следовать за вами.

Стоит обратить внимание не только на свой образ, но и на создание качественно нового информационного поля в рамках владения предмета в своей тематике. Продолжите исследовать все аспекты в своей тематической нише, но сконцентрируйте теперь свое внимание на узкой тематике, очень узком не решенном проблемном участке, в котором коллеги постоянно и остро испытывают сложности в своей профессиональной деятельности.

Посредством концентрации усилий на нескольких ключевых моментах, эксперт сможет предложить аудитории что-то истинно уникальное, что сможет в полной мере удовлетворить запросы целевой аудитории и действительно помочь.

Теперь Вы должны поставить такую цель, которая позволит привести Вас к вершине, стать лучшим из тех, кто в Вашей тематической нише уже является экспертом.

Использующий стратегию концентрации эксперт может достичь конкурентного преимущества, благодаря:

1. Меньшим, чем у других экспертов, издержкам по трудозатратам при подготовке докладов, выступлений, публикаций и т. д., а это значит, что можно себе позволить больше тратить время на собственное совершенствование, все больше инвестируя в свой личный бренд.

2. Способности предложить коллегам что-то отличительное, а это значит быть желанным и востребованным экспертом-практиком.

Трудности стратегии концентрации связаны с необходимостью, постоянно обновлять научно-исследовательскую базу, для того что бы постоянно быть в курсе изменений. Также эксперту необходимо расширять свою базу знаний по смежным тематикам, направлениям и технологиям, и не забывать расширять практический опыт.

Публикации по теме:

«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.

Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами»Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами» Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. И все.

Фотоотчет «Нам работать не лень, трудимся мы целый день!»Фотоотчет «Нам работать не лень, трудимся мы целый день!» Фотоотчет "Нам работать не лень, трудимся мы целый день!"Труд – фундаментальная часть воспитания маленького человека. Он организуется в.

Фотоотчет «Учимся работать с ножницами»Фотоотчет «Учимся работать с ножницами» Фотоотчет «Учимся работать с ножницами» Умение резать бумагу – это один из показателей хорошо развитой мелкой моторики у ребенка. Освоить.

Фотоотчёт «Как мы учились работать с трафаретом в средней группе»Фотоотчёт «Как мы учились работать с трафаретом в средней группе» В детском саду рисуем практически каждый день: то рисуем акварельными красками, гуашью, то на помощь к нам приходят цветные карандаши, иногда.

Конспект НОД по ЗОЖ «В жизни главное — здоровье!»Конспект НОД по ЗОЖ «В жизни главное — здоровье!» Цель: формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи: познакомить.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

ООД по познавательному развитию «Здоровье — главное богатство»ООД по познавательному развитию «Здоровье — главное богатство» Задачи. Образовательные: формировать представление о том, что здоровье человека – это его главная ценность, к нему нужно относиться бережно.

Проект «Главное-вместе!» Данный проект реализовывался во второй младшей группе. Руководитель проекта методист Власкина В. В., исполнители проекта воспитатели: Могутова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как научиться работать с информацией и выделять главное»
Опубликовано: 5 мая 2020 в 17:27
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД