Лучший педагог года

Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи запомнить буквы

Анна Калинова
Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи запомнить буквы

Как помочь ребенку общеми недоразвитиями речи запомнить буквы.

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ.

При речевом недоразвитии процесс усвоения чтения и письма происходит на фоне нарушенных речевых функций и требует специальных приёмов, максимально наглядных и доступных для восприятия.

Так как речь тесно связана с другими сторонами психического развития, то у детей с недоразвитием речи часто отмечается недостаточная устойчивость внимания, нарушение восприятия, снижение памяти, низкая активность припоминания. Такие дети с трудом запоминают буквы, быстро забывают, путают их, с большим трудом овладевают слитным чтением.

Публикация «Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи запомнить буквы» размещена в разделах

Существуют различные приёмы, помогающие детям запомнить букву. Например, сравнение буквы с каким-либо предметом, на который она похожа, обводка букв пальцем, рисование букв в воздухе широким жестом, выкладывание из палочек, семян и т. д. Известен также приём использования картинок-символов звуков, приём зрительного и тактильного контроля положения органов артикуляции во время произнесения звука и т. п.

Но этих приёмов зачастую оказывается недостаточно, чтобы у ребёнка с недоразвитием фонематических процессов быстро сформировалась связь между буквой и соответствующим звуком. Образование прочной связи между буквой и звуком тормозится также отсутствием у такого ребёнка чётких кинестетических ощущений.

Всё это в совокупности поставило передо мной задачу: найти действенный способ облегчить ребёнку с нарушенной речевой функцией процессы запоминания буквы, образования прочной связи буквы со звуком и его артикуляцией. Так родилась система специальных символов, объединяющих графему, фонему и артикулему (артикуляционный уклад звука) в единый образ. Именно такое комплексное объединение позволяет максимально задействовать все сохранные анализаторы.

Для лучшего запоминания буквы необходимо, чтобы у ребёнка образовалась тесная взаимосвязь между графическим изображением звука, его слуховым и артикуляционным образами. Другими словами, нужно, чтобы, увидев букву, ребёнок быстро приспособил свои органы артикуляции к произношению соответствующего звука.

Наблюдая за детьми, которые плохо запоминали буквы, я заметила, что при восприятии графемы они долго ищут артикуляционную позу для нужного звука. Чтобы облегчить им поиски артикуляции, я решила использовать какую-то ассоциативную связь между буквой и артикуляцией соответствующего звука. В качестве такой связи я выбрала показ рукой необходимого артикуляционного уклада или особенностей артикуляции данного звука. Это наиболее удобно и доступно ребёнку.

Оказалось, что артикуляционный образ можно дополнить зрительным образом предмета (вернее, его символа, на который похожа изучаемая буква. Теперь, увидев букву, ребёнок быстро приспосабливал свои органы артикуляции к произношению соответствующего звука, а, припоминая букву, связывал её со зрительным образом-символом.

Например, особенность артикуляции звука А – широко раскрытый рот. Изображаем рукой этот уклад – широко раскрываем ладонь и дополняем зрительным образом: буква А похожа на раскрытую ладонь. Образуемая ассоциативная связь: увидев букву, похожую на раскрытую ладонь, так же широко раскрой рот и протяни: А-А-А.

Особенность артикуляции звука У – вытянутые вперёд трубочкой губы. Изображаем рукой этот уклад – смыкаем и вытягиваем вперё д все пальцы руки и дополняем зрительным образом: буква У похожа на дудочку. Образуемая ассоциативная связь: увидев букву, похожую на дудочку, вытяни вперёд губы и «поиграй» на дудочке, погуди в неё : У-У-У.

Таким образом, рука одновременно выступает в двух ролях: символизирует предмет, на который похожа изучаемая буква, и указывает на особенности артикуляционного уклада соответствующего звука.

Данный приём позволяет детям быстро и прочно запомнить все изучаемые буквы. В случае, если ребёнок забыл, как пишется та или иная буква, достаточно показать рукой её символ, и буква мгновенно вспоминается.

Некоторые символы можно не только увидеть, но и услышать. Например, звук постукивания ладоней при изображении «молоточка» – символа буквы Т, звук щелчка пальцами при изображении «выстрела из лука» – символа буквы К.

Всего мною разработано 16 символов (См. Приложение 1). Этого количества вполне достаточно для того, чтобы ребёнок приобрёл первоначальные навыки чтения и письма. В дальнейшем необходимость показа символа буквы рукой отпадает. Ассоциативные связи укрепляются, и ребёнок сам придумывает себе какую-либо опору, облегчающую запоминание буквы.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи запомнить буквы
Опубликовано: 18 сентября 2013 в 12:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД