Анна Калинова
Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи запомнить буквы
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребенку общеми недоразвитиями речи запомнить буквы.
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ.
При речевом недоразвитии процесс усвоения чтения и письма происходит на фоне нарушенных речевых функций и требует специальных приёмов, максимально наглядных и доступных для восприятия.
Так как речь тесно связана с другими сторонами психического развития, то у детей с недоразвитием речи часто отмечается недостаточная устойчивость внимания, нарушение восприятия, снижение памяти, низкая активность припоминания. Такие дети с трудом запоминают буквы, быстро забывают, путают их, с большим трудом овладевают слитным чтением.
Публикация «Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи запомнить буквы» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Существуют различные приёмы, помогающие детям запомнить букву. Например, сравнение буквы с каким-либо предметом, на который она похожа, обводка букв пальцем, рисование букв в воздухе широким жестом, выкладывание из палочек, семян и т. д. Известен также приём использования картинок-символов звуков, приём зрительного и тактильного контроля положения органов артикуляции во время произнесения звука и т. п.
Но этих приёмов зачастую оказывается недостаточно, чтобы у ребёнка с недоразвитием фонематических процессов быстро сформировалась связь между буквой и соответствующим звуком. Образование прочной связи между буквой и звуком тормозится также отсутствием у такого ребёнка чётких кинестетических ощущений.
Всё это в совокупности поставило передо мной задачу: найти действенный способ облегчить ребёнку с нарушенной речевой функцией процессы запоминания буквы, образования прочной связи буквы со звуком и его артикуляцией. Так родилась система специальных символов, объединяющих графему, фонему и артикулему (артикуляционный уклад звука) в единый образ. Именно такое комплексное объединение позволяет максимально задействовать все сохранные анализаторы.
Для лучшего запоминания буквы необходимо, чтобы у ребёнка образовалась тесная взаимосвязь между графическим изображением звука, его слуховым и артикуляционным образами. Другими словами, нужно, чтобы, увидев букву, ребёнок быстро приспособил свои органы артикуляции к произношению соответствующего звука.
Наблюдая за детьми, которые плохо запоминали буквы, я заметила, что при восприятии графемы они долго ищут артикуляционную позу для нужного звука. Чтобы облегчить им поиски артикуляции, я решила использовать какую-то ассоциативную связь между буквой и артикуляцией соответствующего звука. В качестве такой связи я выбрала показ рукой необходимого артикуляционного уклада или особенностей артикуляции данного звука. Это наиболее удобно и доступно ребёнку.
Оказалось, что артикуляционный образ можно дополнить зрительным образом предмета (вернее, его символа, на который похожа изучаемая буква. Теперь, увидев букву, ребёнок быстро приспосабливал свои органы артикуляции к произношению соответствующего звука, а, припоминая букву, связывал её со зрительным образом-символом.
Например, особенность артикуляции звука А – широко раскрытый рот. Изображаем рукой этот уклад – широко раскрываем ладонь и дополняем зрительным образом: буква А похожа на раскрытую ладонь. Образуемая ассоциативная связь: увидев букву, похожую на раскрытую ладонь, так же широко раскрой рот и протяни: А-А-А.
Особенность артикуляции звука У – вытянутые вперёд трубочкой губы. Изображаем рукой этот уклад – смыкаем и вытягиваем вперё д все пальцы руки и дополняем зрительным образом: буква У похожа на дудочку. Образуемая ассоциативная связь: увидев букву, похожую на дудочку, вытяни вперёд губы и «поиграй» на дудочке, погуди в неё : У-У-У.
Таким образом, рука одновременно выступает в двух ролях: символизирует предмет, на который похожа изучаемая буква, и указывает на особенности артикуляционного уклада соответствующего звука.
Данный приём позволяет детям быстро и прочно запомнить все изучаемые буквы. В случае, если ребёнок забыл, как пишется та или иная буква, достаточно показать рукой её символ, и буква мгновенно вспоминается.
Некоторые символы можно не только увидеть, но и услышать. Например, звук постукивания ладоней при изображении «молоточка» – символа буквы Т, звук щелчка пальцами при изображении «выстрела из лука» – символа буквы К.
Всего мною разработано 16 символов (См. Приложение 1). Этого количества вполне достаточно для того, чтобы ребёнок приобрёл первоначальные навыки чтения и письма. В дальнейшем необходимость показа символа буквы рукой отпадает. Ассоциативные связи укрепляются, и ребёнок сам придумывает себе какую-либо опору, облегчающую запоминание буквы.