Светлана Глущенко
Советы логопеда родителям «Как правильно научить ребёнка читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Как логопед - практик я рекомендую обучать своего малыша чтению с пяти лет.
Но обязательным условием при этом должно быть чёткое и правильное произношение Вашим ребёнком всех звуков речи.
Если ребенок не выговаривает какие-либо звуки, то перед началом обучения чтению следует их поставить у логопеда, иначе при чтении у ребенка закрепятся неправильные звуки и возникнут проблемы с фонематическим слухом.
Публикация «Советы логопеда родителям „Как правильно научить ребёнка читать“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
От того, насколько дозированно, интересно, ненавязчиво Вы проведёте с малышом первые в его жизни уроки чтения, зависит в дальнейшем его желание и интерес получать из книг или интернета необходимую информацию. А когда Ваш ребёнок поступает учиться в школу, лицей или гимназию, то умение читать – совершенно необходимое требование.
Первый совет. Родителям необходимо обратить внимание на то, что дошкольнику важно запомнить звуки, а не буквы. Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим, гласные звуки говорим долго (тянем, а согласные - отрывисто.
Например, при знакомстве с буквой В учим ребёнка говорить «в», а не «вэ», букву М называем «м», а не «мэ» и т. д. При соблюдении этого правила ребёнок быстрее поймёт, почему в слоге «в» и «а» дают «ва». В противном случае, если делать упор на алфавитное произнесение букв, получается «вэа», «дэа», «зэа». Такое обучение провоцирует побуквенное чтение, и требует длительной коррекции у логопеда. Не надо пугаться, что малыш не узнает как называются буквы в русском алфавите. Через 1-2 года, обучаясь в первом классе, умея бегло читать, он легко выучит алфавитные имена всех букв.
Второй совет. Не перегружайте ребёнка заучиванием всех 33 букв. Это непросто, скучно и бестолково. Выучите с малышом 4 буквы гласные (А, У, О, Ы) и 7-10 букв согласных. При этом помните, что согласные произносим быстро, отрывисто: «ш», «п», «л»…а не «шэ», «пэ», «лэ». Этого пока хватит, чтобы начать усваивать слоги. Названия остальных букв объясните позже.
Третий совет. В русском языке есть «прямые» слоги, их Ваше чадо уже научилось читать (согласный + гласный) и «обратные» слоги (гласный + согласный).
Начинаем учиться читать обратные слоги типа АБ, ОН, УЛ, ЫС и т. д. Чтобы было проще, вырежьте из бумаги стрелочку и во время чтения подкладывайте её под читаемый слог, указывая направление глазкам малыша. Если будут затруднения, увеличьте размер таблиц.
Внимание! Занятие по длительности в возрасте 5-6 лет не более 15 минут! Можно сделать перерыв на один-два дня. При возникновении рассеянности, сонливости, усталости, отсутствия интереса к занятию, - прекращайте заниматься. Не наказывайте малыша за непонимание Вашего объяснения, запаситесь терпением. Больше хвалите малыша, поощряйте, развивайте у него желание учиться.
Четвёртый совет. Начинаем читать слоги, составленные из уже выученных букв. На этом этапе важно учитывать некоторые тонкости. Сначала предлагаем слоги состоящие из согласной + гласной, т. е. ВА, ДУ, СО, ПЫ и т. д. Гласные Е, Ё, И, Я, Ю пока трудные, их не даём. Показывая буквы ребёнку говорите : «С, О - получается СО, В, А - получается ВА.» Не говорите: «С и О читай, что получится?» Из-за союза И малыш не сможет соединить две буквы в слог. Ведя пальчиком ребёнка, старайтесь читать вместе с ним слог сразу, исключая буквенное чтение.
Крупными печатными буквами напишите таблицу слогов, в которых будет одна фиксированная гласная: ГА, МА,ВА, ША, ЛА, … Потом возьмите другую фиксированную гласную: ГУ, МУ, ВУ, ШУ, ЛУ, …
Пятый совет.
Когда Ваш ученик научится уверенно читать, перестанет путать слоги с простыми гласными, можно перейти к обучению чтения слога с гласными И, Е, Я, Ю, Ё. Принцип работы такой же, как на предыдущем этапе, - чтение по таблицам.
Для разнообразия предложите малышу самому написать слоги, продиктованные Вами. Можно привлечь к урокам ещё «учеников». Пусть это будут любимые игрушки (медвежонок, зайчик, кукла, играйте в школу. Можно заранее спрятать написанные на бумажках слоги в разных углах комнаты и предложить поиграть в разведчиков. Вариантов много, фантазируйте.
Шестой совет. Начинаем читать простые слова, состоящие из двух слогов типа КА-ША, МУ-ХА, ВО-ДА, РУ-КА, О-СА, У-СЫ, Ю-ЛА… Важно не торопиться, ведь при чтении слов, которые состоят из трёх-четырёх букв, малыш должен уметь читать слоги легко, уверенно, сразу видеть слог, а не отдельные буквы. Тогда чтение не покажется утомительным и скучным.
Придумайте игру: «Я начинаю читать слово, а ты заканчивай.»
Потом переходим к чтению слов, состоящих из трё х букв: СО-К, ПА-Р, ДО-М и т. д. Сначала печатайте слово, как бы отделяя чёрточкой последнюю букву, объясняя так: «Две буквы ты уже умеешь читать, теперь присоединяй третью, получится слово.» Возможно, у Вашего чада есть игрушки: кот, лев, жук, кит, дом и другие. Напишите эти слова на карточках, читайте вместе с ребёнком и раскладывайте каждую карточку около соответ-ствующей игрушки. Увлекайте малыша в волшебный мир чтения.
Седьмой совет. В русском языке есть слова двусложные, трёхсложные, четырёхсложные и т. д. Здесь для эффективного обучении чтению я предлагаю последова-тельность схем-слов, следующую ниже.
Вы можете придумывать свои слова, но слоговая структура слова должна сохраняться.
1. Читаем слова типа : ПА-ПА, ЛИ-СА, МЫ-ЛО, НЕ-БО, ЛЫ-ЖИ, ДЕ-ТИ, БА-НЯ и т. д.
2. МОХ, ЖУК, ШАГ, БОК, ЛЕС, ПЁС, РЁВ и т. д.
3. КУ-РИ-ЦА, РА-ДУ-ГА, МА-ЛИ-НА, О-СИ-НА и т. д.
4. ЗА-БОР, ДИ-ВАН,ПИ-РОГ, РУ-КАВ, ПЕ-СОК и т. д.
5. ЛАВ-КА, МЕЧ-ТА, ДУП-ЛО, ЛЕН-ТА и т д.
6. ВОК-ЗАЛ, РОС-ТОК, КОС-ТЮМ и т. д.
7. ПИ-РО-ЖОК, СА-МО-ЛЁТ, ТЕ-РЕ-МОК и т. д.
8. МАТ-РЁШ-КА, КАР-ТИ-НА, ЧЕ-МО-ДАН и т. д.
9. ПА-РО-ВОЗ, ШО-КО-ЛАД, КАР-ТОШ-КА, ЛАС-ТОЧ-КА и т. д.
И только теперь, когда ребёнок уверенно читает разные слова, можно начинать читать несложные предложения.
Вырастить грамотного, образованного сына или дочь - мечта каждого родителя! Однако обучение чтению - процесс непростой, требующий большого терпения, умения и индивидуального подхода.