МААМ-картинки

Консультация «Как с помощью познавательных вопросов развить исследовательскую активность дошкольников?»

Белла Суюндукова
Консультация «Как с помощью познавательных вопросов развить исследовательскую активность дошкольников?»

Как с помощью познавательных вопросов развить исследовательскую активность дошкольников?

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему».

Самуил Яковлевич Маршак

Публикация «Консультация „Как с помощью познавательных вопросов развить исследовательскую активность дошкольников?“» размещена в разделах

Одним из самых важных умений исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы. А если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, что познание начинается с вопроса. Термины «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация» обозначают нетождественные, но весьма близкие, тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Вопросы являются ярким показателем наличия познавательных интересов детей. Вопросы детей – показатель роста и развития детской мысли, являются также «проводником педагогического воздействия». Многие исследователи (Г. М. Кучинский, А. М. Матюшкин) считают старший дошкольный возраст сенситивным для развития любознательности ребенка, основной приметой которой является познавательный вопрос.

Если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы уже в 3-4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «что?.», «как?. " и «почему?», при этом ребенок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.

Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний.

Предлагаю вам методические рекомендации, которые помогут организовать эту работу с детьми пошагово.

Сначала обеспечим мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов. Ребенку важно знать, что умение задать вопрос – это социально ценное действие.

Мотивировать детей можно на развивающих занятиях.

Воспользовалась конспектом занятия «Задаем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга». На этом занятии демонстрирую детям фрагмент из мультфильма, в котором Слоненок проявляет любопытство. Просмотрев фрагмент, мы сделали вывод: «Действительно, если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, мы получаем новые знания об окружающем мире. Поэтому интересоваться тем, что происходит вокруг, и задавать вопросы – это хорошо!».

Игры на развитие умения детей задавать вопросы.

Игра «Кто я?»

Цель: формировать у детей умение задавать вопросы, угадывать предмет, опираясь на его описание, развивать воображение, умение слушать товарища не перебивая.

Оборудование для игры: ободок на голову с липучкой, картинки на липучках.

Ход игры:

Игра проводится в группе детей. Одному из детей на голову одевают ободок и вставляют картинку так, чтобы ребёнок не знал какая картинка у него. Чтобы ребёнку легче было задавать вопросы, картинки могут быть подобраны по темам: животные,

транспорт, профессии, овощи, фрукты и т. д. Ребёнок задается вопросы детям, пытаясь узнать кто он. Примерные вопросы : Я живой предмет или нет? Съедобный- не съедобный? Я животное? Я еда? Я умею говорить? И т. д.

Волшебный сундучок (мешочек, коробочка).

Материал:

Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла, мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.

Ход проведения.

«Дети, у меня в коробочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!». Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит. В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

Игра «Вопрошайка»

Цель: развитие воображения, умения задавать вопросы.

Задачи: в процессе наблюдения отметить характер вопросов,

склонность к стереотипам, четкость.

Игровой материал: несколько сюжетных картинок.

Ход игры:

Группа детей разделена на команды. Ведущий проводит жеребьевку. Команда, которой выпало участвовать первой, начинает задавать соперникам вопросы обо всем, что хочет узнать по сюжетной картинке, предложенной ведущим. Если соперники не могут ответить, то «вопрошайки» победили. Если «вопрошайки» не могут задать вопрос, то наоборот, - победители соперники, и они становятся «вопрошайками». Вторым этапом

упражнения является сочинение каждой командой рассказа по картинке.

Публикации по теме:

Консультация «Как развить память ребенка» Как улучшить память? Существует три «закона» памяти. Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить,.

Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?»Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека - здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для родителей «Активность ребёнка — залог его здоровья» От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья. Дошкольный возраст является наиболее.

Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста»Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста» Лепка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста - отличный способ для развития мелкой моторики рук и стимулирования речи. Для лепки.

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка»Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как с помощью познавательных вопросов развить исследовательскую активность дошкольников?»
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 14:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД