Татьяна Георгиевна Аксенова
Как увлечь ребенка с диагнозом ЗПР занятиями рисованием?
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие процесса восприятия, как ведущего познавательного процесса дошкольного возраста имеет свои особенности. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: знакомится с цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки.
Публикация «Как увлечь ребенка с диагнозом ЗПР занятиями рисованием?» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
У дошкольников с ЗПР восприятие поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Занятия изобразительной деятельностью предоставляют большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка. Занятия проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, математикой, конструированием.
Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, размах кисти, темп движений, силу нажима; учатся слушать и запоминать задания, выполнять задание по определенному плану, укладываться в определенное время, оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.
Таким образом, занятия изобразительной деятельностью являются мощным стимулом психического развития ребенка с раннего возраста; средством коррекции отклоняющихся в развитии детей; инструментом диагностического исследования и терапевтическим воздействием с целью преодоления проблем эмоционального характера.
1. Бумага.
Чтобы разбудить желание рисовать, предлагаю сделать подарок для мамы – нарисовать красивую ленточку для украшения прически.
Дети рассматривают бумагу различной плотности: гладкую/шершавую, толстую/тонкую, плотную/рыхлую. Дети гладят, щупают, щупают, жмут, растягивают, рвут, режут ножницами бумагу. Для подарка маме предлагаю первый лист – рыхлой, второй - вощеной, третий лист – плотной бумаги. Работаем красной краской, широкой колонковой кистью №10. По окончанию работы изучаем полученные результаты: на рыхлой, неплотной бумаге – ленточка расплылась, стала некрасивой. На вощёной бумаге – краска свернулась, а на плотной бумаге –ленточка получилась яркая, красивая. Подвожу детей к выводу, что на плотной бумаге рисовать лучше. Спрашиваю у ребят, где еще люди используют бумагу, а ответившим предлагаю обязательно дотронуться, пощупать названные предметы: книгу, коробку, бумажные полотенца, салфетки и т. д).
2. Инструменты рисования.
Чем же можно рисовать? – Например, карандашами. Предлагаю детям твердый (ТТ) и мягкий карандаши (МММ). Даю задание: нарисовать две ниточки твердым и мягким карандашом. Спрашиваю, чем отличаются ниточки? Дети отвечают, что одна очень тоненькая ниточка, ее почти не видно, а другая потолще и ее очень хорошо видно. Подвожу детей к выводу, что если нужно нарисовать еле заметную линию, надо взять твердый карандаш, а если более яркую линию - надо брать мягкий карандаш.
Обращаю внимание на толщину грифеля. Выдаю детям «большой секрет» : яркость цвета зависит от силы нажатия на грифель карандаша. Демонстрирую и предлагаю самим потренироваться. Все вместе делаем вывод: все зависит от нас и нашего решения.
Чем же еще можно рисовать? – восковыми мелками. Проводим совместный эксперимент с силой нажатия на мелок. Дети видят, что насыщенность цвета меняется в зависимости от наших усилий. Предлагаю нарисовать восковыми мелками небо (использую альбомный лист А4). Дети трудятся, закрашивают. Работа не закончена, а рука устала, хотя есть опора и локоть лежит на столе. Результаты работы не радуют- небо получается неровное, с резкими переходами, неаккуратное. Раскрываю очередной «секрет» : предлагаю раскрасить небо не кончиком, а ребром мелка. Работая таким способом, достигнута цель- небо получилось как настоящее, а усилий и времени на раскрашивание ушло не много. Делаем с детьми вывод: большие пространства лучше закрашивать ребром мелка.
Чем же еще можно рисовать? – кистью и красками. Очень хорошо иметь несколько разных кисточек: щетинные – плоскую большую№10, среднюю №4 и маленькую №2; колонковые – большую №10, среднюю №4 и маленькую №1; беличьи -№10,№4,№1. Внимательно рассмотрите их вместе с детьми, чтобы юный художник научился сам отличать кисточки, пометьте их фломастерами. На беличьих поставьте оранжевые полоски, на колонковых –коричневые. Щетинные с другими спутать не возможно.
Предлагаю детям потрогать ворс кисточек. Задаю вопрос кто, что почувствовал? Дети отвечают, что одна кисточка жесткая, щетинная, другие мягкие гладкие. Говорю детям, что жесткая кисточка – это не значит «плохая». Совсем нет! И скоро вы узнаете, где она нам очень пригодится. Предлагаю пощупать еще раз, но с закрытыми глазами, и сказать, какие на ощупь кисточки.
Вопросу как правильно держать кисточку, надо уделить особое внимание. Для того чтобы стало интересно, можно нарисовать на каждой используемой кисточке глазки и ротик. Большая будет у педагога, это «Королева-Кисточка». Ее «фрейлены»- кисточки поменьше. Вначале предлагаю внимательно рассмотреть кисточку. Что у нее есть: щетинка, металлический колпачок и ручка. (Дети все ощупывают и проговаривают). Говорю: «Я научу вас правильно держать кисточку. Пусть ваша ладошка превратится в птичку, попробуйте помахать крылышком – своими пальчиками». (Показываю – кончик большого и указательного пальцев прижаты друг к другу, остальные пальцы двигаются свободно). А теперь давайте подожмем крылышко и потренируемся брать все клювиком». Мизинец, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Указательный и большой пальцы показывают, как открывается и закрывается «клюв». Дети тренируются-пробуют брать пальчиками-«клювиком» небольшие предметы и радуются, что это у них получается.
А теперь возьмем кисточку «клювиком» и «крылышко» сложим. Оно поможет нам держать кисточку». Затем обращаю внимание детей на то, что кисточку надо держать ближе к верхнему краю металлического колпачка. Палочка кисточки должна смотреть вверх и чуть наклониться в правую сторону (левую, для левшей). Предлагаю посмотреть на нарисованные на кисточке глазки и ротик. Кисточка довольна, она улыбается.
3. Как правильно набирать краску и наносить ее на бумагу.
Проводим эксперимент: предлагаю набрать краску и раскрасить большое яблоко. Дети опускают кисточку глубоко в краску и хаотично водят по трафарету. При этом появляются брызги, капли. При сильном нажатии на кисть ее ворс расходится, появляются пробелы, неровности. В итоге яблоко получается не настоящим, не похожим. Да и «фрейлины»– кисточки расплакались, потому что им стало больно, краска запуталась в волосах, прически растрепались. «Королева-Кисточка» успокоила своих подданных и показала как правильно набирать краску: «Кисточку в краску опускаем до середины ворса, чтобы лишняя краска не попала на рисунок, неспеша достаем кисточку из краски, проводим ею по краю палитры». (При этом надо обхватить руку ребенка и проделать это движением вместе с ним). Обращаю внимание детей, что хвостик кисти бежит за палочкой. Для большей убедительности и запоминания обыграем сценку: слышится плач маленькой «фрейлины». «Королева- Кисточка» спрашивает, почему плачет маленькая «фрейлина»? Та отвечает: «Как же мне не плакать, дети еще не знали, как правильно набирать краску и опустили меня, несчастную, в краску до середины металлической части, и поэтому, краска попала мне в глаза и рот, мне стало невкусно и плохо видно, и рисунок получился некрасивым». Королева-Кисточка говорит: «Не плач, маленькая фрейлина, дети сейчас расскажут, как правильно они будут набирать краску, держать и вести кисть». (Ответы детей).
Маленькая кисточка просит детей скорее помыть ее. Дети стараются промыть кисть. На чистых листочках предлагаю поиграть с вымытой кисточкой в прятки. Вымытой кисточкой проводим по чистому листу – остался след краски, спрашиваю, почему же так получилось? Дети отвечают, что краска еще осталась и надо помыть кисточку снова. (Предлагаю использовать кроме стандартной пластмассовой полоскалки, обрезанную наполовину прозрачную пластиковую бутылку (0,5л, наполненную не до краев, чтобы вода не расплескалась и был хорошо виден цвет воды. Дети приходят к выводу, что если в воде много краски, ее использовать нельзя и нужно сменить воду. Вынимаем кисточку из воды, затем надо аккуратно промокнуть ворс о край баночки, чтобы снять лишнюю воду. Проверяем на чистом листе - теперь кисточка не оставляет следа. Краска «спряталась» в воду. Значит, мы раскрасим яблочко по всем правилам. Дети проговаривают свои действия. В конце занятия предлагаю сравнить два яблока, какое больше понравилось и почему? Ответы детей позволяют понять степень усвоения действий с кистью. Для закрепления понятия, что ворс движется за палочкой кисти, предлагаю нарисовать дождь. Кисточка движется сверху вниз. Рисуя штрихи, дети приговаривают в такт слова: «кап, кап, кап». Это способствует развитию ритма и темпа движения. Затем, рисуем травку, кисточка движется снизу вверх. Приговариваем: «так, так, так». Затем учим кисточку «танцевать» по спирали, кругу, бегать туда-сюда.
Когда удобнее применять толстую или тонкую кисть? Для этого используем крупный трафарет груши и даем две кисти №10 и №1. Предлагаю раскрасить грушу. Те дети, кто взял тонкую кисть, через некоторое время понимают, что лучше пользоваться толстой кистью. Приходим к выводу: большие пространства удобнее закрашивать большой кистью. Дети рисуют луг широкой кистью (если у Вас большая колонковая кисть, то ее можно сплющить). Можно раскрашивать луг, двумя кистями вместе с ребенком. Рисуем снизу вверх травинки разной высоты, когда рисунок подсохнет предложить ребенку нарисовать цветы на лугу. Их удобнее рисовать более тонкой кисточкой. Цветы получаются изящными, прорисованными. Делаем вывод, чтобы нарисовать небольшой по размеру предмет, надо пользоваться тонкой кистью.
Когда применяем мягкую и жесткую кисть? Жесткой кистью можно воспользоваться, когда требуется нарисовать что-то «пушистое». Кисточка должна быть почти сухой, так что воды берем не слишком много. Опускаем в желтую краску и рисуем одуванчики или веточку мимозы, при этом дети держат кисть вертикально и прижимая ее к листу бумаги, приговаривая «тюп,тюп,тюп». Спрашиваю у детей, что еще бывает пушистым? Ответы: шарфик, шубка, зайчик, ёлочка и т. д. Предлагаю нарисовать два шарфика. Один пушистый, теплый для папы, другой гладкий, шелковый, праздничный для мамы. Спрашиваю у детей, какой кистью они будут рисовать теплый пушистый шарфик? (Ответ- жесткой, а гладкий, шелковый? (Ответ- мягкой кистью). Дети рисуют на листе бумаги формата А4.
4. Смешение красок.
Предлагаю рассмотреть цветовой круг, палитру. Цвета «друзья»- называются цвета, которые сочетаются между собой, благодаря тому, что каждый простой цвет, присутствует в сложном. В цветовом круге они всегда стоят рядом. Цвета «враги» –это дополнительные цвета, противоположные. Они никогда не стоят в цветовом круге рядом и всегда находятся напротив друг друга. Они словно отталкиваются друг от друга, споря кто из них важнее.
Рассказываю историю:
«Королева- Кисточка» решила погулять по зеленому лугу, по мягкой травке. Поэтому приказала своим «фрейлинам» нарисовать зеленую лужайку. Бросились «фрейлины» выполнять приказ «Королевы», а краски - то зеленой у них не оказалось, что делать? И тогда одна из «фрейлин» закричала: «Придумала, придумала!» Посмотрите, что она придумала (показываю). Она взяла лист белой бумаги, баночки желтой и синей краски, чистую воду, кисточки, затем пригласила вторую «фрейлину» и стала закрашивать лист ( демонстрирую: желтая краска слева направо, а синяя краска справа налево, какой цвет у них получился? Правильно, зеленый! «Фрейлины» быстро справились с работой и «Королева-Кисточка» была ими довольна. Погуляла «Королева-Кисточка» по лугу и захотела съесть апельсин. Бросились «фрейлины» рисовать апельсин, а краски –то оранжевой у них нет. Что делать? Опять помогла маленькая «фрейлина». Она взяла желтую и красную краску, пригласила вторую «фрейлину» и вместе у них получилась необыкновенная оранжевая краска (показываю)».
Нарисовали апельсин и цветы : красные маки, желтые ромашки, оранжевые тюльпаны (показываю). Дети рассматривают, удивляются. Продолжаю: «Но капризной «Королеве-Кисточке» этих цветов мало, захотелось ей собрать букет колокольчиков. Бросились «фрейлины» выполнять очередной каприз «Королевы-Кисточки», но фиолетовой краски не оказалось. Что делать? И в третий раз маленькая «фрейлина» решила проблему». Показываю на трафарете с изображением колокольчика, смешение красной и синей краски. «Наконец, «Королева-Кисточка» стала довольна и гордо удалилась в свой замок»,- заканчиваю рассказ.
Так постепенно, шаг за шагом, подводя детей к экспериментированию, используя сказочные образы, вызываю интерес к рисованию, что, в свою очередь, способствует психическому и эмоциональному развитию растущего человека.
Библиография
1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с нарушениями в умственном развитии. – М. : Просвещение, 1991.
2. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе : Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. – М. : Книголюб, 2004. – 64с.
3. Комарова Т. С "Обучение детей технике рисования" Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., «Просвещение», 1970. - 158 с.
Н. В. Шайдурова Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие, Творческий Центр "Сфера" 2008. 160с.