Папки-передвижки

Как в столичном особом семейном центре помогают подросткам с ограничениями здоровья

Департамент труда и социальной защиты
Как в столичном особом семейном центре помогают подросткам с ограничениями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

2243370-11

Воспитатель Роман Костяев уже 15 лет работает в особом семейном центре «Роза ветров» с подростками с ограниченными возможностями здоровья. Педагог делится профессиональными наблюдениями и рассказывает, как правильно организовать игровую деятельность для ребят с ментальными нарушениями.

По своим правилам

Воспитанники особого семейного центра «Роза ветров» – дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. В группе воспитателя Романа Костяева – ребята разных возрастов, с синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра, поведенческими расстройствами и ментальными нарушениями. По его словам, они способны к игре, но включиться в нее самостоятельно не могут.

Публикация «Как в столичном особом семейном центре помогают подросткам с ограничениями здоровья» размещена в разделах

Когда есть проблемная ситуация, педагог направляет ребят, а они в свою очередь придумывают правила и решают, как достигнуть конечной цели. Так рождается понятная только им игра. Так, этим летом их любимым развлечением стала спецоперация по спасению пластмассового самолетика, застрявшего на дереве. Бросать самолет – обычное занятие, интерес у мальчишек появляется, когда он застрял на дереве и его пора «спасать».

Педагог наблюдает со стороны, как ребята пробуют достать предмет. Сбивают его мячом – не получается, дружно трясут дерево – тоже безрезультатно. Потом один мальчик решает использовать свой рост, подпрыгивает пару раз и снимает игрушку с дерева. «Получается, мальчики не смогли, а Влад смог, для него это победа! Игра развивает и радует ребенка, делает счастливым и мотивирует включиться в процесс», – комментирует воспитатель.

Особенная ценность игрового процесса для детей с ментальными нарушениями – в возможности одновременного воздействия на двигательную и психическую сферу. Игра развивает восприятие, мышление, внимание, воображение, память, речь, повышает познавательную деятельность. Игра у детей с особенностями в развитии – другая. Она идет по своим правилам. Например, в игре с самолетом командного взаимодействия нет, у ребят включается соревновательный момент: у кого получится его достать – тот чемпион. Педагогов и родителей радует любая коммуникация детей между собой.

Сочиняем на ходу интересную игру

Увлекательный игровой процесс помогает развивать социальную адаптацию подростков с ограниченными возможностями здоровья. Даже ребята, которые никогда не включались в игру, могут заинтересоваться деятельностью своих товарищей, понять, что это весело, и заниматься с ними одним делом.

«Есть подвижные игры с элементами футбола, где просто надо попасть в ворота, а у нас может быть другая игра, причем возникает она спонтанно, из ничего. Дети сами ее придумывают. Вот мы бьем друг другу мяч на улице: «А давай попробуем, чтобы он перелетел через забор? – Давай!» Придумываем на ходу правила и по ним играем, это очень интересно для ребят. Вообще за ними надо наблюдать! Если ребенок лежит на полу и что-то долго достает из-за шкафа, любой взрослый скажет: «Встань с пола!». А я вижу, как он пытается, не мешаю, ему это интересно. Спустя время он понял, что вытащить предмет можно скрученной бумагой, – для него это развитие», – поясняет педагог.

Когда в группу пришел 10-летний Даня с ментальными нарушениями, он не говорил, его не интересовала никакая деятельность, о коммуникации невозможно было и подумать. Сейчас педагоги замечают у него положительную динамику в речи. Он произносит имена и отчества, может сказать спасибо, потому что вокруг него речевая среда, все дети говорящие. Он все время слышит какие-то слова, песенки и повторяет их. Мальчик стал с удовольствием ходить на прогулки, включается в разную деятельность, которую видит и которая ему интересна.

«Важно не заставлять ребенка играть и навязывать свои правила, выдергивать его из зоны комфорта и что-то требовать. Он может изображать, что он играет, но тогда эта деятельность не будет иметь развивающего эффекта. Свою основную задачу я вижу в том, чтобы создать условия для ребят. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, тогда он расслаблен и только в этом случае может включаться в общий процесс и получать от него удовольствие», - говорит специалист.

По мнению воспитателя, есть несколько простых шагов для того, чтобы игра стала интересной:

• Поймите цель ребенка. Когда он что-то делает, важно определить, для чего, и создать подходящие условия.

• За ним надо наблюдать, понимать и чувствовать, на что он способен.

• Дайте ребенку свободу действий – пресекать нужно только признаки нежелательного поведения.

• Будьте с ним во время игры: коммуникация между ребенком и взрослым очень важна.

• Хвалите его начинания, комментируйте успехи и поддерживайте в неудачах.

Справочно:

Московские центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Эколята помогают спасти деревья»Фотоотчет «Эколята помогают спасти деревья» Знакомясь с разнообразием природы Донского края, казачата группы знают, как трудно вырастить деревья в нашем засушливом районе. Они проявляют.

Бигуди помогают развивать мелкую моторикуБигуди помогают развивать мелкую моторику Доброе время суток,дорогие коллеги,друзья,гости моей странички. Рада нашей встрече. Уже давно заметила,что дети младшего дошкольного возраста.

Фотоотчет «День семьи в реабилитационном центре»Фотоотчет «День семьи в реабилитационном центре» Международный День семьи — 15 мая Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно.

Как мультфильмы помогают детям в изобразительной деятельностиКак мультфильмы помогают детям в изобразительной деятельности Вот и наступило время, когда в тематике работ по изобразительной деятельности дошколят зазвучала тема зимы. Так получилось, что две недели.

Фотоотчет «Как нам мамы помогают!»Фотоотчет «Как нам мамы помогают!» Уважаемые коллеги! В наши дни, когда у родителей каждая минута на счету, когда они с утра до ночи заняты, нам отрадно, что есть такие родители,.

Как растения помогают освоить азы математики "Как растения помогают освоить азы математики" Задачи в интеграции: -Учить рассматривать растения в определенной последовательности; -формировать.

Конспект занятия по укреплению здоровья детей во второй младшей группе «Урок здоровья для Бабы Яги»Конспект занятия по укреплению здоровья детей во второй младшей группе «Урок здоровья для Бабы Яги» Цель: сохранение и укрепление здоровья детей. Задачи: - -Вызвать у детей эмоциональный отклик и дать положительный заряд на предстоящий.

Макеты помогают нам развиваться.Макеты помогают нам развиваться. Во времена компьютерных технологий можно получить полное трехмерное изображение объекта на экране. Но тем немение не снижается актуальность.

Создание предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в «Центре здоровья» плавательного бассейна ДОУСоздание предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в «Центре здоровья» плавательного бассейна ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС ДО, для максимальной организации образовательного пространства, помещение плавательного бассейна нашего.

Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка»Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка. Елена Владимирова. В наше время большое внимание уделяется подрастающему поколению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как в столичном особом семейном центре помогают подросткам с ограничениями здоровья
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 12:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как в столичном особом семейном центре помогают подросткам с ограничениями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Департамент труда и социальной защиты (УИ 2243470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД