Лариса Настина
Консультация для родителей «Как воспитать самостоятельность дошкольника»
Каждому родителю хочется видеть своего ребенка самостоятельным, Но не каждому удается приучить ребенка к самообслуживанию, к посильному труду, поскольку часто не хватает терпения научить, подождать, пока закрепятся навыки и умения. Нередко взрослые удивляются, что ребенок не самостоятельный, не умеет ничего делать, не помогает. Эти важные для дальнейшей жизни качества нужно формировать с раннего детства.
Нас заставляет что-то делать сознательное намерение, цель, наша воля. Поэтому работать надо над формированием не только умений, но и сознательного желания достичь своего, помогать, доставлять удовольствие другим. Наиболее действенным механизмом создания таких поведенческих реакций в детстве является имитация.
Воля начинает формироваться с раннего возраста, когда малыш должен сделать определенные усилия, чтобы получить желаемое. Поэтому не стоит угождать маленькому ребенку, пусть он сам дотянется до бутылочки, заинтересовавшей его игрушки. Часто родители из-за нехватки времени или терпения не дают развиваться дальше этой воле, ведь взрослым легче быстро одеть ребенка, чем ждать, пока он некоторое время будет одеваться сам.
Поэтому родители теряют благоприятный период для формирования навыков самостоятельности, который в психологии называют «кризисом трех лет», или кризисом «я сам», не поощряют естественное желание ребенка делать все самостоятельно. Если маленький ребенок хочет помочь, надо позволить ему, например, помыть посуду или собрать мусор, вытереть за собой разлитое молоко. Даже если он что-то разобьет или сделает медленно, надо поощрять эти попытки. Такие действия, такая модель поведения входит в привычку. Но если отказать ребенку в его стремлении к самостоятельности, то теряется главное – благоприятный период для развития самостоятельности.
Со временем все равно придется ставить ребенка перед фактом, что он должен выполнять какую-то домашнюю работу, помогать в домашних делах. Даже если у ребенка теперь нет желания это делать, его следует терпеливо приучать.
Побуждать к самостоятельности можно различными способами, в том числе, введя ребенка в коллектив, поместив в какую-то другую среду, где он будет вынужден самостоятельно себя обслуживать, под давлением среды и обстоятельств учиться жизненным навыкам. Сами они не появятся и не разовьются; родители для этого должны активно организовать пространство ребенка, регулярно заниматься его воспитанием. Ведь воля ребенка формируется под влиянием взрослого. Поэтому правильно будет тратить больше времени, чтобы почистить картошку или помыть чашки вместе с ребенком, а не делать это вместо него.
Сейчас все сложнее сформировать навыки настойчивости, трудолюбия и самостоятельности, потому что человек защищен цивилизацией. И родители должны осознать, что функциональные навыки ребенка - это шаг к его уверенности в себе.
Чем раньше ребенок овладеет полезными навыками, тем быстрее он самоопределится и почувствует себя самостоятельным.