лилия горбунова
Какие мы? Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с эмоциями
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Какие мы?»
Цель: дать детям элементарное представление о том, что такое эмоции, развивать способность определять эмоциональные состояния по схематическим изображениям и объединять различные изображения единым сюжетом, развивать речь. Воспитывать уважение друг к другу.
Методические методы и приемы: словесный, наглядный, практический, беседа, игра.
Публикация «Какие мы? Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с эмоциями» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Материалы к занятию: Карточки с изображением нескольких лиц в различном эмоциональном состоянии, аудиозаписи, изображения героев мультфильмов, лист бумаги с нарисованным кругом (на каждого ребенка, карандаши, листочки бумаги.
Ход занятия:
1. Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
- Дети,о чем поется в этой песне?
Дети: Об улыбке.
- А теперь все улыбнитесь и посмотрите друг на друга. Какие вы все красивые, добрые, радостные.
-Дети, представьте себе: вы просыпаетесь утром, все вокруг привычное, такое, как всегда. Только вас ничего не радует, не печалит, не волнует, не пугает, не веселит. Чтобы не происходило с вами, с вашими родными, друзьями – вам все равно. Вас ничего не радует. Из жизни исчезло что-то очень важное, и все изменилось, все вокруг стало тусклым, бесцветным.
-Как вы думаете, что исчезло?
(ответ детей)
- Исчезли наши эмоции – это радость, печаль, грусть, страх, удивление.
-Дети, у каждого человека есть эмоции. Эмоции выражают наше отношение к тому, что происходит с нами и вокруг нас. Если вас что-то напугало, то вы испытываете эмоции страха, если что-то развеселило, то эмоции радости. Ваше настроение – это тоже эмоциональное состояние.
-Как вы думаете, можно ли изменить плохое настроение на хорошее? Как можно это сделать?
(ответ детей)
- Все люди разные. Но свои эмоции они выражают очень похоже. Удивляясь, они обычно поднимают брови и широко раскрывают глаза (показ картинки). Когда сердятся –сдвигают брови и хмурят лоб (показ картинки). Когда радуются – поднимают уголки губ вверх (показ картинки, а при огорчении – опускают вниз (показ картинки). Но не только лицо помогает нам выразить эмоции. Когда мы удивляемся, мы немного разводим в стороны руки или пожимаем плечами. Когда пугаемся – вздрагиваем. Когда радуемся – хлопаем в ладоши. От радости можно прыгать, танцевать.
-Посмотрите на героев мультфильмов. Какие эмоции выражают лица этих героев? Как вы догадались?
2. Работа с листочками.
- Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем лицо человечка.
-Какое выражение лица получилось у твоего человечка?
- Как ты думаешь, отчего твой человечек грустный (веселый, сердитый?
Сделай такое же выражение лица, как у твоего человечка. Придумай человечку имя и занятие (ходит в детский сад, в школу и т. д.). Работы детей вывешиваются в группе.
- Представьте себе, что вам подарили что-то, что вам очень хотелось бы -игрушку, самокат или велосипед.
-Какие эмоции вы будете испытывать в этот момент?
(ответ детей)
Конечно вам будет весело, приятно, радостно. Вы будете испытывать – положительные эмоции.
А теперь представьте себе, что произошло что-то неприятное. Ну, например, тебя почему-то не приняли в игру или мама на что-то сильно рассердилась.
-Какие эмоции вы будете испытывать?
(ответ детей)
Наверное, огорчение, печаль. Вы будете испытывать – отрицательные эмоции.
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вызвать положительные эмоции у мамы или бабушки, папы, воспитателей, друзей?
Физкультминутка: игра «Стоп»
Дети под музыку двигаются. С остановкой музыки или по сигналу воспитателя «стоп» дети принимают позу нарисованную на карточке. В этой игре необходимо следить за выражением лица. Поза нарисованного человечка и выражение его лица должны быть адекватны.
3. Раздается стук в дверь. Это пришел почтальон и принес письмо, но оно зашифровано. Давайте попробуем его прочитать.
- Что бы это значило? (Человек сначала был грустным, а потом повеселел).
- Почему так могло произойти? Например, утром на улице шел дождь, и Саша сидел у окна грустный. После обеда выглянуло солнце, и Саша радостный побежал гулять.
«Прочитав» это письмо, каждый ребенок получает свое и рассказывает о том, что он из письма узнал. Количество изображений может быть разным. Можно предложить детям самостоятельно сочинять и «письмо» письма друг другу.
4. Игра «Веселые и грустные человечки»
- А сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру. У вас на столах лежат карточки с нарисованными масками, у каждой маски- свои эмоции. Я включу вам музыку, после прослушивания вы поднимаете ту маску, какие эмоции вызвала у вас эта музыка.
(звучат отрывки из разных произведений, дети поднимают карточки).
5. Педагог читает стихотворение поэтессы Марины Бородицкой:
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет:
Колдунье не колдуется,
И вдохновенья нет.
Наколдовала к завтраку
Из Африки банан,
А появился – здрасьте вам!-
Из Арктики буран.
Наколдовала к ужину
В стаканчике – пломбир,
Но убедилась с ужасом:
В стаканчике – кефир!
Нарисовала курицу,
А вышел пистолет…
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет.
А может быть, кто дуется –
Тому и не колдуется?
- Как вы думаете, почему колдунье «не колдуется»?
Дети, эмоции могут помогать человеку, но могут и мешать ему.
6. Игра «Герои наших любимых сказок»
- Дети, на каждого сказочного героя мы можем нарисовать маску. Кто-то из героев нам нравится, кого-то мы боимся, с кем-то веселимся, а кто-то все время плачет. Я буду называть вам героя, а вы нарисуйте на маске те эмоции, которые вызывают у вас эти герои.
(Карабас-Барабас, Буратино, Мальвина, Пьеро, Принцесса Несмеяна, Карлсон, Золушка, Кот в сапогах, Айболит и т. д.)
Дети объясняют почему нарисовали ту или иную маску.
- Дети, у каждого человека есть эмоции. Эмоции можно разделить на положительные и отрицательные. Положительные эмоции вызывают приятные переживания, чувство удовольствия, а отрицательные – неприятные переживания. Но все эмоции очень нужны человеку. Они, как краски, окрашивают нашу жизнь в разные цвета. Без эмоций наша жизнь была бы скучной и однообразной. Чем богаче и разнообразнее наши эмоции, тем более насыщенна, красива и разнообразна наша жизнь.
- А теперь нарисуйте такую маску, какие эмоции вызвало у вас наше занятие.
Молодцы!