Папки-передвижки

Календарно-обрядовый праздник «Капустница» (2 фото)

Светлана Учеватова
Календарно-обрядовый праздник «Капустница»
▼ Скачать + Заказать документы

Календарно - обрядовый праздник «Капустница».

Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний о традициях празднования календарно-обрядовых праздников русского и мордовского народов.

Задачи: воспитывать у детей интерес к народной культуре русского и мордовского народов;

формировать у детей музыкально-слуховые представления о фольклорном творчестве русского и мордовского народов, проследить их тесную взаимосвязь;

Публикация «Календарно-обрядовый праздник „Капустница“» размещена в разделах

развивать музыкально-творческие способности у детей, их эмоциональную отзывчивость.

Методические приемы: вступительная беседа о традиции празднования календарно - обрядового праздника Капустница; использование ТСО; пение песен, частушек на русском и мордовском языках; сюрпризный момент.

Предварительная работа: беседа на занятиях кружка об особенностях празднования календарно-обрядовых праздников у русского и мордовского народов.

Воспитатель: Вот и наступила поздняя осень. Собрали последний урожай с полей, срубили и капусту. И начинались на Руси веселые вечеринки в честь капусты– капустницы.

Календарно-обрядовый праздник «Капустница»

Нарядно одетые девушки-крестьянки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам рубить капусту. Вслед за девушками появлялись и юноши с гостинцами для хозяев. Хозяйка в этот день пекла пироги с капустой и угощала ими всех присутствующих. Вот и мы с вами пойдем в гости на такую вечеринку. (Воспитатель и дети входят в избу. Их встречает хозяйка.)

Воспитатель: Принимай, Хозяйка, гостей!

Хозяйка: Просим в избу! Красному гостю – красное место. (Показывает куда садится). Проходите, дорогие мои помощники, будьте как дома. (Ставит на стол корыто, подает капусту, морковь, соль.) Посмотрите, какую капустку я вырастила. Белую, сладкую! Весной посадила, все лето ухаживала.

Вот я колья тешу, огород горожу;

Я капустку сажу, сажу беленькую.

Ты, капустка, родись, и бела и спела,

И бела и спела, и со тыном равна.

Песня: «Сам я колышки тешу».

(Затем помогают хозяйке «рубить капусту»)

Хозяйка: Вот как весело спорится у нас работа. А давайте устроим состязание: кто быстрее скороговорку проговорит. Кто же будет состязаться? Наверное те кому счет выпадет (обращается к мальчику) Считай ты.

Шишел вышел, вон пошел,

На боярский двор зашел.

Там бояре шапки шьют,

На окошки их кладут.

Хозяйка: (обращается к другому мальчику). А теперь считай ты.

Вейке, кавто, колмо, ниле,

Мон сэвинь саразонь пиле,

Кавто, колмо, ниле, ветесь,

Кинень понги псакань пекесь?

(Считалкой выбраны двое ребят. Начинают состязание)

1-мальчик: Сшит колпак не по-колпаковски.

В том колпаке – пол колпака гороху.

2- мальчик: Добры бобры идут в боры.

(Дети повторяют скороговорки)

Хозяйка: Молодцы! Вот вам в награду по кочерыжке! Гости дорогие, а прибаутки с небылицами вы знаете?

1-я девочка: Чепуха, чепуха, это просто враки!

Сено косят на печи молотками раки.

2-я девочка: Чепуха, чепуха, это просто враки!

«Куры съели петуха», - говорят собаки.

3-я девочка: Рано утром, вечерком, поздно на рассвете,

Баба ехала пешком в ситцевой карете.

4-я девочка: Вирь чиресэ кудыне,

Кудынесэнть очкине.

Бабась пани пачалксеть,

Ривезь вадни ойсэ,

Овто кишти кемсэ.

Частушки.

Хозяйка: И я спою вам, повеселю вас.

(Исполняет скоморошину «Посидите, гости, побеседуйте!»)

Ну как, распотешились?

Мордовская игра «В ножки».

Хозяйка: Веселье в разгаре, впору и поплясать.

(Песня – инсценировка «В огороде бел козел.»)

Песня «Минь листяно улицяв» (Хоровод).

Воспитатель: Хозяйка, кто-то стучится.

(Хозяйка открывает дверь, входит чучело.)

Чучело: Шумбратадо, вечкевикс ялгат! Здравствуйте гости дорогие! Я пришло к вам из далека. Угадайте, где я живу, откуда пришло?

Дом со всех сторон открыт,

Голубою крышей крыт.

Заходи в мой вкусный дом,

Чудеса увидишь в нем.

Дети: Огород.

Чучело: Я пришло к вам с огорода. В моем доме каких только подарков нет! Я сложило их в корзинку. Что в ней лежит, вы узнаете, когда загадки отгадаете.

Сидит барыня на грядке, вся в заплатках.

Кто ни взглянет, всяк заплачет.

Дети: Лук.

Чучело: Маленький, горький, луку брат.

Дети: Чеснок.

Чучело: Сидит Ермошка на одной ножке. На нем сто одежек, не шиты, не кроены, а весь в рубцах.

Дети: Капуста.

Чучело: Без рук, без ног, ползет на батог.

Дети: Горох

Чучело: Без окон, без дверей

Полна горница людей.

Дети: Огурец.

Чучело: Сидит девица в темнице – а коса на улице.

Дети: Морковь.

Чучело: Кругла, желта, а не луна.

С хвостиком, а не мышь.

Дети: Репа.

Чучело: Золотое решето черных домиков полно.

Сколько черненьких домов, столько беленьких жильцов.

Дети: Подсолнух.

Хоровод: «Ах улица широкая».

Хозяйка: Ну, вот и капуста кончилась! А сейчас мы ее посолим и морковки в нее добавим. Все перемешаем и в кадушку сложим. Да не забудьте дубовую палочку в нее вставить для того, чтобы смотреть, не вытек ли весь рассол. А теперь милости всех прошу к столу! Пирогов откушать!

Фото «Капустница»
Публикации по теме:

«Макаровна в гостях у Семёновны». Фотоотчет о празднике «Капустница»«Макаровна в гостях у Семёновны». Фотоотчет о празднике «Капустница» "Одеваемся, наряжаемся, на "Капустницу" собираемся! Проходи, честной народ! Всех Семёновна зовёт! На "Капустницу" приглашает, а потом капустой.

«Мамин праздник». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе по программе «От рождения до школы»«Мамин праздник». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:Мамин праздник Развёрнутое содержание работы: Формировать элементарные представления о празднике 8 Марта. Знакомить.

Фольклорный праздник в старше-подготовительной группе «Капустница» Фольклорный праздник в старше-подготовительной группе «Капустница»Цель: Приобщать детей к фольклору Орловской области, народным обычаям.

Календарно-обрядовый праздник «Жаворонки». Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством 1 слайд. Календарно-обрядовый праздник «Сороки», «Жаворонки» 22 марта. МАДОУ «Детский сад № 45». Воспитатель Корикова Елена Юрьевна. 2слайд.

Календарно тематический план День недели Режим Образователь-ные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация.

Календарно-тематический план по ФЭМП ЯНВАРЬ «Один-много» Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? '' словами один, много, ни одного. «День-ночь».

Календарно-тематическое планирование на день День недели, тема недели НОД Образовательная деятельность в режимных моментах Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности.

Обрядовый праздник «Пришла коляда накануне Рождества» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-зулинская основная школа» Структурное подразделение «Усть-Зулинский детский.

Оформление музыкального зала к празднику «Капустница»Оформление музыкального зала к празднику «Капустница» Вот и первые морозы. Пора капусту солить, "Капустницу" проводить! А для настроения обязательно зал украсить, да понарядней, чтобы петь,.

Осенний праздник по русскому народному творчеству «Капустница»Осенний праздник по русскому народному творчеству «Капустница» В празднично украшенном зале -столы с угощениями из капусты, а также выставка поделок из капусты. Хозяйка: Добрый день и добрый час! Лето.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарно-обрядовый праздник «Капустница»
Опубликовано: 13 апреля 2017 в 17:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Календарно-обрядовый праздник «Капустница»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Учеватова (УИ 1113924) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД