Светлана Георгиевна Максимова
Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаемый материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста / 6-7 лет / в речевой группе.
В логопедических группах коррекционное воздействие направлено на преодоление не только речевых нарушений, но и на развитие коммуникативно-познавательной деятельности.
Обучение должно начинаться с формирования «базы», которая обеспечит развитие речи. Такой базой и явилась лаборатория по ознакомлению детей с неживой природой.
Публикация «Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Неживая природа
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данная работа включает в себя опытно-экспериментальный материал, который способствует раннему приобщению дошкольников к элементарной научно-исследовательской деятельности.
Неживая природа вызывает у детей не меньший интерес, чем живая. Дети с удовольствием тянутся к играм с песком, водой, глиной. Пытаются выявить их признаки, свойства. Усвоение скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. Опыты помогают ребенку лучше понять явления, происходящие в природе.
Поисковые действия представляют собой одну из форм наглядно-действенного мышления и направлены на познавательный результат.
СЕНТЯБРЬ
1 неделя Диагностика речевого и познавательного развития детей
2 неделя 1. Вступительная беседа «На пути к чуду».
Знакомство с правилами для «Юных исследователей».
Цель: познакомить с лабораторией, обратить внимание на то, как хранятся различные вещества; дать понятие неживой природы.
2. Д/и «Живая-неживая природа».
3 неделя 1. Беседа о явлениях неживой природы.
2. Наблюдение за осенним дождем /обратить внимание на то, как мелкие капли моросящего дождя заставляют поверхность лужи «ежиться». Использовать загадки и поговорки о дожде. /
3. Рисование «Осенний дождь»
/учить детей отражать свои наблюдения в рисунке/.
4. Д/и «Дождик-хорошо-плохо».
5. Выучить стихотворение «Дождик».
6. Подбор родственных слов: дождь-дождинка, дождевой…
4 неделя 1. Исследование свойств песка.
Рассматривание под лупой песчинок
/сравнить их по цвету, размеру, по степени блеска, прозрачности/.
2. Опыт «Сыпучесть песка».
3. Беседа «Практическое применение песка».
ОКТЯБРЬ
1 неделя 1. Занятие по развитию речи «Путешествие по пустыне».
Цель: познакомить с природой пустыни, рассказать о дюнах.
2. Опыт: «Что тяжелее: влажный или сухой песок?»
/сравнить по весу, цвету/.
3. Прогулка. Игры детей с песком.
Конкурс на лучшую постройку песка
/замки, крепости, скульптуры…/
2 неделя 1. Д/и «Песок- «Хорошо-плохо».
2. Вопросы для любознательных :
- Почему ветер разносит только сухой песок?
- Почему песок быстро высыхает?
/между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнце/.
3. Опыт: «Очисти воду от песка»
/использовать фильтр; показать, что песок пропускает воду/.
4. Д/ и «Подбери как можно больше определений к слову песок»
/сухой, влажный, сыпучий, крупный, мелкий, горячий…/
3 неделя 1. Занятие «Глина и ее свойства»
Цель: познакомить детей со свойствами глины, сравнить сырую глину и сухую.
2. Выставка глиняных изделий, игрушек и сувениров.
3. Лепка «Гончарная мастерская»
/изготовление поделок, сувениров из глины/.
4. Д/и «Магазин сувениров» - опиши глиняную игрушку /составление описательных рассказов/.
4 неделя 1. Опыт: «Взаимодействие глины с водой»
/ выявление свойств: глина не растворяется в воде, не пропускает воду/.
2. Логическая задача: «По какой дороге лучше идти в дождь: длинной песчаной или короткой глиняной?»
3. Беседа о практическом применении глины и песка.
НОЯБРЬ
1 неделя 1. Занятие «Керамика и ее свойства».
Цель: познакомить детей с керамикой, ее свойствами.
2. Экскурсия на выставку керамических изделий.
3. Рисование «Осенний букет в керамической вазе».
2 неделя 1. Беседа «Вода в природе».
Цель: закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека, растений и животных».
2. Опыт: «Цвет и прозрачность».
Исследование свойств воды /не имеет формы, вкуса, запаха, разливается, течет, отражает предметы/.
3. Д/ и Подбор родственных слов: вода- водичка, водяной, подводный…
4. Д/и «Хорошо-плохо».
3 неделя 1. Занятие «Три состояния воды».
Цель: познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды, расширить представление о воде и ее свойствах.
2. Опыты:
- «Превращение воды в лед»
- «Испарение воды»
- «Вода, кипящая без огня» /вода, уксус, сода/.
3. Вопрос для любознательных :
«Как помочь мореплавателям добыть питьевую, пресную воду?»
4 неделя 1. Опыт: «При каких условиях вода испаряется быстрее?» /банка с узким горлом, блюдце/.
2. Придумывание сказки «Жила-была водичка».
3. Наблюдение за каплей воды через микроскоп.
4. Вопросы для любознательных :
- «Как избежать простуды, если ты промок?» /переодеться/
- «Кто живет в воде?»
- «Какую воду надо пить?»
ДЕКАБРЬ
1 неделя 1. Опыт: «Цветная водичка».
2. Опыт: «Получение изумрудной воды»
/три листа растения + уксус/
3. Занятие: «Вещества, растворяемые в воде. Крупинки-непоседы».
4. Д/и «Узнай на вкус».
5. Занятие в бассейне: «Праздник на воде».
6. Беседа: «Использование воды человеком. Охрана воды».
2 неделя 1. Опыт «Превращения картофелины».
/опыты с пресной и соленой водой/.
Цель: показать, что плотность соленой воды больше, чем у пресной.
2. Опыт «Какая вода замерзает быстрее: соленая или пресная».
3. Праздник мыльных пузырей.
3 неделя 1. Д/ и: «Подбери нужное слово»
/прозрачная, бесцветная, жидкая вода,
сыпучий, коричневый, сухой песок,
пластичная, липкая, мягкая глина. /
2. Наблюдение за льдом.
Цель: выявить свойства льда /твердое состояние воды, легче воды, плавает, хрупкий, плохо проводит тепло, тает. /
3. Загадки о льде, льдинках.
4. Чтение сказки Андерсена «Снежная королева»
5. Рисование: «Речка зимой».
6. Опыт: «Какой лед быстрее растает: с солью или без нее?»
7. Конкурс цветных льдинок.
4 неделя 1. Наблюдение за снежинками /обратить внимание на форму, размер снежинок, как они тают/.
2. Заучивание стихотворения Бальмонта «Снежинка».
3. Рисование «Снежинка».
4. Загадки о снежинке, снеге.
5. Занятие. Составление описательного рассказа по картине «Дети Севера».
ЯНВАРЬ
1 неделя 1. Прогулка. Наблюдение за снегом и его свойствами.
2. Д/и «Хорошо-плохо» /снег.
3. Исследование свойств снега.
4. Опыт «Таяние снега в теплом помещении».
- Какой снег быстрее тает: грязный или чистый?
Вопрос для любознательных :
- Почему в городе снег тает быстрее, чем в лесу?
2 неделя 1. Опыт: «Профильтруй снежную воду»
2. Прогулка.
Цель: вылепить из снега снеговика или любую фигурку, отметить, что из липкого снега лепить легче.
3. Рисование: «Зимний пейзаж»
4. Занятие по развитию речи. Составление рассказа на тему «Зима».
5. Заучивание стихотворений о зиме.
3 неделя 1. Опыт: «Что быстрее тает: лед или снег?»
2. И/у «Закончи словосочетание»
- ледяной…
- снежная…
3. Составление предложений со словами- лед, снег, снежинка, вода, пар.
4. Занятие по развитию речи. Составление рассказов из личного опыта «Зимние развлечения».
4 неделя 1. Конкурс «Юных исследователей»
- «Узнай по описанию»
- «Составь слово из букв»
- «Узнай на ощупь»
- «Докажи свойство на опыте.
2. Опыт: «Тайное послание из сказки»
ФЕВРАЛЬ
1 неделя 1. Беседа о воздухе и его свойствах.
2. Опыт: «Воздух занимает место»
3. Опыт: «Превращение воздушных шаров» /воздух сжимаем.
4. Физкультурное занятие: отбивание мяча от пола /упругость воздуха.
2 неделя 1. Опыт «Как воздух проводит тепло»
2. Вопросы для любознательных :
-«Зачем устраивают двойные рамы?»
-«Что предохраняет растения зимой от холода?»
3. Беседа «Из чего состоит воздух?»
4. Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Цель: объяснить, что рыбам также необходим кислород, зеленые растения в аквариуме поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
3 неделя 1. Опыт: «Теплый воздух поднимается вверх».
2. Прогулка. Наблюдение за дымом.
- Почему дым поднимается из трубы вверх?
3. Беседа: «Из истории воздушных шаров»
-Как использовать свойства воздуха в полете?
4. Занятие по развитию речи. Творческое
рассказывание. «Полет Незнайки на воздушном шаре».
4 неделя 1. Беседа «Покорение воздуха».
2. Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта.
3. Опыт: «Перемещение воздуха»
4. Вопрос для любознательных :
- Зачем нужен воздух на земле?
МАРТ
1 неделя 1. Прогулка. Наблюдение за ветром.
Используя ветрячки, определить силу ветра, направление.
2. Загадки о ветре.
3. Чтение сказки «Мороз, солнце и ветер».
4. Рисование «Дует сильный ветер».
5. Д/и «Хорошо-плохо» /ветер.
2 неделя 1. Прогулка. Наблюдение за сосульками, весенней капелью.
2. Проблемная ситуация: «Как спасти сосульку».
3. Музыкальное занятие. Разучивание песни «Весенняя капель».
4. Опыт: «Что растает быстрее: снег или сосулька?»
3 неделя 1. Занятие. Составление рассказа по картине «Ранняя весна»
2. Опыт: «Кто быстрее растает: снеговик в шарфе или без шарфа?»
3. Наблюдение за проталинами.
4 неделя 1. Занятие. Пересказ рассказа Ильина «Чудесная кладовая»
2. Занятие: «Почва и ее свойства».
3. Опыты по исследованию свойств почвы.
АПРЕЛЬ
1 неделя 1. Занятие: «Один из главных камней в мире – каменный уголь».
2. Беседа «Новокузнецк – город шахтеров».
3. Рассматривание иллюстраций о шахтах, шахтерах, их работе.
4. Вопрос для любознательных :
«Как по приметам определить место, где залегают угольные пласты?»
2 неделя
1. Беседа: «Знакомство с алюминием»
Цель: познакомить со свойствами и назначением алюминия.
2. Опыт: «Ржавеет ли алюминиевая ложка».
3. Д/и «Кто больше назовет предметов из алюминия».
4. Чтение: «Превращение драгоценного металла в недрагоценный»
3 неделя 1. Беседа: «Серебро - драгоценный камень».
Цель: познакомить со свойствами и назначением серебра.
2. Опыт: «Серебро очищает воду».
3. Чтение рассказа об Александре Македонском.
Цель: познакомить с лечебными свойствами серебра.
4. Вопросы для любознательных :
- «Что значит чай с рублем?»
- «Почему воду из церкви считают лечебной?»
4 неделя 1. Беседа «Золото – благородный металл». Цель: познакомить со свойствами и назначением золота.
2. Чтение рассказа «Путешествие в средневековье»
3. Рисование: «Золотые сережки для мамы».
4. Рассматривание фотографий золотых украшений.
Цель: прививать эстетический вкус, закрепить назначение золота.
МАЙ
1 неделя 1. Беседа: «Три разных, но одинаковых вещества: мел, известняк, мрамор».
2. Опыт: «Взаимодействие мела, мрамора с уксусом»
3. Прогулка. Конкурс рисунков на асфальте.
2 неделя 1. Поход на берег реки.
Цель: собрать различные камни, рассмотреть их, предложить детям сделать свою коллекцию камней / кусочки гранита, гравий, шлак…/
2. Беседа: «Как разрушаются горы».
3. Занятие. Составление рассказа на тему: «Поход за чудесными камнями».
3 неделя
Викторина для любознательных :
1. Кроссворды.
2. Д\И «Узнай по описанию».
3. Загадки о явлениях неживой природы.
4 неделя. 1.«Расскажи о своей коллекции».
Цель: учить детей описывать камни своей коллекции, развивать связную речь детей.
2. Д/и «Хорошо-плохо».