Получи документы

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой

Светлана Георгиевна Максимова
Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы

Предлагаемый материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста / 6-7 лет / в речевой группе.

В логопедических группах коррекционное воздействие направлено на преодоление не только речевых нарушений, но и на развитие коммуникативно-познавательной деятельности.

Обучение должно начинаться с формирования «базы», которая обеспечит развитие речи. Такой базой и явилась лаборатория по ознакомлению детей с неживой природой.

Публикация «Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой» размещена в разделах

Данная работа включает в себя опытно-экспериментальный материал, который способствует раннему приобщению дошкольников к элементарной научно-исследовательской деятельности.

Неживая природа вызывает у детей не меньший интерес, чем живая. Дети с удовольствием тянутся к играм с песком, водой, глиной. Пытаются выявить их признаки, свойства. Усвоение скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. Опыты помогают ребенку лучше понять явления, происходящие в природе.

Поисковые действия представляют собой одну из форм наглядно-действенного мышления и направлены на познавательный результат.

СЕНТЯБРЬ

1 неделя Диагностика речевого и познавательного развития детей

2 неделя 1. Вступительная беседа «На пути к чуду».

Знакомство с правилами для «Юных исследователей».

Цель: познакомить с лабораторией, обратить внимание на то, как хранятся различные вещества; дать понятие неживой природы.

2. Д/и «Живая-неживая природа».

3 неделя 1. Беседа о явлениях неживой природы.

2. Наблюдение за осенним дождем /обратить внимание на то, как мелкие капли моросящего дождя заставляют поверхность лужи «ежиться». Использовать загадки и поговорки о дожде. /

3. Рисование «Осенний дождь»

/учить детей отражать свои наблюдения в рисунке/.

4. Д/и «Дождик-хорошо-плохо».

5. Выучить стихотворение «Дождик».

6. Подбор родственных слов: дождь-дождинка, дождевой…

4 неделя 1. Исследование свойств песка.

Рассматривание под лупой песчинок

/сравнить их по цвету, размеру, по степени блеска, прозрачности/.

2. Опыт «Сыпучесть песка».

3. Беседа «Практическое применение песка».

ОКТЯБРЬ

1 неделя 1. Занятие по развитию речи «Путешествие по пустыне».

Цель: познакомить с природой пустыни, рассказать о дюнах.

2. Опыт: «Что тяжелее: влажный или сухой песок?»

/сравнить по весу, цвету/.

3. Прогулка. Игры детей с песком.

Конкурс на лучшую постройку песка

/замки, крепости, скульптуры…/

2 неделя 1. Д/и «Песок- «Хорошо-плохо».

2. Вопросы для любознательных :

- Почему ветер разносит только сухой песок?

- Почему песок быстро высыхает?

/между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнце/.

3. Опыт: «Очисти воду от песка»

/использовать фильтр; показать, что песок пропускает воду/.

4. Д/ и «Подбери как можно больше определений к слову песок»

/сухой, влажный, сыпучий, крупный, мелкий, горячий…/

3 неделя 1. Занятие «Глина и ее свойства»

Цель: познакомить детей со свойствами глины, сравнить сырую глину и сухую.

2. Выставка глиняных изделий, игрушек и сувениров.

3. Лепка «Гончарная мастерская»

/изготовление поделок, сувениров из глины/.

4. Д/и «Магазин сувениров» - опиши глиняную игрушку /составление описательных рассказов/.

4 неделя 1. Опыт: «Взаимодействие глины с водой»

/ выявление свойств: глина не растворяется в воде, не пропускает воду/.

2. Логическая задача: «По какой дороге лучше идти в дождь: длинной песчаной или короткой глиняной?»

3. Беседа о практическом применении глины и песка.

НОЯБРЬ

1 неделя 1. Занятие «Керамика и ее свойства».

Цель: познакомить детей с керамикой, ее свойствами.

2. Экскурсия на выставку керамических изделий.

3. Рисование «Осенний букет в керамической вазе».

2 неделя 1. Беседа «Вода в природе».

Цель: закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека, растений и животных».

2. Опыт: «Цвет и прозрачность».

Исследование свойств воды /не имеет формы, вкуса, запаха, разливается, течет, отражает предметы/.

3. Д/ и Подбор родственных слов: вода- водичка, водяной, подводный…

4. Д/и «Хорошо-плохо».

3 неделя 1. Занятие «Три состояния воды».

Цель: познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды, расширить представление о воде и ее свойствах.

2. Опыты:

- «Превращение воды в лед»

- «Испарение воды»

- «Вода, кипящая без огня» /вода, уксус, сода/.

3. Вопрос для любознательных :

«Как помочь мореплавателям добыть питьевую, пресную воду?»

4 неделя 1. Опыт: «При каких условиях вода испаряется быстрее?» /банка с узким горлом, блюдце/.

2. Придумывание сказки «Жила-была водичка».

3. Наблюдение за каплей воды через микроскоп.

4. Вопросы для любознательных :

- «Как избежать простуды, если ты промок?» /переодеться/

- «Кто живет в воде?»

- «Какую воду надо пить?»

ДЕКАБРЬ

1 неделя 1. Опыт: «Цветная водичка».

2. Опыт: «Получение изумрудной воды»

/три листа растения + уксус/

3. Занятие: «Вещества, растворяемые в воде. Крупинки-непоседы».

4. Д/и «Узнай на вкус».

5. Занятие в бассейне: «Праздник на воде».

6. Беседа: «Использование воды человеком. Охрана воды».

2 неделя 1. Опыт «Превращения картофелины».

/опыты с пресной и соленой водой/.

Цель: показать, что плотность соленой воды больше, чем у пресной.

2. Опыт «Какая вода замерзает быстрее: соленая или пресная».

3. Праздник мыльных пузырей.

3 неделя 1. Д/ и: «Подбери нужное слово»

/прозрачная, бесцветная, жидкая вода,

сыпучий, коричневый, сухой песок,

пластичная, липкая, мягкая глина. /

2. Наблюдение за льдом.

Цель: выявить свойства льда /твердое состояние воды, легче воды, плавает, хрупкий, плохо проводит тепло, тает. /

3. Загадки о льде, льдинках.

4. Чтение сказки Андерсена «Снежная королева»

5. Рисование: «Речка зимой».

6. Опыт: «Какой лед быстрее растает: с солью или без нее?»

7. Конкурс цветных льдинок.

4 неделя 1. Наблюдение за снежинками /обратить внимание на форму, размер снежинок, как они тают/.

2. Заучивание стихотворения Бальмонта «Снежинка».

3. Рисование «Снежинка».

4. Загадки о снежинке, снеге.

5. Занятие. Составление описательного рассказа по картине «Дети Севера».

ЯНВАРЬ

1 неделя 1. Прогулка. Наблюдение за снегом и его свойствами.

2. Д/и «Хорошо-плохо» /снег.

3. Исследование свойств снега.

4. Опыт «Таяние снега в теплом помещении».

- Какой снег быстрее тает: грязный или чистый?

Вопрос для любознательных :

- Почему в городе снег тает быстрее, чем в лесу?

2 неделя 1. Опыт: «Профильтруй снежную воду»

2. Прогулка.

Цель: вылепить из снега снеговика или любую фигурку, отметить, что из липкого снега лепить легче.

3. Рисование: «Зимний пейзаж»

4. Занятие по развитию речи. Составление рассказа на тему «Зима».

5. Заучивание стихотворений о зиме.

3 неделя 1. Опыт: «Что быстрее тает: лед или снег?»

2. И/у «Закончи словосочетание»

- ледяной…

- снежная…

3. Составление предложений со словами- лед, снег, снежинка, вода, пар.

4. Занятие по развитию речи. Составление рассказов из личного опыта «Зимние развлечения».

4 неделя 1. Конкурс «Юных исследователей»

- «Узнай по описанию»

- «Составь слово из букв»

- «Узнай на ощупь»

- «Докажи свойство на опыте.

2. Опыт: «Тайное послание из сказки»

ФЕВРАЛЬ

1 неделя 1. Беседа о воздухе и его свойствах.

2. Опыт: «Воздух занимает место»

3. Опыт: «Превращение воздушных шаров» /воздух сжимаем.

4. Физкультурное занятие: отбивание мяча от пола /упругость воздуха.

2 неделя 1. Опыт «Как воздух проводит тепло»

2. Вопросы для любознательных :

-«Зачем устраивают двойные рамы?»

-«Что предохраняет растения зимой от холода?»

3. Беседа «Из чего состоит воздух?»

4. Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Цель: объяснить, что рыбам также необходим кислород, зеленые растения в аквариуме поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

3 неделя 1. Опыт: «Теплый воздух поднимается вверх».

2. Прогулка. Наблюдение за дымом.

- Почему дым поднимается из трубы вверх?

3. Беседа: «Из истории воздушных шаров»

-Как использовать свойства воздуха в полете?

4. Занятие по развитию речи. Творческое

рассказывание. «Полет Незнайки на воздушном шаре».

4 неделя 1. Беседа «Покорение воздуха».

2. Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта.

3. Опыт: «Перемещение воздуха»

4. Вопрос для любознательных :

- Зачем нужен воздух на земле?

МАРТ

1 неделя 1. Прогулка. Наблюдение за ветром.

Используя ветрячки, определить силу ветра, направление.

2. Загадки о ветре.

3. Чтение сказки «Мороз, солнце и ветер».

4. Рисование «Дует сильный ветер».

5. Д/и «Хорошо-плохо» /ветер.

2 неделя 1. Прогулка. Наблюдение за сосульками, весенней капелью.

2. Проблемная ситуация: «Как спасти сосульку».

3. Музыкальное занятие. Разучивание песни «Весенняя капель».

4. Опыт: «Что растает быстрее: снег или сосулька?»

3 неделя 1. Занятие. Составление рассказа по картине «Ранняя весна»

2. Опыт: «Кто быстрее растает: снеговик в шарфе или без шарфа?»

3. Наблюдение за проталинами.

4 неделя 1. Занятие. Пересказ рассказа Ильина «Чудесная кладовая»

2. Занятие: «Почва и ее свойства».

3. Опыты по исследованию свойств почвы.

АПРЕЛЬ

1 неделя 1. Занятие: «Один из главных камней в мире – каменный уголь».

2. Беседа «Новокузнецк – город шахтеров».

3. Рассматривание иллюстраций о шахтах, шахтерах, их работе.

4. Вопрос для любознательных :

«Как по приметам определить место, где залегают угольные пласты?»

2 неделя

1. Беседа: «Знакомство с алюминием»

Цель: познакомить со свойствами и назначением алюминия.

2. Опыт: «Ржавеет ли алюминиевая ложка».

3. Д/и «Кто больше назовет предметов из алюминия».

4. Чтение: «Превращение драгоценного металла в недрагоценный»

3 неделя 1. Беседа: «Серебро - драгоценный камень».

Цель: познакомить со свойствами и назначением серебра.

2. Опыт: «Серебро очищает воду».

3. Чтение рассказа об Александре Македонском.

Цель: познакомить с лечебными свойствами серебра.

4. Вопросы для любознательных :

- «Что значит чай с рублем?»

- «Почему воду из церкви считают лечебной?»

4 неделя 1. Беседа «Золото – благородный металл». Цель: познакомить со свойствами и назначением золота.

2. Чтение рассказа «Путешествие в средневековье»

3. Рисование: «Золотые сережки для мамы».

4. Рассматривание фотографий золотых украшений.

Цель: прививать эстетический вкус, закрепить назначение золота.

МАЙ

1 неделя 1. Беседа: «Три разных, но одинаковых вещества: мел, известняк, мрамор».

2. Опыт: «Взаимодействие мела, мрамора с уксусом»

3. Прогулка. Конкурс рисунков на асфальте.

2 неделя 1. Поход на берег реки.

Цель: собрать различные камни, рассмотреть их, предложить детям сделать свою коллекцию камней / кусочки гранита, гравий, шлак…/

2. Беседа: «Как разрушаются горы».

3. Занятие. Составление рассказа на тему: «Поход за чудесными камнями».

3 неделя

Викторина для любознательных :

1. Кроссворды.

2. Д\И «Узнай по описанию».

3. Загадки о явлениях неживой природы.

4 неделя. 1.«Расскажи о своей коллекции».

Цель: учить детей описывать камни своей коллекции, развивать связную речь детей.

2. Д/и «Хорошо-плохо».

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой
Опубликовано: 10 января 2014 в 22:31
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Георгиевна Максимова (УИ 132211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД