Эдита Савичева
Картоека игр с природными материалами
▼ Скачать + Заказать документы
«Отпечатки»
Цель: развивать мелкую моторику.
Материал: шарики из пластилина, скалка, шишки
Ход игры. Для этого потребуется несколько шариков пластилина или солёного теста. Предварительно необходимо их раскатать в лепёшечки с помощью скалки. Чем больше по размеру пластилиновый шарик, тем более широким получится круг, а значит увеличатся возможности для творческих экспериментов с шишкой. Ребёнок берёт шишку и делает разными её сторонами и зубчиками разнообразные отпечатки и узоры на пластилиновых кругах. Покажите, как можно катать ладошками шишку по пластилину в разные стороны — пусть он повторит за вами эти движения одной и другой рукой.
Публикация «Картоека игр с природными материалами» размещена в разделах
Инструкция. Возьми шишку. Мы будем катать ее по этому кругу ладонью. Положи шишку на круг. Делай как я.
«Собери фигуру»
Цель: учить детей анализировать элементарную схему рисунка, развивать мелкую моторику рук.
Материал: природные материалы, карты - образцы, карты - схемы с контурными изображениями предметов, картон.
Ход игры. Педагог демонстрирует ребенку карту-образец и предлагает сделать такую же картинку. Ребенок с опорой на карту-обазец выкладывает фигуру на карте-схеме (если возникают проблемы с копированием фигуры – используется метод наложения).
Усложнение. Выполнение рисунка с опорой только на карту-схему.
Инструкция. Посмотри что это? Мы сделаем такую же гроздь рябины. Возьми ракушку красного цвета. Посмотри, куда ее надо положить (Положи ее так же как и я)
«Веселая математика»
Цель: упражнять в навыках счета и простых арифметических действиях на сложение.
Материал: наглядный цифровой материал (магнитные или деревянные цифры и знаки, карточки) природный материал (камни, шишки и т. п)
Ход игры. Даём учащемуся пример на сложение и просим положить рядом с каждой цифрой соответствующее количество шишек. А затем считаем, сколько шишек всего получилось. Просим подобрать цифру-ответ.
Инструкция. Прочитай пример. Какое это действие? Какая первая цифра? Положи столько камней, сколько указывает цифра. Какая вторая? Положи столько, сколько указывает цифра. Посчитай, сколько всего камней. Найди цифру. Прочитай пример.
«Укрась ёлочку»
Цель: развитие мелкой моторики, уточнение представлений о цвете.
Материалы: пластилин, шишки.
Ход игры. Ребенок по инструкции педагога берет пластилин. Отщипывает и скатывает из них шарики. Выбирает самую большую шишку. И украшает ее шариками. Педагог говорит, какого цвета шарик надо взять и «повесить» на ёлочку, ребенок ищет шарик нужного цвета и прижимает его пальчиками к любой понравившейся «веточке».
Инструкция. Возьми пластилин. Отщипни. Скатай шарик. Выбери большую шишку. Возьми шарик красного цвета. Повесь на «веточку».
«Счет от 1 до 10»
Цель: формировать умение соотносить количество и цифру.
Материал: наглядный цифровой материал (магнитные или деревянные цифры и знаки, карточки) природный материал (камни, шишки и т. п)
Ход игры. 1 вариант. Педагог демонстрирует детям цифру. Задача детей выложить столько камней, сколько указывает цифра.
2 вариант. Педагог выкладывает на доске изображение 3-х ракушек. Просит соотнести количество с цифрой.
Инструкция. 1 вариант. Посмотри. Какую цифру я показала? Выложи 5 ракушек. Посчитай.
2 вариант. Посчитай сколько ракушек на доске. Подбери цифру (покажи цифру).
«Заполни пустые клетки»
Цель: развивать умение сопоставлять сравнивать группы предметов, находить отличительные признаки.
Материалы: разнообразные ракушки (листья) по форме и цвету.
Ход игры. Перед ребенком лежат карточки с ракушками и пустыми клетками. Каждый ребенок должен изучить расположение ракушек в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и цвет. Найти закономерность в их расположении и запомнить пустые клеточки.
Инструкция. Посмотри внимательно какого цвета лежат ракушки. Какой ракушки не хватает в нижнем ряду. Положи желтую ракушку в пустую клетку.
«Горка»
Цель: знакомство с качествами предметов (катится).
Материалы: «горка», желуди.
Ход игры. Сооружаем «горку» из книги или других подручных материалов. Показываем, как можно скатывать желуди с ее верхушки. Дайте ребенку проделать этот спуск.
Инструкция. Возьми желудь. Положи его на верх горки. Отпусти.
«Угадай, что лежит в мешке"
Цель: учить приемам осязательного обследования предметов.
Материалы: мешочки, наполненные природным материалом.
Ход игры. Перед ребенком лежит мешочек, наполненный природным материалом (шишки). Ребенок должен на ощупь угадать, что в данном мешочке лежит, не открывая его.
Усложнение. 1) Перед ребенком лежит несколько мешков и природными материалами. Ребенок должен определить, что лежит в каждом мешке. 2) Перед ребенком лежит два мешочка. Ребенок ищет мешочек, который просит учитель. Например: найди мешок с шишками.
Инструкция. В этом мешке что-то лежит. Потрогай его. Скажи, что там лежит.
«Шнуровка»
Цель: развитие мелкой моторики.
Материалы: шишки, разноцветные шнурки.
Ход игры. На столе перед ребёнком лежат несколько разноцветных шнурков и коробочка с шишками. Задача ребенка – соединить шишки с помощью шнурков.
Инструкция.
• Свяжи вместе 3, 4 или 5 шишек;
• Выбери самую большую шишку. Обмотай её всю шнурком;
• Сделай паровозик из шишек, сцепив вагончики между собой шнурком.
«Помоги Золушке»
Цель: учить детей классифицировать предметы по заданным признакам.
Материал: природные материалы, тарелки.
Ход игры. Перед ребенком стоит тарелка с фасолью и горохом (камни и желуди и пр.).Задача ребенка выбрать только фасоль и положить в другую тарелку.
Инструкции. Посмотри, горох и фасоль перемешались. Помоги Золушке собрать только фасоль.
Пальчиковая игра
Шишку я в руке держу
То сожму, то разожму
Поиграю с нею –
Ладошки разогрею.
То сжимаю правую,
То сжимаю левую.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки укреплять.
«Повтори орнамент»
Цель: формировать навыки ориентировки на листе картона.
Материал: природные материалы, картон.
Ход игры. Педагог на глазах у ребенка выкладывает композицию. Тот должен выложить из ракушек, шишек и т. п. точно такую же композицию. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, педагог пошагово совместно с ребенком выполняет работу.
Инструкция. Посмотри внимательно. Я выложу картинку (цветок,). Сделай такую же.
"Найди, что покажу"
Цель: учить вычленять предмет из группы предметов.
Материалы:природные материалы (и карточки с изображением предметов)
Ход игры. У детей и педагога наборы природного материала. Педагог показывает шишку и просит найти такой же предмет у себя в корзинке.
Усложнение. Педагог демонстрирует детям изображение предмета. Просит найти соответствующий предмет в корзинке.
Инструкция. Посмотри, что это? Покажи мне такую же.
"Найди, что назову"
Цель: закрепить названия природного материала.
Материалы:природные материалы.
Ход игры. У детей на парте корзинки с природным материалом. Дети находят заданный предмет по словесной инструкции педагога.
Инструкция. Покажи желудь, шишку ит. д.
«По порядку»
Цель:учить соотносить предмет и его изображение.
Материалы: природные материалы, карточки с изображением ряда предметов, коробочки.
Ход игры. Перед ребенком выкладывается карточка с рядом предметов и соответствующее количество коробков. Задача ребенка – соотнести изображение с реальным предметом.
Инструкция. Посмотри, что здесь нарисовано. Возьми шишку. Положи ее в коробку.
«Чего не стало?»
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Материалы: природные материалы.
Ход игры. На столе располагаются природный материал или заранее сделанные с ребенком различные изделия из природного материала. Ребенок должен внимательно смотреть и запомнить их. Ребенок закрывает глаза, а педагог что-нибудь поменяет (убрать один из предмета). Задача ребенка сказать чего не стало.
Инструкция. Посмотри внимательно. Назови, что ты видишь. Закрой глаза. Я уберу один предмет. Назови, чего не стало.
«Волшебный мешочек»
Цель:развивать тактильную память.
Материалы:мешок, наполненный природными материалами.
Ход игры. На глазах ребенка педагог помещает в мешок, наполненный горохом, нужный материал (камень). Задача ребенка найти в мешке камни и достать.
Инструкция. У меня есть волшебный мешок. Там лежит горох. Я положу камни в мешок. Достань из мешка камень.
«Выложи ряд»
Цель: формировать умение выкладывать ряд слева направо.
Материалы: природные материалы, две игрушки.
Ход игры. Перед ребенком стоит миска с природным материалом. Задача ребенка вложить ряд слева направо.
Инструкция. Посмотри, это кошка. Это ее дом (педагог расставляет игрушки в разные концы стола). Кошка хочет домой. Сделай дорожку от кошки к дому.
«Спрячь в ладошке»
Цель: формировать умение соотносить предметы по величине.
Материал: маленькие и большие ракушки.
Ход игры. Педагог дает ребенку большую и маленькую ракушки и говорит: «Сейчас я покажу тебе фокус. КРЭКС-ПЭКС-ФЕКС» (забирая маленькую ракушку и пряча ее в ладошке). Предложить ребенку сделать также. Повторить фокус с большой ракушкой. Сравнить ракушки между собой, затем с ладошкой ребенка.
Инструкция. Это ракушки. Это большая ракушка. Это маленькая (предварительная работа по величине предметов). Сейчас я спрячу маленькую ракушку. Возьми маленькую ракушку. Спрячь ее в ладошке. Аналогично с большой ракушкой. Большую ракушку в ладони не спрятать. Ладонь маленькая. Моя ладонь большая. Я могу спрятать большую ракушку.