Нина Александровна Волкова
Картотека бесед с детьми 5–7 лет «Поговорим об этикете»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми. «Поговорим об этикете».
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
Этикет – правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем.
Сентябрь
Разговор «Друзья».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Публикация «Картотека бесед с детьми 5–7 лет „Поговорим об этикете“» размещена в разделах
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Как вы думаете, почему так народная пословица гласит: «Легко друзей найти, да трудно сохранить?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, чтобы друга сохранить, надо верным другу быть.
Добрый совет «За добро благодарите».
Задачи. Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами. Воспитывать культуру поведения детей.
Совет.
— Дети, добрый совет вам предлагаю, добра желаю. Вы слово «спасибо» всегда говорите, за добро благодарите.
Разговор «Жадность унижает, скромность украшает».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать в детях скромность.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная мудрость гласит: «Жадность унижает, скромность украшает?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, жадность не проявляйте, о скромности не забывайте.
Октябрь
Разговор «Спеши делать добро».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать в детях желание проявлять заботу об окружающих.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так говорят: «Спеши делать добро?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, добрые дела добром откликнутся. В мире, доброте живите, радость людям приносите.
Добрый совет «Никого не обижайте».
Задачи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Напомнить правила поведения в детском саду.
Совет.
— Дети, добрый совет вам предлагаю, правила поведения напоминаю. Правила дружных детей соблюдайте – никого не обижайте.
Разговор «Храбрость не в силе».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Побуждать детей заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная мудрость гласит: «Храбрость не в силе, а в сердце?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, храбрый человек не тот, кто сильнее, а тот, кто добрее. Младших защищайте, никогда не обижайте. Дети, в мире, доброте живите, радость людям приносите.
Ноябрь
Проблемная ситуация «Нужно ли уступить другу?»
Задачи. Поддерживать желание детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Разговор.
— Дети, пожалуйста, помогите, совет предложите. Как вы думаете, нужно ли уступить другу в игре? (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, народная русская пословица гласит: «Легче друга потерять, чем найти». Дружбой дети дорожите, друзей берегите. Друг другу уступайте, ссоры не затевайте.
Добрый совет «Честно играйте».
Задачи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Напомнить правила поведения в детском саду.
Совет.
— Дети, добрый совет вам предлагаю, правила поведения напоминаю. Правила дружных детей соблюдайте – честно играйте.
Разговор «Кто умнее, тот скромнее».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. Воспитывать в детях скромность.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная мудрость гласит: «Кто умнее, тот скромнее?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Умный человек всегда себя скромно ведёт, не хвастается своими знаниями. Кто умнее, тот скромнее.
Декабрь
Разговор «О дружбе».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так народная пословица гласит: «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка), что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.
— Дети, друзей потеряете, останетесь одни. Когда придёт беда, не кому будет вам помочь. Дружбой, дети, дорожите, друзей берегите.
Добрый совет «Без спроса не бери чужое!»
Задачи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Напомнить правила поведения в детском саду.
Совет.
— Дети, добрый совет вам предлагаю, правила поведения напоминаю. Запомни правило простое: без спроса не бери чужое!
Разговор «Сто друзей».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так народная пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.
— Сто рублей истратил, и их больше нет, а сто друзей всегда помогут и на помощь придут. Дружбой, дети, дорожите, друзей берегите.
Январь
Разговор «Скромность – украшение мудрости».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях скромность.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так говорят: «Скромность – украшение мудрости?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.
— Дети, о скромности не забывайте, себя не восхваляйте. Скромность – украшение мудрости. Кто умнее, тот скромнее.
Добрый совет «Будь здоров».
Задачи. Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами. Воспитывать культуру поведения детей.
Совет.
— Дети, добрый совет вам предлагаю, добра желаю. Если друг чихнуть готов, вспомни фразу «Будь здоров!»
Разговор «Поспешишь – людей насмешишь».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать умение детей оценивать свои поступки.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так говорят: «Поспешишь – людей насмешишь?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.
— Дети, это совет действовать не торопясь, чтоб не допустить ошибки, промаха и не вызвать насмешек. Поспешишь – людей насмешишь.
Февраль
Проблемная ситуация «Если друг плохо себя ведёт?»
Задачи. Поддерживать желание детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Разговор.
— Дети, пожалуйста, помогите, совет предложите. Как вы поступите, если ваш друг совершает плохие поступки или говорит плохие слова? (ответы детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.
— Дети, если друг плохие дела совершает, правило нарушает, друга остановите, от беды его спасите.
Добрый совет «Помогай другим».
Задачи. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Формировать умение детей оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Совет.
— Дети, добрый совет вам предлагаю, добра желаю. Взрослым, друзьям и малышам помогайте, помощь свою предлагайте. Народная мудрость гласит: «Помогая другим, помогаешь себе».
Разговор «Кто нуждается в заботе?»
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать у детей желание проявлять заботу об окружающих.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, кто нуждается в заботе?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.
— Дети, заботиться нужно не только о детях, но и о взрослых.
Март
Разговор-размышление «Что такое доброта?»
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать желание детей быть добрым.
Разговор.
Что такое доброта? Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда…
— Дети, как вы думаете: что такое доброта? (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Доброта – это стремление помочь людям. Добрые люди помогают младшим, заботятся о пожилых, не обижают животных и совершают хорошие поступки. Без добрых дел нет доброго имени. Дети, в мире, доброте живите, радость людям приносите.
Добрый совет «Тёплое слово».
Задачи. Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами. Воспитывать культуру поведения детей.
Совет.
— Дети, добрый совет вам предлагаю, добра желаю. Вы «спасибо» говорите, за добро благодарите. Слово «Спасибо!» слух наш ласкает, теплотой нас согревает.
Разговор «Доброе сердце лучше богатства».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях уважительное отношение к окружающим.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная мудрость гласит: «Доброе сердце лучше богатства?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Дети, добрые дела жизнь продлевают, счастье людям дарят. Доброе сердце лучше богатства. Дети, в мире, доброте живите, радость людям приносите.
Апрель
Разговор «О трусости».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях смелость.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная мудрость гласит: «На смелого собака только лает, а труса кусает?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Когда вы кричите на собаку, кидаете камни, машете на неё палкой, это смелость или глупость?
— Дети, как нужно проявлять смелость при встрече с собакой?
— При встрече с незнакомым животным не убегаем и не размахиваем руками.
Добрый совет «Взрослых не перебивайте».
Задача. Напомнить детям правила поведения.
Совет.
— Дети, добрый совет вам предлагаю, добра желаю. О внимание к людям не забывайте, правила поведения соблюдайте. В чужой разговор никогда не встревайте, и взрослых не перебивайте.
Разговор «Жизнь дана на добрые дела».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать у детей желание проявлять заботу об окружающих.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Дети, добрые дела жизнь продлевают, счастье людям дарят. Без добрых дел нет доброго имени. Дети, в мире, доброте живите, радость людям приносите.
Май
Разговор «Скромность – величие души».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях скромность.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная мудрость гласит: «Скромность – величие души?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Дети, скромный человек этикет соблюдает, себя не восхваляет. Душа его велика – потому, что добра.
Добрый совет «Когда виноваты».
Задачи. Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами. Воспитывать культуру поведения детей.
Совет.
— Дети, добрый совет вам предлагаю, добра желаю. Когда виноваты, сказать вы спешите «Прошу вас, пожалуйста, меня извините».
Напоминание «Младших защищай».
Задача. Воспитывать в детях желание заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Напоминание.
— Дети, о доброте напоминаю, доброе дело предлагаю. Младших защищайте, никогда не обижайте. Дети, в мире, доброте живите, радость людям приносите.
Июнь
Разговор «У страха глаза велики».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи поговорки. Воспитывать в детях смелость.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная мудрость гласит: «У страха глаза велики?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Дети, трусливый человек преувеличивает опасность. Опасности избегайте, но от шороха и шума сразу не убегайте.
Добрый совет «Без добрых дел нет доброго имени».
Задача. Воспитывать в детях желание проявлять заботу об окружающих.
Совет.
— Дети, добрый совет предлагаю, о доброте напоминаю. Без добрых дел нет доброго имени. Дети, в мире, доброте живите, радость людям приносите.
Напоминание «Вежливость».
Задача. Воспитывать культуру поведения детей.
Напоминание.
— Дети, вежливость ничего не стоит, но много приносит. Вы о вежливости не забывайте, культуру поведения соблюдайте.
Июль
Разговор «О скромности».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях скромность.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так народная пословица гласит: «Человека украшает скромность, а не золочёная одежда?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Дети, со скромным, сдержанным человеком всегда приятно общаться. А выскочка, хвастун, хулиган и в красивой одежде неприятен.
Добрый совет «Нет друга – ищите».
Задачи. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Совет.
— Дети, добрый совет вам предлагаю, русскую пословицу напоминаю: «Нет друга – так ищи, а нашёл – береги». Дружбой, дети, дорожите, друзей берегите.
Напоминание «Вежливые слова».
Задача. Воспитывать культуру поведения детей.
Напоминание.
— Дети, без вежливых слов невозможно на свете прожить, слова эти надо с улыбкой дарить. Вежливые слова делают людей добрее.
Напоминание «Плохие слова».
Задачи. Формировать умение детей вести себя в соответствии с правилами поведения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Напоминание.
— Дети, напоминаю, нельзя говорить никому никогда обидные или плохие слова! Ласковое слово лечит, а плохое калечит.
Август
Разговор «Человек без друзей».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так народная пословица гласит: «Человек без друзей, что дерево без корней?» (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Корни удерживают дерево во время сильного ветра, урагана. Так и друзья поддержат человека в беде.
Добрый совет «Добрые слова».
Задача. Воспитывать в детях желание проявлять заботу об окружающих.
Совет.
— Дети, добрый совет вам предлагаю, добра желаю. Добрые слова всегда говорите, людям радость подарите. В мире, доброте живите, радость людям приносите.
Напоминание «Человека украшает скромность».
Задачи. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать в детях скромность.
Напоминание.
— Дети, русскую пословицу напоминаю, добра вам желаю. Человека украшает скромность, а не золочёная одежда.