Надежда Владимировна Мутчаева
Картотека бесед с детьми 6–7 лет (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
«Игрушки из овощей»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Закреплять представление об овощах. Развивать интерес к художественной литературе. Учить излагать свои мысли понятно для окружающих. Учить творчески применять в рисовании ранее усвоенные способы изображения.
Материалы: бумага формата А4, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, кисти, салфетки.
Методика проведения
Публикация «Картотека бесед с детьми 6–7 лет (2 часть)» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Воспитатель читает детям главу «Куколка из кукурузного початка» из сказки А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка». По окончании чтения спрашивает детей: «Из чего была сделана кукла, в которую играл Изюмка? Как он играл с ней? Почему на Изюмку обиделся зайчик Филя? Хотели бы вы иметь такие игрушки?» Выслушав ответы, предлагает детям пофантазировать и представить, какую игрушку можно сделать из свеклы, капусты, репы и других овощей.
Педагог предлагает детям нарисовать придуманные игрушки, самостоятельно выбрав изобразительный материал для работы. Затем дети рассказывают о том, какие игрушки они нарисовали и какой изобразительный материал использовали. Своими рисунками они украшают групповое помещение.
«Игрушки из овощей» (продолжение)
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Закреплять умение использовать для изготовления игрушек природный материал. Совершенствовать монологическую форму речи. Развивать интерес к профессии экскурсовода.
Материалы: иллюстрации В. Сутеева к сказке А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка».
Методика проведения
Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации к сказке А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка» и напоминает им о рисунках игрушек из овощей, которые они недавно рисовали. Педагог предлагает детям дома с родителями сделать игрушки из овощей и устроить в группе выставку.
Когда дети принесут в группу игрушки, организуется выставка. Дети на этой выставке выполняют роль экскурсоводов: рассказывают, какая игрушка из чего сделана, называют авторов работ.
«Легко ли говорить правду»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: поощрять проявление такого качества, как справедливость. Формировать умение передавать в рисунке сюжет рассказа. Развивать способность сочувствовать герою рассказа. Развивать интерес к художественной литературе.
Материалы: бумага формата А4, цветные карандаши, краски, кисти, салфетки.
Методика проведения
Воспитатель читает детям рассказ В. Осеевой «Почему». По окончании чтения спрашивает детей: «Почему мальчик не сказал маме правду? Всегда ли люди говорят правду? Почему они иногда говорят неправду?»
Затем педагог напоминает детям рассказ В. Носова «Карасик» и спрашивает: «Почему мальчик не сознался маме в том, что обменял рыбку на свисток, а сказал, что ее съел кот? Какие чувства испытывает человек, сказавший неправду? Как вы понимаете пословицу „Правда дороже золота“»?
Воспитатель предлагает детям нарисовать иллюстрации к рассказам В. Осеевой «Почему» и Н. Носова «Карасик». Предоставляет им возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал. По окончании работы выслушивает рассказы детей о рисунках и размещает их на выставке.
«Мы заботимся о своих близких»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: учить уважительно относиться к старшим. Воспитывать отрицательное отношение к жадности. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Совершенствовать речь как средство общения. Формировать умение подбирать цвета и оттенки бумаги при изготовлении сувениров.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, кисти, салфетки, клеенки.
Методика проведения
Воспитатель читает детям рассказ В. Осеевой «Печенье». По окончании чтения просит детей высказать свое мнение о поступке Миши и Вовы. Выслушав ответы детей, спрашивает, какие правила поведения нарушили мальчики и какие чувства испытывали мама и бабушка, глядя на них. Воспитатель интересуется у детей, как они проявляют заботу о своих близких.
Педагог предлагает детям приготовить сувениры для родителей, бабушек, дедушек. Обсуждает с детьми, что именно они хотят смастерить, и помогает подобрать необходимый материал. По окончании работы дети рассматривают сувениры, рассказывают, для кого они предназначены.
Приготовленные сувениры дети вручают дома своим близким.
«Зачем нужно знать свой адрес»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: закреплять умение называть свой домашний адрес, телефон, имя, фамилию. Воспитывать читателя, способного испытывать сочувствие к герою литературного произведения. Развивать интерес к художественной литературе. Учить активно и творчески использовать в рисовании ранее усвоенные способы изображения.
Материалы: бумага формата А4, цветные карандаши, краски, кисти, салфетки.
Методика проведения
Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они свой домашний адрес и телефон. Выясняет, для чего нужны эти знания. Предлагает детям вспомнить произведения, герои которых не знали, где они живут, и что из этого получилось (С. Михалков «Дядя Степа», И. Белышев «Упрямый котенок» и др.).
Педагог читает детям сказку Э. Успенского «Вера и Анфиса заблудились». Обсуждает с детьми содержание прочитанного и подводит их к тому, что все должны знать свой адрес и телефон.
Воспитатель предлагает детям нарисовать Веру и Анфису и предоставляет им возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал. По окончании работы вместе с детьми рассматривает рисунки и размещает их на выставке.
«В гостях у сказки»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: воспитывать отзывчивость. Развивать умение испытывать сочувствие к героям произведений. Совершенствовать способность передавать в рисунке характерные особенности изображаемых предметов. Учить активно использовать в рисовании ранее усвоенные способы изображения.
Материалы: бумага формата А4, цветные карандаши, краски, кисти, салфетки.
Методика проведения
Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Дочь и падчерица». По окончании чтения спрашивает: «Понравилась ли вам сказка? Кто из героев понравился больше всего? Почему мышка помогла падчерице? (Падчерица была добрая, отзывчивая.) Почему мышка не стала помогать дочке мачехи?»
Педагог предлагает детям нарисовать иллюстрации к сказке. Дети самостоятельно выбирают изобразительный материал и продумывают содержание рисунка. В процессе работы взрослый при необходимости оказывает помощь. По окончании работы, рассматривая рисунки, дети пересказывают отрывки из сказки.
«Чтобы не было беды»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: формировать у детей представления о том, что полезные электроприборы при неумелом обращении могут принести вред и стать причиной беды. Закреплять правила безопасного обращения с электроприборами. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти. Развивать самостоятельность в выборе темы рисунка.
Материалы: предметные картинки с изображением бытовых электроприборов, бумага разного формата, цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, салфетки.
Методика проведения
Воспитатель просит детей рассказать, какие электроприборы есть у них дома. Предлагает рассмотреть картинки с их изображением, загадывает загадки. Спрашивает у детей, для чего нужны электроприборы; знают ли они правила обращения с ними. Выслушивает рассуждения детей и вместе с ними формулирует правила пользования электроприборами:
• электроприборами можно пользоваться только под наблюдением взрослых;
• нельзя дотрагиваться до работающего электроприбора мокрыми руками, так как может ударить током;
• мокрыми руками нельзя подключать электроприбор к сети и отключать от нее;
• нельзя прикасаться к работающему электрообогревателю, утюгу, так как можно обжечься;
• нельзя приближаться к работающему вентилятору, можно получить травму.
В заключение воспитатель говорит детям, что любая вещь может принести как пользу, так и вред, это зависит от того, соблюдают люди правила обращения с ними или нет.
Педагог предлагает детям нарисовать электроприборы, которые есть у них дома. Они сами выбирают формат бумаги и изобразительные материалы для рисунка. В процессе работы взрослый при необходимости помогает детям. Рассматривая рисунки, дети обмениваются впечатлениями, рассказывают о том, что они нарисовали. Затем рисунки размещаются на выставке.
«Наряд для бумажной куклы»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать умение объединяться для совместной игры. Познакомить с трудом модельера. Учить чувствовать переходы оттенков цвета при регулировании нажима на карандаш. Развивать способность отождествлять себя с полюбившимся персонажем литературного произведения.
Материалы: бумажная кукла, набор одежды, листы бумаги размером 1/2 альбомного листа, цветные карандаши, ножницы.
Методика проведения
Воспитатель обращает внимание детей на то, во что они одеты, и сообщает, что одежда может быть предназначена для разных времен года, для разных ситуаций. Он предлагает рассмотреть комплект одежды бумажной куклы и обсуждает с детьми, когда какой предмет можно надевать. Рассказывает детям о профессии модельера.
Педагог читает детям главу «Волшебница» из книги Ю. Дьяконова «Рената». Обсуждает с детьми содержание прочитанного, спрашивает, хотят ли они смастерить кукле одежду. Дети самостоятельно придумывают одежду для бумажной куклы (рисуют и вырезают ее). По окончании работы примеряют ее на куклу.
«Тульский пряник»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Знакомить с произведениями живописи. Продолжать развивать декоративное творчество детей.
Материалы: репродукции картин Б. Кустодиева «Купчиха, пьющая чай», «На террасе», К. Маковского «За чаем», силуэтные изображения тульских пряников, белая гуашь, кисти, салфетки.
Методика проведения
Воспитатель с детьми рассматривает картины Б. Кустодиева «Купчиха, пьющая чай», «На террасе», К. Маковского «За чаем». Отмечает, что на Руси всегда любили пить чай, к которому часто подавали пряники.
Педагог рассказывает детям о том, как делают тульские пряники, чем они отличаются от других пряников. Затем предлагает детям украсить узорами силуэтные изображения пряников.
Все рисунки размещаются на выставке.
«Драматизация литературного произведения»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: воспитывать заботливое отношение к малышам. Помогать осваивать формы речевого этикета. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизации. Развивать интерес к художественной литературе.
Материалы: атрибуты для инсценировки, яблоки.
Методика проведения
Воспитатель предлагает детям подготовить для воспитанников младшей группы драматизацию стихотворения С. Михалкова «Про девочку Юлю, которая плохо кушала». Предоставляет детям возможность самостоятельно распределить роли и подобрать необходимый реквизит, а также решить, кто пойдет приглашать малышей в гости (день прихода гостей предварительно обсуждается с воспитателем младшей группы).
Дети вместе с воcпитателем готовят группу к приходу гостей; вспоминают правила речевого этикета. В назначенный день дети встречают малышей, провожают их на места, показывают инсценировку. По окончании представления детей угощают яблоками.
«Ремонтируем книги»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: побуждать участвовать в совместной трудовой деятельности. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместного труда. Продолжать учить детей ремонтировать книги. Познакомить с новым литературным произведением.
Материалы: книги, в том числе требующие ремонта, цветная бумага, клей, кисти для клея, ножницы, клеенки, салфетки.
Методика проведения
Воспитатель вместе с детьми рассматривает книги, имеющиеся в группе, и отбирает те из них, которые требуют ремонта. Педагог предлагает детям самостоятельно подготовить место для работы, договориться о том, кто что будет делать. В ходе работы оказывает детям помощь по мере необходимости.
По окончании работы читает детям отрывок из книги Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» (глава 20, в которой герои организуют библиотеку). В ходе обсуждения прочитанного спрашивает детей, что им понравилось в работе ребят, а что нет. Предлагает создать в группе библиотеку и обсудить, что для этого необходимо.
«Мы создаем библиотеку»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: продолжать учить детей брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать умение ограничивать свои желания. Познакомить с профессией библиотекаря. Воспитывать культуру речевого общения.
Материалы: книги с произведениями разных жанров.
Методика проведения
Воспитатель рассказывает детям о труде библиотекаря, напоминает отрывок из книги Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», спрашивает, кто выдал ребятам книги для создания библиотеки. Затем предлагает поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотека». Дети самостоятельно распределяют роли, готовят атрибуты для игры. В случае возникновения конфликтов при распределении ролей педагог приходит детям на помощь, напомнив о том, что библиотекарей может быть несколько, так как они сменяют друг друга. Кроме того, в библиотеке есть еще читальный зал, где читатели не берут книги домой, а читают их сидя за столом. Объясняет, что роль читателя тоже значима, так как именно для тех, кто любит читать книги, и существуют библиотеки. В ходе игры закрепляются правила речевого этикета.
По окончании игры воспитатель интересуется у детей, понравилась ли им игра, хотели бы они поиграть в библиотеку еще раз.
«Когда бывает радостно»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: формировать умение слушать собеседника. Учить творчески применять в рисовании усвоенные ранее способы изображения. Познакомить детей с новым стихотворением. Приучать к самостоятельности суждений. Развивать интерес к художественной литературе.
Материалы: фотографии или картинки с изображением веселых детей, бумага разного формата, цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, салфетки.
Методика проведения
Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии или картинки и спрашивает, чему радуются ребята. Предоставляет возможность высказаться всем желающим и спрашивает, что такое радость. Выслушав рассуждения детей, читает им стихотворение К. Чуковского «Радость» :
Рады, рады, рады Светлые березы,
И на них от радости Вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины,
И на них от радости Растут апельсины. То не дождь пошел из облака И не град,
То посыпался из облака Виноград. И вороны над полями Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли Сладким медом потекли. Куры стали павами, Лысые — кудрявыми.
Даже мельница — и та Заплясала у моста. Так бегите же за мною На зеленые луга,
Где над синею рекою Встала радуга-дуга. Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках И оттуда вниз по радуге На салазках, на коньках!
Воспитатель обсуждает с детьми содержание прочитанного и предлагает нарисовать иллюстрации к стихотворению. Предоставляет детям возможность самостоятельно выбрать формат бумаги и изобразительный материал. По окончании работы вместе с детьми рассматривает и обсуждает рисунки.
Все рисунки размещаются на выставке.
Воспитатель приглашает детей в хоровод (песня «Большой хоровод», слова Е. Жигалкиной, музыка А. Хайта).
«Река замерзла»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: закреплять правила безопасного поведения во время игр на льду. Учить создавать сюжетную композицию. Развивать способность испытывать сочувствие к герою стихотворения. Развивать интерес к художественной литературе.
Материалы: бумага разного формата, цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, салфетки.
Методика проведения
Воспитатель беседует с детьми о поздней осени, вспоминает ее приметы. Отмечает, что в это время года водоемы могут покрыться льдом, но выходить на лед еще рано, так как он тонкий, легко может треснуть и можно оказаться в холодной воде.
Педагог читает детям стихотворение Р. Кудашевой «Петушок». В ходе беседы по прочитанному отмечает, что петушок не послушался курочку, которая запрещала ему кататься на коньках по замерзшей речке. Спрашивает детей, почему петушок не послушался курочку. Выслушивает рассуждения детей и уточняет, что петушок не понимал, какая опасность ему грозит, если кататься на коньках по недостаточно прочному льду.
Воспитатель предлагает детям нарисовать иллюстрации к стихотворению. Дети самостоятельно готовят все необходимое для рисования и продумывают содержание рисунков. По окончании работы воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки и выслушивает рассказы о них. Дети украшают рисунками групповую комнату.
«Что можно приготовить из фруктов»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Закреплять представления о фруктах. Учить излагать свои мысли понятно для окружающих. Развивать интерес к художественной литературе. Учить творчески применять в рисовании ранее усвоенные способы изображения.
Материалы: картинки с изображением фруктов, книга с рецептами фруктовых салатов.
Методика проведения
Воспитатель читает детям рассказ Н. Носова «Мишкина каша». В ходе обсуждения содержания прочитанного отмечает, что кашу готовить не просто, если бы мальчик готовил что-нибудь менее сложное, например салат, у него все получилось бы значительно лучше. Спрашивает детей, из чего можно приготовить салат. Выслушивает ответы детей и рассказывает о том, что салат можно готовить не только из овощей, но и из фруктов.
Воспитатель загадывает детям загадки о фруктах. Затем предлагает рассмотреть картинки с изображением фруктов и рассказать, что из них можно приготовить.
Воспитатель предлагает приготовить фруктовый салат и спрашивает, где можно узнать его рецепт. Дети выбирают рецепт салата и обсуждают, какие продукты и какая посуда понадобятся для его приготовления. Воспитатель отмечает, что перед тем, как что-то готовить, нужно хорошо изучить рецепт и приготовить все необходимое, чтобы не получилось как в рассказе «Мишкина каша».
«Мы готовим фруктовый салат»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: продолжать развивать трудовые навыки. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Развивать умение оказывать друг другу помощь. Расширять представление детей о рациональном питании.
Материалы: овощи для приготовления салата, деревянные и пластмассовые доски для нарезки фруктов, ножи, салатница, фартуки, колпаки.
Методика проведения
Воспитатель напоминает детям о том, что сегодня они собирались готовить фруктовый салат. Предлагает всем надеть фартуки, колпаки, вымыть руки; проверить по списку, все ли готово для приготовления салата, и договориться, кто какую работу будет выполнять. В процессе работы педагог при необходимости оказывает детям помощь. Когда салат будет готов, воспитатель предлагает детям накрыть на стол и попробовать блюдо (закрепляются правила поведения за столом).
Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им то, что они приготовили, и что они хотели бы приготовить в следующий раз.
«Братья и сестры — дружные ребята»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: закреплять представления о семье и ее членах. Воспитывать культуру речевого общения. Познакомить с новым стихотворением. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Учить активно и творчески применять в рисовании ранее усвоенные способы изображения.
Материалы: бумага разного формата, простые и цветные карандаши, краски, кисти, салфетки, цветные восковые мелки.
Методика проведения
Воспитатель читает детям стихотворение В. Осеевой «Загадка» :
У мамы моей Пять сыновей. Начну я считать —
И вовсе не пять. Считайте хоть сами: Володя, Игнат,
Сережа и Саня Мой маленький брат. Четыре? Четыре!
А пятого нет. Считаю сначала Все тот же ответ.
Считаю по пальцам Вперед и назад. Скажите, ребята,
Где пятый мой брат? Ведь точно я знаю: У мамы моей Пять сыновей.
По окончании чтения педагог просит детей ответить на вопрос, поставленный в конце стихотворения. Затем предлагает ребятам рассказать о своих братьях и сестрах: как их зовут, сколько им лет, чем они любят заниматься, в какие игры с ними интересно играть и т. п. Выслушав рассказы детей, предлагает им нарисовать портреты своих братьев и сестер.
Дети подбирают необходимый изобразительный материал и формат бумаги и приступают к работе. По окончании работы дети рассказывают о том, кого они изобразили.
Воспитатель предлагает детям сделать красивые рамки для портретов и подарить их своим братьям и сестрам.
«Одному, друзья, жить никак нельзя»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: закреплять представления о семье. Учить излагать свои мысли понятно для окружающих. Развивать способность испытывать сочувствие к герою сказки. Учить детей передавать различия в величине изображаемых предметов.
Материалы: бумага разного формата, краски, кисти, салфетки, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.
Методика проведения
Воспитатель читает детям сказку Е. Каргановой «Ничей». По окончании чтения спрашивает у детей, понравился ли им конец сказки; почему все сочувствовали щенку. Обобщая ответы, отмечает, что у каждого обязательно должны быть родные и друзья, «каждый должен быть кому-то нужен».
Педагог спрашивает у детей, для чего человеку нужна семья. Выслушав высказывания детей, подчеркивает, что в семье все заботятся друг о друге, помогают друг другу, делят вместе и горе, и радость.
Воспитатель предлагает детям нарисовать свою семью. Дети самостоятельно подбирают материалы, необходимые для рисования, и приступают к работе. По окончании работы дети рассказывают о том, кого они изобразили и почему.
Все работы размещаются на выставке.