Получи документы

Картотека дидактических игр для детей 3–4 лет (6 фото)

Надя Мешкова
Картотека дидактических игр для детей 3–4 лет

Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность, в процессе формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а так же формируется социально значимые черты личности.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Публикация «Картотека дидактических игр для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Играя ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.

Картотека дидактических игр для детей 3–4 лет
Фото №1 Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме наиболее доступной для дошкольников

«Кукла Катя проснулась»

Цель: закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле – партнеру по игре.

Игровые правила. Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой – маленькую. Называть одежду в той последовательности, в какой они будут надевать ее на куклу.

«Кукла Катя обедает»

Цель: закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка – грозят пальчиком.

«Подбери посуду для куклы»

Цель: закреплять знания детей о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению; воспитывать находчивость, внимание, речь.

«Новая кукла»

Цель: учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к новеньким.

Игровые правила. Называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечает тот, к кому обращается кукла; если она обращается ко всем детям, отвечают все хором.

«Что изменилось» (игра с матрешками)

Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте, замечать и называть различные в цвете одежды матрешки (синий платочек и красный сарафан, зеленый платочек и красный сарафан, красный платочек и синий сарафан); воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

Игровые правила. Отвечает только тот, кого назовет матрешка – мама (самая большая матрешка). Отвечать громко.

«Встретим новичка»

Цель: научить распознавать и сравнивать цвета, различать размеры, закрепить знания о названии и назначении одежды. Формировать доброжелательное, чуткое отношение к другим детям.

Игровое задание: Поговорить с новой игрушкой.

Правила игры. Описать внешний облик новой игрушки. Быть с ней приветливыми, внимательными.

«Воздушные шары»

Цель: познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Правила игры. Привязать к ниточке шарик того же цвета, что и ниточка.

«Придумай сам» (в игре участвуют от 4 до 7 человек)

Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры. Формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.

Правила игры. Подобрать предметы, похожие на палочку, квадрат, ложку и т. д.

«Игрушки»

Цель: закрепить умение пользоваться игрушками по назначению. Научить детей бережно относиться к ним, использовать их в совместной игре.

Игровое задание. Рассказать о том, как надо играть именно с этой игрушкой.

Правила игры. Говорить от имени игрушки. Помогать друг другу выполнять задание.

«Покажи Мишке наши игрушки»

Цель: закрепить умение пользоваться игрушками по назначению

Игровое задание. Научить Мишку играть.

Правила игры. Совместными усилиями рассказать Мишке о новых игрушках и игре с ними.

«Чудесный мешочек»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила. Отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.

Игровые действия. Ощупывание предмета; загадывание загадок о предмете.

«Зверюшки на дорожках»

Цель: учить детей пользоваться заместителями – уметь соотносить картинки с определенными значками. Формировать умение варьировать заместителя при выполнении одного и того же задания.

Правила игры. Закрыть все значки на своих полосках подходящими картинками.

«Узнай на вкус»

Цель: упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила. Не глядя на овощ, определять его вкус, правильно называть вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.

Игровые действия. Закрыть глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, пока не разжуешь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ. Найти целый овощ на столе воспитателя.

«Сложи узор»

Цель: учить детей пользоваться предметами – заместителями: располагать реальные предметы на плоскости в соответствии с расположением их заместителей.

«Подбери по цвету»

Цель: закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

«Матрёшкины подружки»

Цель: научить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру независимо от их цвета и формы.

Игровые действия. Подобрать матрешке подружку.

Правила игры. Подобрать подружек одинакового роста. Выбрать для них посуду.

«Живое домино»

Цель: продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Игровые правила. Повязать детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предложить построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

«Посади огород»

Цель: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в соответствии с расположением заместителей.

Игровые действия: воспитатель показывает детям матрёшку и говорит, что это матрёшка –огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделенные на 4 части, - это огороды, где они будут сажать на грядки свои овощи ( ребятам раздают овощи: по две репки и по 2 огурчика). Взрослый говорит, что сажать овощи нужно не кто как захочет, а так, как им загадала матрёшка - огородница. Он показывает первую карточку с цветными кружками (вверху 2 зеленых кружка, а внизу 2 желтых). Дети выполняют задания.

«Кто что выберет из мешочка!»

Цель: научить детей сравнивать и группировать предметы повседневного употребления по цвету, форме, величине. Назначению, характерным признакам, особенностям. Закладывать основы усвоения обобщенных понятий: «игрушки», «посуда», «одежда» и т. д. Приучать детей бережно пользоваться предметами, уважать труд людей, которые их создали.

Игровая задача. Сгруппировать игрушки по какому-либо признаку.

Правила игры. Присоединять игрушку к группе других только вместе с детьми.

«Такой листок – лети ко мне»

Цель: упражнять детей в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей ( название деревьев: клен, дуб, рябина, береза).

Игровые правила. Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок, лети ко мне».

Игровые действия. Сравнение листьев, нахождение одинаковых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя. Определение победителей (кто ни разу не ошибся).

«Назови действия»

Цель: закрепить и систематизировать представления детей об использовании повседневных предметов.

Игровое задание. Назвать как можно больше действий. Правильно показывать их.

Правила игры. Назвать действия, которые не упоминались другими. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

«Кто скорее соберет»

Цель: учить детей правильно собирать пирамидку, отбирая сначала большие кольца, затем все меньше и меньше; упражнять в назывании величины кольца (большое, поменьше, еще меньше, самое маленькое).

Игровые правила. Кольца нанизывать после сигнала воспитателя. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет пирамидку.

Игровые действия. Нанизывание колец, соревнование; победитель отмечается призом (фишкой, флажком и др.)

Фото №2 Публикация Картотека дидактических игр для детей лет размещена в разделах Дидактические игры Картотека игр для детей дидактические подвижные народные Фото №3 Младшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка март Ценность дидактических игр заключается в том что они создаются в обучающих целях

«Окраска воды»

Цель: формировать у детей представления о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Игровые действия. Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной».

«Загадки и отгадки»

Цель: учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической.

Игровые действия. Детям раздаются таблички с картинками. Взрослый берет карточку с текстом загадки и читает ее. Во время чтения загадки дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок должен сказать: «Это про….» - и объяснить почему. Тот кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку.

«Что изменилось?

Цель: закрепить знания детей о назначении игрушек, бытовых предметов, их классификации. Развивать память, сообразительность. Научить взаимопомощи.

Игровое задание. Угадать, что изменилось.

Правила игры. Не подсматривать. Хранить секрет о перемещении игрушек.

«Маленькие и большие ножки»

Цель: учить детей по сигналам, которые даются в графической, звуковой и световой форме, выполнять действия в разном темпе, создавая образы маленьких и больших ножек.

Правила игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель садится на против и просит показать, какие у них ножки. Дети выставляют ноги немного вперед, поднимают их. Воспитатель весело и быстро говорит: «Маленькие ножки бежали по дорожке. Посмотрите, как они бежали». «Топ, топ, топ». Дети делают то же самое. «Большие ноги шли по дороге», «Огромные ноги шли по дороге». Взрослый повторяет все дважды, дети выполняют движения в разных темпах. Игру можно проводить сидя на стульчиках и бегая по комнате.

«Найди предмет по описанию»

Цель: воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным; развивать наблюдательность, находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку.

Игровые правила. Ищет тот кого назовёт Буратино.

Игровые действия. Игру ведёт Буратино, отгадывание его загадок детьми; поиск предметов в групповой комнате.

«У кого какое платье!»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Игровые правила. Воспитатель: «Сегодня мы посмотрим, какого цвета платья у наших кукол. Я буду вам показывать куклу, а вы – говорить, какого цвета у неё платье». Воспитатель показывает по одной кукле и поочередно спрашивает детей, уточняя их ответы.

«Магазин»

Цель: закреплять у детей умение выделять характерные признаки предметов, учить азам обобщения, классификации. Формировать привычку помогать друг другу в выполнении задания.

Игровое задание. Загадать загадку о покупке.

Правила игры. Узнать предметы по описанию. Продавцам и покупателям быть вежливыми.

«Подбери посуду для куклы»

Цель: закреплять знания детей о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению; воспитывать находчивость, внимание, речь.

Игровые правила. По сигналу воспитателя быстро отобрать нужную посуду (чайную, столовую, кухонную).

Игровые действия. Поиск посуды после того, как дети познакомились с работой няни, повара, узнали, какая посуда используется в их работе.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей обозначать один предмет с помощью другого (домиком может быть стульчик, угол комнаты, отделенный натянутой веревкой, расчерченные мелом круги и т. п.). Развивать умение изображать отдельные действия в игровой ситуации (как дети гуляют в хорошую погоду, как ведут себя во время дождя).

Правила игры. Воспитатель собирает всех детей около себя и говорит: «Сегодня мы поиграем в игру «Солнышко и дождик». Когда я скажу: «На небе солнышко, можно идти гулять», - вы все выходите из своих домиков и гуляете по группе. Я посмотрю, кто как гуляет, чем занимается. Когда я скажу «Дождик, скорее домой», все разбегутся по своим домикам. Домиками будут маленькие стульчики, окошечками – отверстия в спинках стульев. Спрячьтесь скорее в своих домиках, выглядывайте в окошечко.

«Подбери фигуру»

Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Игровые действия. Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель поправляет. Разложить все фигуры, которые разложены у вас на столах, на карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы.

Фото №4 Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний умений и навыков Фото №5 Играя ребенок учится и наоборот в процессе обучения ребенок должен играть

«Больше - меньше»

Цель: упражнять детей в различении и сравнении величины предметов (больше, меньше, одинаковые); воспитывать внимание, быстроту реакции на слово воспитателя, умение самому проверить правильность выполнения правил игры.

Игровые правила. По слову воспитателя располагать предметы сначала по убывающей величине – большой, меньше, ещё меньше и самый маленький, а потом наоборот: сначала самый маленький, за ним несколько больший и большой. Кто скорее и правильно положит, тот и выигрывает; начинать и заканчивать расположение предметов только по сигналу воспитателя; отбор нужных по величине предметов. Победитель получает фишку.

Игровые действия. Поиск предметов, выкладывание их по сигналу.

«Фонарик»

Цель: закрепить у детей умение различать цвета и размеры, а также группировать предметы по этим признакам, исключая один из них.

Игровое задание. Собраться у фонарика (или игрушки) такого же цвета или размера, как свой.

Правила игры. Сравнивать свой фонарик с фонариком ведущего. Собираться по сигналу.

«Наседка и цыплята»

Цель: учить детей по – разному обозначать предметы в игре.

Правила игры. Воспитатель говорит: «Сейчас мы будем играть в игру «Наседка и цыплята» Вы – цыплята. Я буду наседкой. А это наше место, отгороженное веревкой с флажками. Сначала я ваша мама. Если вдруг прилетит коршун, я вас предупрежу и вы скорее прячьтесь опять в наш домик».

«Парные картинки»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Игровые правила. Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получает фишку.

Игровые действия. Поиск нужных карточек.

«Разноцветные мячи»

Цель: научить детей группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям, помогая друг другу на основе сравнения предметов.

Игровое задание. Подобрать мячи для кукол.

Правила игры. Сравнивать цвет мячей с цветом кукольной одежды. Сравнивать цвета мячей.

«Подбери по форме»

Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков; цвета. Величины.

Правила игры. Дошкольникам раздают на подносах фигуры и карточки. Воспитатель: Дошкольникам раздают на подносах фигуры и карточки. Воспитатель: «Дети, мы будем сейчас играть в игру «Подбери по форме», мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите сначала большие фигуры, а потом на них поменьше».

«Подбери к своему цвету»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других. Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку.

Игровое задание. Подобрать предметы по цвету.

Правила игры. Действовать по сигналу. Помогать сверстнику, если у него возникают затруднения.

«Украсим елочку»

Цель: учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Правила игры. Детям раздают силуэтные изображения елочных игрушек.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста Дидактические игры имеют большое значение в процессе образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного.

Картотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию цикл игр с методическим материалом "На лесной полянке", для младших дошкольников. Игры направлены на развитие.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Снегопад». Дидактическая задача. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Игровая задача. Рассказать.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Дидактическая игра «Поезд». Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз. Оборудование: схемы слов – «вагончики», предметные.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 3 1. Дидактическая игра «Листопад». Цель игры: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование. Листочки из тонкой.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию несколько дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста с осенними листьями, цель игр развитие сенсорных.

Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей в средней группе Подборка игр по нравственному воспитанию помогут воспитателю в развитии коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, в их.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Картотека дидактических игр с пуговицами для детей 2–3 летКартотека дидактических игр с пуговицами для детей 2–3 лет Картотека дидактических игр с пуговицами для детей 2-3 лет. «Волшебные дорожки» Цель: Развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр для детей 3–4 лет
Опубликовано: 5 марта 2020 в 19:38
+215Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД