Получи документы

Картотека дидактических игр для детей

ИРАИДА ПОЛЯКОВА
Картотека дидактических игр для детей

Дидактические игры с предметами

«Мы артисты» (средняя группа)

Дидактическая задача : учить детей определять форму предметов.

Игровая задача: определить, с каким атрибутом выступает каждый артист.

Игровое правило: называть атрибут только после объявления номера ведущим.

Ход игры: воспитатель приглашает детей в цирк и он будет ведущим.

Публикация «Картотека дидактических игр для детей» размещена в разделах

Накрывает коробку и после «магических» действий достает из коробки различные предметы, картинки, читает четверостишия, дети называют предметы и их форму.

«Кто знает, пусть дальше считает» (старшая группа)

Дидактическая задача : закрепление умения правильно называть числа натурального ряда в пределах 10, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Игровые правила: начинать считать дальше после сказанного числа можно только после того, как поймаешь мяч. Считать до 10.

Ход игры:

«Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.

Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как надо считать?

Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять».

Правильно. Начинаем играть».

Примечание: усложненным вариантом может быть такой. Воспитатель предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем вы досчитаете до 10, и брошу его следующему ребенку со словами: «Считай дальше». Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш товарищ, и продолжить счет. Например, я говорю: «Четыре» — и кидаю мяч Вове. Он считает до 8, я забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай дальше». Витя продолжает: «Девять, десять»».

«Времена года» (подготовительная группа)

Дидактическая задача : закрепить знания о времени года, называть месяцы.

Игровые правила: собрать картинку из частей.

Ход игры: ребята перед вами конверты с разрезными картинками, нужно их собрать. Дети рассказывают, что получилось на картинке, называют признаки данного времени года.

«Собери растение» (средняя группа)

Дидактическая задача : закреплять знания детей о строении растений, его частях и их значении для жизни растений.

Игровое задача : вспомнить строение растения, из предложенного материала выбрать то что является частями растения. Собрать из частей целое растение и назвать его.

Ход игры: детям предлагаю рассмотреть иллюстрации растений, из частей собрать целое.

«Давайте поселим зверей в наш лес» (старшая группа)

Дидактическая задача : познакомить детей со средой обитания различных животных. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания.

Игровые правила: играют в команде по 2-3 человека. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Ход игры: дети разбиваются на команды, им предлагается внимательно рассмотреть лесные домики и претендентов на заселение. Каждая команда выбирает одного из зверей и подходящий домик для него. В конце игры подводятся итоги.

«Умные машины» (подготовительная группа)

Дидактическая задача : закреплять знания детей о том, что в работе людям помогают разные машины; учить группировать машины по одному признаку: по их назначению; упражнять в правильном названии машин, активизировать словарь детей.

Игровые правила: последовательность хода определяется брошенным кубиком, отсчитывается число ходов фишками. Выигравшим считается тот, кто первым закрыл клетки своего игрового поля.

Игровые действия: закрывать клеточки фишками.

Ход игры: перед игрой воспитатель с детьми рассматривает картинки, на которых изображены умные машины, помогающие людям в домашней работе, а так же машины помогающие развозить грузы, транспорт специального назначения, строительный транспорт. Затем объясняются правила игры: передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике. Побеждает тот, кто первым закроет кружки и не ошибется.

«Чудесный мешочек» (2 младшая группа)

Дидактическая задача : учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила: отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка можно достать и показать только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.

Игровые действия: ощупывание предмета; загадывание загадок о предмете.

Ход игры: организуя игру, воспитатель подбирает предметы знакомые детям. Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить для чего он нужен.

Воспитатель говорит:

Сейчас мы поиграем. Кого я назову, тот должен отгадать, что я положу в мешочек.

Выбранный ребенок смотрит внимательно на предметы что лежат на столе. Запоминает, отворачивается. Воспитатель кладет игрушку в мешочек. Ребенок опускает руку в мешочек и называет игрушку. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут найдены.

«Не ошибись» (старшая группа)

Дидактическая задача : упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны; закрепить знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игровые правила: собирать в корзинку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.

Игровые действия: поиск предметов ведут команды, они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Ход игры: игра начинается с беседы о предметах, которые окружают детей в группе. В ходе беседы уточняют, что предметов много и все, они сделаны из какого – либо материала. Детям даются корзинки, а в них картинки в одной - матрешка, в другой - шарик, в третьей -ножницы, и в последней корзинке картинка - стакан. Дети по сигналу воспитателя ищут те предметы, которые по материалу совпадают с картинкой в корзинке.

«Для чего нужен предмет» (подготовительная группа)

Дидактическая задача : развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закреплять знания детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда; воспитывать бережное отношение к ним.

Игровые правила: рассказы детей о том, как можно один и тот же предмет использовать в разных случаях, обстоятельствах. Выигрывает тот, кто больше всех вспомнит вариантов применения одного и того же предмета. Он получает фишку.

Игровые действия: поиск предметов, соревнование.

Ход игры: дети находят в группе различные предметы и рассказывают, зачем этот предмет нужен, как его можно использовать по - разному. Предметы, инструменты, орудия труда, игрушки – раскладывают в разных местах комнаты. Каждый из играющих, взяв предмет, садится на свое место. По вызову воспитателя ребенок называет предмет и рассказывает, как им пользуются, припоминает, что еще можно с его помощью делать.

Словесные дидактические игры

«Найди свой домик» (2 младшая группа)

Дидактическая задача : ориентировка в пространстве, закрепить геометрические фигуры.

Игровая задача: найти домик со своей геометрической фигурой.

Ход игры: Воспитатель раздает детям геометрические фигуры. Дети гуляют по группе. После слов - «Домой», дети собираются у домиков соответствующих геометрической фигуре, которую им раздал воспитатель.

«Встань на место» (старшая группа)

Дидактическая задача : упражнять детей в нахождении местоположения: (впереди, сзади, слева, справа, перед, за).

Игровые действия: правильно занять свое место.

Ход игры: Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

«Забавный счёт» (подготовительная группа)

Дидактическая задача : развивать внимание, навыки счёта, закрепление знания цифр и чисел.

Игровая задача: кто быстрее и правильно посчитает и найдет цифры от 1 до 20.

Ход игры: в игре принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 20, указывая на соответствующие цифры. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

«Узнай по описанию» (средняя группа)

Дидактическая задача : побуждать детей рассматривать предметы, вспомнить качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровые правила: угадывает тот на кого укажет водящий.

Ход игры: воспитатель рассказывает:

- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что – то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве.

«Забыла, как это называется», - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, кА называется то, что ей бабушка прислала? (показывает на ребенка, который будет отвечать). Такие разговоры – загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

«Что за птица» (старшая группа)

Дидактическая задача : учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Игровые правила: описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Ход игры: игра начинается с выбора водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Вот, например, как водящий описывает журавля:

Есть у меня птица

Вот такая, вот такая!-

Показывает руками, какой величины у него птица.

Все играющие говорят:

Летит. летит птица,

к нам летит!

водящий:

Крылья у птицы

Вот такие, вот такие! –

И показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.

Все играющие:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий:

Клюв у этой птицы

Вот такой, вот такой!

Тот, кто отгадал, становится водящим. Новый водящий описывает птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону, петуха.

«Хорошо – плохо» (подготовительная группа)

Дидактическая задача : расширять знания о явлениях природы, давать им оценку.

Игровые правила: дети высказываются по очереди, выслушивают друг друга, повторы не допускаются.

Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т. д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т. д.

Усложнение - задать детям «точку зрения», с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь - это хорошо или плохо для дерева, кошки и т. д.

«Лото» (2 младшая группа)

Дидактическая задача : упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).

Игровая задача: Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры: Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом.

Игровые правила: быстро называть предмет, если не назвали. Забираем картинку. Назвавшему правильно воспитатель отдает свою картинку.

Ход игры: воспитатель говорит: «У меня колесо». А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

«Угадай и расскажи» (старшая группа)

Дидактическая задача : закреплять знания о лесных жителях, их среде обитания и образе жизни. Формировать пространственное мышление. Воображение. Развивать связную речь. Активизировать словарный запас детей.

Игровая задача: Из предложенных картинок найти на них изображение птиц, зверей, насекомых. И рассказать об этом другу, чтобы это он сам нашел это на картинке.

Игровые правила: количество играющих 5-6 человек за правильно составленное предложение ребенок получает звездочку, кто больше наберет таких звездочек, тот и выиграл.

Ход игры: детям предлагаю рассмотреть картину лесного ландшафта, на котором присутствуют звери, птицы, насекомые, но на первый взгляд они не видны. Нужно присмотреться, чтобы заметить, где они спрятаны. Ребенок на картинке ищет зверей, птиц, насекомых, придумывает, как о них рассказать, чтобы другой ребенок мог их найти и добавить что – либо новое.

«Назови лишнее слово» (подготовительная группа)

Дидактическая задача : активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.

Игровая задача: Из предложенных слов назвать «лишнее» слово, объяснить, почему оно «лишнее».

Ход игры:

Я буду называть слова, а вы должны назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал.

Настольно – печатные игры

«Когда это бывает?» (средняя группа)

Дидактическая задача : закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток : утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила: по слову, которое произносит воспитатель, показать карточку и объяснить, почему он ее поднял.

Игровые действия: поиск нужной картинки.

Ход игры: на столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в саду : утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько картинок. Дети выбирают себе каждый любую картинку, внимательно рассматривают ее. На слове утро, все дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он так думает, что у него изображено утро и. т. д. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

«Чиним одеяло» (старшая группа)

Дидактическая задача : продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

Игровая задача: найти подходящую по форме геометрическую фигуру, помочь починить одеяло Буратино.

Ход игры: с помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

«Веселый счет» (подготовительная группа)

Дидактическая задача : закреплять знания цифр, знаков, умение составлять и решать задачи по картинкам.

Игровая задача: правильно составить задачу и решить ее.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть карточку и составить по ней задачу на сложение или вычитание и с правой стороны карточки кладется карточка с ответом (цифра).

«У кого, кто?» (средняя группа)

Дидактическая задача : закреплять знания детей о животных, о названиях детенышей и семьи. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного; правильно использовать предлоги в речи.

Игровые правила : отвечает только тот, кому бросили мяч. Не перебивать товарища, дать ему возможность ответить самому.

Ход игры:

Ведущий бросает мяч детям, называя имена существительные, обозначающие самок, затем самцов домашних животных в родительном падеже с предлогом «У». Дети бросают мяч обратно, называя их детёнышей. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

«Зоологическое домино» (старшая группа)

Дидактическая задача : закреплять знания детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.

Игровые правила: кто первый положит все свои карточки, тот и считается выигравшим.

Игровые действия: быть внимательным, не пропускать хода, во время класть свою карточку.

Ход игры: на карточках изображены дикие и домашние животные. Играют по четыре человека. Карточки разложены изображением в низ. Детям предлагают отсчитать по 6 карточек. Положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет ребенок пропускает ход Если кто то из играющих остается без карточек, он считается победившим в игре.

«Чей след» (подготовительная группа)

Дидактическая задача : упражнять и закреплять знания о животных, об их образе жизни в зимнем лесу.

Игровые действия: правильно найти следы зверя.

Игровые правила: количество играющих 4-6 человек, выигрывает тот, кто первый правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Ход игры: Дети рассматривают картину зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине. Определяют хозяина следов и ставят нужное животное рядом с этим следом.

«Противоположности» (средняя группа)

Дидактическая задача : развивать речь, внимание, умение находить противоположные свойства, действия, направления.

Игровая задача: правильно найти противоположную по смыслу картинку.

Игровые правила: выигрывает тот, кто правильно и больше соберет картинок противоположностей.

Ход игры: воспитатель раздает детям левую половину карточки, а ребенок подбирает противоположность и собирает картинку. Например: на столе стоит ваза – противоположность – мяч лежит под столом.

«Найди картинку на заданный звук» (старшая группа)

Дидактическая задача : развивать фонематический слух, внимание, речь.

Игровая задача: правильно подобрать картинки к заданному звуку.

Игровые правила: быть внимательным, правильно находить картинку.

Ход игры: детям раздаются предметные картинки на разные звуки. Воспитатель называет любой звук, а дети находят картинки с заданным звуком.

«Подбери слово к рассказу» (подготовительная группа)

Дидактическая задача : развиваем связную речь, словарный запас.

Игровая задача: выбрать карточки со словами подходящие к картинке, составить рассказ, используя в рассказе эти слова.

Ход игры: детям раздаются картинки, воспитатель поочередно показывает карточки со словами и называет слова, дети, кому подходит карточка по теме, забирают карточку и запоминают слово. Когда все 8 карточек собраны, дети составляют рассказ с использованием этих слов.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 3–4 лет Картотека дидактических игр для детей 2 мл. группы Дидактические игры по развитию речи ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК Цель: Ориентироваться на род имени.

Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Паутовская СОШ» Петропавловского района Алтайского края, структурное подразделение.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста. Введение. Одним из эффективных и наиболее.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей младшего возраста. Младший возраст (3- 4 года) «Воздушные шары» Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по ПДД (Старший дошкольный возраст) Карточка № 1 «Водители» Цели: Учить детей правилам дорожного движения;.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Цветные автомобили» Цель: упражнять детей в умении реагировать.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит?» Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных му Ход: Воспитатель.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Кого как зовут? Цель: развивать мышление, память, речь. Оборудование: кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др. Дети.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Картотека дидактических настольно-печатных игр для детей раннего возраста Карточка № 1 «Грибочки по местам». Цель: а) Закреплять с детьми основные цвета. б) Развивать мелкую моторику рук. Карточка № 2 «Спрячь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр для детей
Опубликовано: 17 января 2018 в 12:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД