Валиева Айгуль Тимергалиевна
Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на исследование количественных представлений.
1.«Зажги звёзды». Материал: лист бумаги тёмно – синего цвета – модель ночного неба; кисть, жёлтая краска, числовые карточки (до пяти). 1. «Зажечь» (концом кисти) столько «звёзд в небе», сколько изображено фигур на числовой карточке. 2. То же самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или под крышкой стола.
Публикация «Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
2. «Покажи столько же». Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками. Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов. Ход игры: Ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.
3.«Помоги Мишутке». Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о происхождении данного природного материала. Ход: внимание детей обращается на карточки с изображением цифр и предлагается положить на них нужное количество предметов.
4. Собери урожай» Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов. Пополнение знаний об овощах, умение их классифицировать. Ход: детям выдаются карточки, и предлагается собрать нужное количество овощей на «огороде».
5.«Посчитай-ка». Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов.
Ход: детям предлагается посчитать количество животных на картинке и поставить рядом нужную цифру.
6. «Стрелка»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов; классификация предметов живой и неживой природы.
Ход: детям предлагается встать в круг, закрепить на одежде цифру. С помощью считалки выбирается ведущий, он встает в центр круга, вытягивает руку вперед «стрелка», закрывает глаза и поворачивается вокруг себя. По сигналу «стоп» - останавливается. Ребенок, на которого показывает стрелка, должен принести (из ранее приготовленного набора) нужное количество одинаковых предметов природы.
Игры на исследование знаний о геометрических фигурах.
1. «Геометрическая мозаика». Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола. Материал: счётные палочки (15 – 20штук, 2 толстые нитки (25 – 30 см). Задание: 1. Составить квадрат и треугольник маленького размера. 2. Составить маленький и большой квадрат. 3. Составить прямоугольник. 4. Составить из ниток фигуры: круг, овал, треугольники и т. д.
2. «Почини коврик». Материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков. Задание: найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и «починить» (наложить) её на дырку.
3.«Отгадай». Дидактические задачи : закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник. Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов. Ход игры. Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку… Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…В игре принимают участие все. Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.
4.«Найди свой домик». Дидактические задачи : закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Оборудование: круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен. Ход игры. Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг. Детей надо разделить на две группы : у одних в руках квадрат, а у других – круг. Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их. При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.
5. «Чудесный мешочек». Дидактические задачи : учить различать и называть круг, квадрат и треугольник. Оборудование: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разной величины, мяч. Ход игры. 1 вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее. 2 вариант. Воспитатель называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно. После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их. 3 вариант. Педагог предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому — маленький. После того как дети выполнят задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины.
6. «Кто больше увидит?». Дидактические задачи : закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность.
Ход игры. На доске произвольно расположены геометрические фигуры. Нужно их запомнить, потом назвать.
Игры на исследование умения ориентироваться в пространстве.
1.«Робот»
Дидактические задачи : закреплять умение ориентироваться в пространстве, четко формулировать задания. Ход игры. Число участников - не меньше 6-8 человек. Робот - двигается только по команде и только тогда, когда задание четко сформулировано. Если Робот понял команду, он должен сказать: "Задание понял, выполняю". Когда выполнил, должен не забыть сказать: "Задание выполнил". Если задание сформулировано не четко, Робот должен сказать: "Уточните задание, я задание не понял". Дети должны к Роботу обращаться вежливо и четко, по очереди формулировать различной сложности задания. Педагог следит за ходом игры. На роль Робота ребенок либо назначается, либо вызывается по желанию. Когда Робот выбран, он отходит в сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми определяет путь Робота (направление движения и количество шагов, например, не менее 2 и не более 5, темы вопросов. Затем дети прячут какой-либо предмет: игрушку, книги и т. д. Руководя Роботом, дети должны привести Робота к месту, где спрятан предмет. Входит Робот, встает у двери. Ребенок: Дорогой Робот, улыбнись и сделай, пожалуйста, 3 шага вперед.
2.«Куда спряталась мышка». Дидактические задачи : научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, слева, справа. Оборудование: мышка – игрушка. Ход игры. Воспитатель начинает игру с загадки: Под полом таится, Кошки боится. Кто это? (Мышка) «К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, слева, справа.
3.«Три шага». Дидактические задачи : ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции. Ход игры. Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.
4. Дидактическая игра “Куда пойдешь, то и найдешь”. Цель: продолжать учить различать пространственные направления: вперед, назад, вправо, влево, вниз, вверх; воспитывать умение внимательно слушать и соблюдать правила игры. Материал и оборудование: различные игрушки: зайчик, мишка, собачка, лиса, кошка и т. д. Предметы: стульчик, мячик, кубики и т. д. Игровое действие: ведущий в разных местах комнаты прячет знакомые детям игрушки или предметы. Перед началом игры, вызвав одного из участников, ведущий говорит ему: «На право пойдешь – зайца найдешь. Налево пойдешь – мишку найдешь. Назад пойдешь – котика найдешь. Вперед пойдешь – собачку найдешь. Куда же ты хочешь пойти?» Ребенок выбирает направление, называет его, когда игрушка найдена, говорит, где он ее нашел. Например: «Я пошел направо и нашел зайчика». Для того чтобы ребенок сделал речевой вывод, ему нужно задать вопрос: «Где ты нашел зайчика?» Дети сидят полукругом. Воспитатель задает вопросы четко, кратко, доступно детям.
5.«Слева, справа».
Цель: уточнить пространственные отношения «слева» - «справа», формировать представление детей о положении предмета справа и слева от них.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы ходить в гости?
Воспитатель рассказывает, что детей пригласила в гости Машенька.
- А ходят ли в гости с пустыми руками?
- Чем мы можем порадовать Машеньку?
Выслушиваются все предложения детей, затем решаем порадовать Машеньку воздушными шариками.
- Где можно купить шарики? (В магазине).
- Хотите сходить в магазин и купить шарики?
- Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи :
Актуализировать знания детей о том, что существует правая и левая рука, развивать речь.
Дети подходят к столу и встают лицом к воспитателю. На столе лежат воздушные шарики двух цветов (синие и красные). Количество шариков равно количеству детей. Шарики лежат вперемешку.
-Ребята, посмотрите, чем отличаются шарики? (Цветом).
Воспитатель предлагает детям взять в правую руку шарик красного цвета, а в левую руку – синего. Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка.
- Мы свои шарики понесем в коробочках. Сначала в одну коробочку положите шарики красного цвета. В какой руке они у вас находятся? (В правой).
- Какие шарики у вас остались? (Синие)
- В какой руке у вас синие щарики? (В левой)
- Положите их в другую коробочку.
3. Затруднение в ситуацию.
Дидактические задачи : создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о положении предмета справа и слева от них; формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Дети вместе с воспитателям подходят к месту, где на полу выложена широкая дорожка, которая потом разветвляется на две. Воспитатель рассказывает детям, что перед ними дорожка по которой можно прийти к Машеньке. Дети идут по дорожке и доходят до развилки. Воспитатель говорит, что для того, чтобы попасть к Машеньке, надо пойти налево.
Возникает затруднение.
- Смогли вы найти дорожку? (Нет).
-Почему не смогли? (Потому что мы не знаем как идти на лево, не умеем определять где лево, где право).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи : формировать у детей представление о положении предмета справа и слева от них; формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
- Давайте догадаемся сами! Вытяните в сторону левую руку. Как вы думаете, если мы пойдем в ту сторону, куда показывает левая рука, то мы пойдем влево или вправо? (Влево).
Воспитатель хвалит детей и подводит итог: если надо идти влево, то надо вытянуть в сторону левую руку и идти в том направлении.
- А теперь догадайтесь, какая дорожка идет вправо. Дети должны показать дорожку правой руки.
- Правильно, значит для того, чтобы пойти вправо, надо вытянуть правую руку и идти в том направлении. Делаем вывод: то что находится около вашей правой руки, находится справа от вас, а то что находится около левой руки, - слева от вас. Дети находят левую руку и поворачиваю на лева.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Дидактические задачи : организовать активный отдых детей, развивать внимание, речь; закрепить умение определять положение предмета относительно себя.
Дети по дорожке доходят до стола, за которым сидит кукла Машенька. Дарят ей коробочки с воздушными шариками.
Воспитатель говорит Машеньке, что дети нашли к ней дорогу, потому что научились определять, какие предметы находятся слева от них, а какие – справа. Машенька просит показать, как они умеют это делать.
Дети под веселую музыку танцуют, после остановки музыки дети встают в одну линию лицом к воспитателю.
Воспитатель задает вопрос:
- Кто стоит справа (слева) от тебя? Если ребенок затрудняется ответить, задается вспомогательный вопрос:
- Где у тебя правая (левая) рука? Кто стоит около правой руки? (Арина). Значит с какой стороны от тебя Арина? Игру можно повторить 2-3 раза.
6. Осмысление.
Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где вы сегодня побывали (Ответы детей)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли найти дом Машеньки, потому что знают, где лева, а где права.