МААМ-картинки

Картотека игр для развития зрительного восприятия

Разина Елена
Картотека игр для развития зрительного восприятия

Зрительное восприятие — совокупность сложных процессов построения зрительного образа окружающего мира. Это процесс работы глаз как зрительного органа человека и головного мозга, куда посылаются импульсы, полученные рецепторами глаз.

Работая над умением рассматривать объекты, картины и т. д., мы решаем следующие задачи:

— формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;

— расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;

Публикация «Картотека игр для развития зрительного восприятия» размещена в разделах

— формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся, зрительно обследовать его;

— совершенствование зрительно-двигательной координации;

— формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности

1. Игра «Веселые насекомые»

Цель: развитие логического, образного и пространственного мышления, развитие цветовосприятия и мелкой моторики.

Оборудование: игровые поля в клетку, картинки насекомых, схемы с цветными точками. (Приложение А)

Предварительная работа:

Перед началом работы подготовьте весь необходимый материал. Покажите ребенку насекомых, спросите знает ли он, как они называются и каким они цветом.

Ход игры:

1-ый вариант (по схеме)

- Ребенку предлагается расселить насекомых по домам по предложенной схеме. Ребенок должен повторить расположение насекомых на схеме с изображением цветных кругов, обозначающих их расцветку.

Примечание: не говорите заранее ребенку, что цвет кружочка на схеме соотвествует цвету насекомого, пусть ребенок сам попробует догадаться. Если ребенок не может понять, что делать то помогите: «Посмотри на круг, какого он цвета? А есть ли такого цвета насекомое у нас? Кто это? Значит куда мы его посадим?»

2-ой вариант:

- Ребенок сам раскладывает насекомых на игровом поле, а замет кружочками зарисовывает их расположение на шаблоне.

3-ий вариант:

- Ребенку предлагается расселить насекомых по словесной инструкции.

Воспитатель : - Возьми божью коровку и засели ее в верхний левый угол, пчелу засели слева от божьем коровки. Муху засели третий столбик во вторую клетку и т. д.

2. «Игры с динозаврами»

Цель: развитие зрительного восприятия детей, концентрации внимания, развитие цветовосприятия, развитие наглядно-образного мышления.

Оборудование: цветовой круг, круг с динозаврами, черно-белые игровые поля, цветные игровые поля, стирающиеся маркеры. (Приложение Б)

Предварительная работа: Повторить с детьми цвета.

Ход игры:

1-ый вариант (с цветовым кругом)

Ребенка знакомят с цветовым кругом, повторяют цвета. Затем ребенку раздаются игровые поля с цветными динозаврами. Воспитатель предлагает детям посоревноваться и проверить, кто сможет быстрее найти всех динозавров. Воспитатель вращает стрелку, потом ребенку дается задание: найти всех динозавров, того цвета на который показывает стрелка на цветовом круге и зачеркнуть их маркером на игровом поле. Кто быстрее все сделал, звенит в звонок.

2-ой вариант (круг с динозаврами)

Ребенка знакомят с кругом с динозаврами. Дети рассматривают динозавров, находят отличия. Затем ребенку раздаются поля с бесцветными динозаврами. Воспитатель предлагает детям посоревноваться и проверить, кто сможет быстрее найти всех динозавров. Воспитатель вращает стрелку, потом ребенку дается задание: найти такого динозавра, на которого показывает стрелка на и зачеркнуть его маркером на игровом поле. Кто быстрее все сделал, звенит в звонок.

3-ий вариант (цветовой круг и круг с динозаврами)

На стол выставляется цветовой круг и круг с динозаврами. Затем детям раздаются поля с цветными динозаврами. Воспитатель предлагает детям посоревноваться и проверить, кто сможет быстрее найти всех динозавров. Вращаются стрелки на обоих кругах. Ребенку дается задание: найти такого динозавра, на которого показывает стрелка на круге с динозаврами и такого же цвета как показывает стрелка на цветовом круге и зачеркнуть его маркером на игровом поле. Кто быстрее все сделал, звенит в звонок.

3. «Собери мозаику»

Цель: развитие воображения, внимания, сенсорного восприятия, усидчивости, зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: цветные круги, схемы для выкладывания мозаики (цветные и черно белые, контейнеры для сортировки. (Приложение В)

Ход игры:

1-ый вариант (сортировка по цветам)

Ребенку показывают цветные круги, сделанные из воздушного пластилина (можно использовать цветные пуговицы). Ребенок рассматривает круги, ощупывает их. Затем ребенку показывается контейнеры с цветными крышками (цвета на контейнере совпадают с цветами кругов). Дается задание разложить круги по цветам в контейнер. Для младших детей (от 3-4, даются основные цвета – синий, желтый, красный, зеленый. Детям старше 4, можно добавлять больше цветов, включать оттенки основных цветов ( например: темно зеленый и светло зеленый, розовый, фиолетовый и т. д.)

2-ой вариант (с цветными образцами)

Ребенку предлагаются цветные картинки с пустыми кружками. Ребенок должен в пустые кружки положить круг по цветам. ( например: картинка желтый самолет с пустыми кружками, нужно выложить пустые места желтыми кругами)

3-ий вариант (черно-белыми образцами)

Ребенку предлагаются черно-белые картинки с пустыми кружками. Ребенок должен сам в каждый пустой кружочек подобрать цвет и положить круг.

4. «Найди пирамидку»

Цель: развитие логического и пространственного мышления, формирования у детей умения анализировать предметы, расширение кругозора.

Оборудование: карточки-картинки цветных пирамидок и карточки с их видом сверху. (Приложение Г)

Ход игры:

Воспитатель : Попробуй представить, что ты взлетел на самолете и увидел, пирамидки сверху. Рассмотри эту пирамидку (воспитатель показывает картинку-карточку пирамидки). Как будет выглядеть эта же пирамидка, если посмотреть на нее сверху из самолета?

Задание: Ребенку необходимо найти вид сверху для каждой пирамидки.

5. Игра «Подбери окрас»

Цель: развивать зрительное внимание, память; развитие быстроты мышления и зрительно-поисковой деятельности. Формировать интерес к животным и растениям, упражнять в умении соотносить цветные карточки с животными и растениями.

Оборудование: прозрачные силуэты животных, овощей и фруктов; цветовые карточки, карточки с настоящим окрасам животных, овощей и фруктов; приближенные картинки животных, овощей и фруктов.

Ход игры:

1-ый уровень

Ребенку предлагается по силуэтным картинкам узнать животного, овощи и фрукты. (после того как ребенок угадал, можно предложить ему, соотнести силуэтную картинку с изображением животного, овоща или врукта.

2-ой вариант

Воспитатель : Посмотри животные (овощи, фрукты, потеряли свой окрас и стали прозрачными. Помоги им найти свой цвет.

Детям предлагается подобрать к прозрачным силуэтным картинкам животных (овощей, фруктов) необходимый цвет, и наложить силуэтную картинку на цветовую карточку.

3-ий вариант

Ребенку предлагается найти и наложить силуэтную картинку животного (овоща, фрукта) на карточку с настоящим окрасам животного (овоща, фрукта).

6. Игра «Спаси шарики из паутины»

Цель: развитие зрительного внимания, цветовосприятия, координации движений и мелкой моторики, формирования навыков ориентировки на плоскости.

Оборудование: цветные шарики (помпоны, прищепки, щипцы, контейнеры, веревка, лотки от яиц. (Приложение Д)

Ход игры:

1-ый уровень

Воспитатель сразу обговаривает с ребенком, что доставать шарики из паутины руками нельзя, паутина будет прилипать к рукам. Поэтому используется прищепка или шипцы.

Ребенок должен спасти все шарики из паутины с помощью прищепки (или пинцета, переложив из в отверстие лотков от яиц.

2-ой вариант

Воспитатель дает ребенку указания, какие шарики он должен достать и куда он должен их разместить. Для выполнения задания ребенок использует прищепку или щипцы.

Например: Возьми желтый шарик и положи его в верхний левый угол. Возьми два красных шарика и положи их в нижний правый угол. Возьми синий шарик и положи его справа от желтого шарика и т. д.

3-ий вариант

Для спасения шариков из паутины, ребенку предлагаются схемы, в соответствии с которыми он должен выложить шарики в лотки из-под яиц.

7. Игра «Коврик-головоломка»

Цель: развитие зрительного восприятия, логического мышления и концентрации внимания.

Оборудование: поле с цветными кружками; палочки с 3 цветными кружками.

Ход игры:

Перед ребенком раскладывается коврик-головоломка, перед началом игры можно повторить цвета, попросить ребенка найти на коврике круг с заданным цветом. Затем ребенку выкладываются на стол палочки с кружками (на каждой палочке 3 круга разных цветов). Ребенок выбирает палочку, рассматривает круги на палочке. Затем ребенок должен найти на коврике такие же кружочки, в такой же последовательности, как и на палочке, и соединить палочку с ковриком.

Задание: Необходимо заполнить весь коврик палочками с кружочками, так чтобы цвета кругов на палочках и их последовательность, совпадала с кругами на коврике-головоломке.

8. Игра «Любопытная змейка»

Цель: развитие усидчивости, воображения, образного мышления, зрительно-моторной координации.

Оборудование: поле с цветными квадратами и отверстиями, шнурки, каточки с цветными квадратами. (Приложение Е)

Ход игры:

1-ый вариант игры

Ребенок вытягивает карточку с цветными квадратами и в той же последовательности, как и на карточке, продевает шнурок-змейку через отверстия на поле в нужных по цвету квадратах.

2-ой вариант игры (тренировка памяти)

Перед ребенком выкладывается карточка с цветными квадратами, дается некоторое время на запоминание. Затем карточка убирается, а ребенок по памяти продевает шнурок-змейку через нужные квадраты на игровом поле.

9. Игра «Сбалансированный шар»

Цель: развитие усидчивости, зрительно-моторной координации.

Оборудование: коробочка, картинки-вкладыши, шарики (Приложение Ж)

Ход игры:

Воспитатель : - Помоги шарикам, занять свое место на картинке, для этого поворачивай коробку, в разные стороны, вправо, влево, вверх и вниз, главное делай это медленно, что бы шарики от тебя не убежали.

Задание: Ребенок должен перемещать коробку, чтобы уместить все шарики в специальные отверстия. Для того чтобы игра была интереснее, используются разные сюжетные вкладыши, которые можно менять.

10. Игра «Пирамидка из животных»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления. Развитие конструктивного праксиса, памяти, наблюдательности и усидчивости.

Оборудование: картинки животных, карточки-картинки теневых пирамидок из животных. (Приложение З)

Ход игры:

Воспитатель раздает детям карточки-картинки с теневыми пирамидками из животных. Предлагает детям рассмотреть карточки. Затем воспитатель говорит, чтобы ребенок построил такую же пирамидку из животных, как изображено у него на карточке-картинке.

Задание: Ребенок должен угадать по теневым силуэтам животных и выложить пирамидку из животных, использую уже цветные картинки животных.

После выполнения задания воспитатель задает вопросы : Кто стоит на поросенком? Кто стоит под курочкой? Кто находится между коровой и львом?

Можно выкладывать пирамидки из животных по словесной инструкции.

11. Игра «Тактильные мешочки

Цель: Развитие тактильного восприятия, мелкой моторики осязания, мышления, развитие речи.

Оборудование: мешочки с разнообразным наполнением: «тыквенные семечки», «горох», «гречка», «овсянка», «орехи», «фасоль», «перловка», «пшено», «макароны-спирали», «макароны-ракушки», «трубочки», «вата»; карточки-иллюстрации предметов в мешочках.

Ход игры:

1. «Угадай, что внутри»

В игре участвуют от двух до пяти участников. Задача каждого игрока выбрать тканевый мешочек, нащупать, что внутри мешочка, описать размер, форму, определить твердые или мягкие предметы находятся внутри, холодные или теплые и ответить на вопрос, что внутри мешочка.

2. «Подбери картинку»

Ребенок выбирает тканевый мешочек, ощупывает его, определяет, что внутри. Затем ребенок должен найти картинку, на который изображен предмет находящейся у него в мешочке. Можно проиграть наоборот. Воспитатель показывает ребенку картинку с наполнителем тканевого мешочкам, а ребенок должен подобрать к нему мешочек.

12. Игра «Косолапый мишка»

Цель: формировать представления о геометрических фигурах, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Оборудование: карточки-картинки медведя и его частей тела.

(Приложение К)

Ход игры:

Воспитатель : Смотрите, косолапые мишки растеряли свои лапы и перепутали их. Помоги каждому мишки найти его лапки. На каждой лапке нарисован предмет, такой же формы, как и фигура на животе у мишки.

Задание: Ребенку предлагается выбрать туловища медведя на животе у которого изображена одна из геометрическая фигура. Ребенок должен подобрать медведю лапы, на которых нарисованные предметы, соответствующие по форме фигуре, изображенной на медведе.

13. Игра «Геометрическое лото»

Цель: формировать представления о геометрических фигурах, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Оборудование: карты с нарисованной геометрической фигурой разделённые на 6 квадратов, набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм. (Приложение Л)

Ход игры:

Дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделённая на 6 квадратов. В левой стороне изображена геометрическая фигура. Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.

Педагог предлагает детям закрыть пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той или иной формы. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. В процессе проверки дети называют предметы и их форму. Игра повторяется 2 – 3 раза со сменой карточек.

14. Игра «Геометрические пуговицы»

Цель: развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности, закрепить знание и название геометрических фигур, развивать мышление, внимание, память. Развитие зрительной памяти, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах. Учить отбирать предметы по названному признаку, чётко выполнять задание, развивать быстроту реакции. Закреплять знание цветов.

Оборудование: пуговицы в форме геометрических фигур 4 основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, шнурочки, карточки-образцы с контурным изображением фигур для запоминания.

Ход игры:

1 вариант:

Играющий протягивает шнурок через пуговичку.

А) все красные фигуры,

б) все жёлтые фигуры,

в) определённые геометрические фигуры, например: красный круг, жёлтый ромб, красный овал и т. Д.

2 вариант:

Дети выкладывают в определённом порядке геометрические фигуры ( например: красный круг, жёлтый треугольник, называют фигуры.

Для проигрывания этого варианта, можно использовать словесную инструкцию, а можно карточки-схемы. Также можно составлять логические ряды. Ребенку показывается на карточке схема-начало логического ряда, а дальше он продолжает сам.

3 вариант:

Кто быстрее соберёт фигуры своего цвета. Ребё нок выбирает себе цвет: жёлтый или красный.

15. Игра «Потеряшки»

Цель: обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения;

Оборудование: схемы-картинки с животными, карточки-картинки каждого животного в 3-ех размерах (большой, средний, маленький)

Ход игры:

Воспитатель : Посмотри у уток потерялись друзья. Нужно им помочь. А вот и друзья уток (на стол выкладываются три картинки такой же утки только в разных размерах). Посмотри, они одинаковые? Чем отличаются? (размером). Есть утка большая, средняя и маленькая. Каждой утки нужно найти одного друга. Чтобы узнать, кто-чей друг посмотри на круги возле уток. Если возле утки закрашен большой круг, то ее друг большая утка. А если возле утки закрашен маленький круг, то какая утка будет ее другом? Правильно маленькая.

16. Игра «Волшебные палочки»

Цель: развитие тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, а также игра служит обучающим средством в развитии навыков самообслуживания.

Оборудование: цветные палочки из фетра с пуговицами, цветные деревянные палочки на липучках, карточки-образцы. (Приложение М)

Ход игры:

Детям предлагается 9 цветных палочек с пуговицами из фетра (белого, желтого, фиолетового, розового, оранжевого, голубого, коричневого, красного и синего цвета). Также предлагаются деревянные палочки на липучках на группу из 5 человек. Из этих палочек дети могут строить колечки, различные фигуры и другие постройки. Также к палочкам прилагаются карточки-образцы для постройки цепочек из колец и фигур (палочки из фетра используются для постройки колец и фигур, деревянные палочки для создания фигур и других построек). Карточки можно использовать для тренировки памяти детей. Дети смотрят на карточку запоминают что на ней изображено и из каких палочек построена, а затем воспроизводят постройку по памяти.

17. Игра «Следопыты»

Цель: стимулировать речевое развитие ребенка, развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца, развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия.

Оборудование: лупа, карточки с картинками большого и маленького размера

Ход игры:

В игре два вида карточек (карточки с изображением предметов маленького размера и карточки с изображением предметов большого размера, а также лупа. Дети под лупой рассматривают карточки с изображением маленького размера, называют что изображено на карточке, а потом подбирают к этой карточке пару с изображением большого размера.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии по развитию зрительного восприятия формы «Четырехугольники»Фотоотчет о занятии по развитию зрительного восприятия формы «Четырехугольники» Развитие представлений о форме предметов у детей с нарушением зрения обусловлено состоянием зрения, поэтому часто бывает, что даже в старшем.

Интеллектуально-познавательная игра «Аквамозаика» по развитию зрительного восприятияИнтеллектуально-познавательная игра «Аквамозаика» по развитию зрительного восприятия Настольные игры – отличный способ с пользой провести время. Это не только развлечение для детей, а отличный способ с удовольствием провести.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия «Волшебные палочки» для дошкольников с нарушением зренияКоррекционное занятие для развития зрительного восприятия «Волшебные палочки» для дошкольников с нарушением зрения Коррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Волшебные палочки» для дошкольников с нарушением зрения. Цель: создание рисунка.

Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зренияКоррекционные игры для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения Коррекционные игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. У дошкольников с нарушением зрения нарушено.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышленияНесколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр для развития зрительного восприятия
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 14:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД