Охрименко Надежда
Картотека игр на развитие фантазии в продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 135»
г. Магнитогорска
Картотека игр на развитие фантазии в продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Выполнила воспитатель: Н. В. Охрименко
«Несуществующее животное»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Публикация «Картотека игр на развитие фантазии в продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
Ход игры: если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует :" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "
«Продолжи рисунок»
Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.
Материал: листы бумаги, на которых нарисованы разные фигуры, карандаши.
Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?
«Клякса»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.
Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.
Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
«Нарисуй настроение»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Материал: бумага, акварельные краски
Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.
«Рисунки с продолжением»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Материал: бумага, акварельные краски
Ход игры: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.
«На что похожи облака?»
Цель: развивать фантазию детей.
Ход игры: дети рассматривают облака разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме. Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.
«Угадай настроение»
Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица.
Ход игры: педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т. д.
Пластический этюд «Алёнушка»
Цель. Продолжать знакомить детей со сказочным жанром живописи. Показывать настроение переданное художником на картине, а также позу и эмоциональное состояние.
Материал: картинки из сказок.
Ход игры: по желанию ребёнок изображает позу девушки изображённой на картине и её настроение, и затем предлагает свой вариант её действий дальше
«Найди в природе яркие и блёклые цвета»
Цель: Учить детей находить цветовые контрасты в окружающей природе, называть их.
Ход игры: Педагог предлагает подойти всем детям к окну и найти в «Пейзаже из окна» яркие и блёклые цвета в предметах, растениях, природных явлениях
«Чем может быть…»
Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.
Материал: палочки, пуговицы, трубочки, колечки.
Ход игры: педагог раздает детям материал. Дети выполняют задание.
«Фантазёры»
Цель: развитие воображения, образного мышления.
Материал: пластилин, зубочистки, вата, цв. бумага т. д. .
Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение.
«Необычные картины»
Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Материал: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов; природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений; лист картона.
Ход игры: на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.
«Художник в зоопарке»
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Материал: разрезные картинки разных животных и сказочных персонажей.
Ход игры: Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей. Дети выполняют.
«Сказочная птица»
Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.
Материал: 8-10 овалов разной величины, формы и цвета; части птиц разной формы, величины и цвета.
Ход игры: Педагог раздает детям овалы; отдельные части птиц. Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.
«Веселое соревнование»
Цель: учить создавать многое из одного.
Материал: листы, с изображением разных фигур; карандаши или фломастеры.
Ход игры: Педагог раздает детям листы-матрицы и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.
«Составление изображений объектов»
Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
Материал: геометрические фигуры.
Ход игры: Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.
«Придумай животное»
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Материал: разные фигуры, вырезки из книг и журналов.
Ход игры: Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей.
«Ощипанный портрет»
Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.
Материал: листы бумаги.
Ход игры: Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать. Дети выполняют.
«Двойное изображение»
Цель: учить видеть образ в рисунке.
Материал: листы бумаги, акварельные краски.
Ход игры: Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета
«Обведи свою ладонь и оживи»
Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.
Материал: листы бумаги, карандаши, акварельные краски.
Ход занятия: дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно
«Карточки с картинками»
Цель: развивать творческое воображение, речь и навыки общения.
Материал: вырезки животных из журналов, картон.
Ход игры: Подберите журнал, где есть много изображений животных и предметов, которые знакомы вашему ребенку.
Вырежьте картинки из журнала и наклейте их на картонные карточки, создав своего рода карточную колоду.
Вытащите карту из колоды.
Если вы вытянули изображение кошки, пусть ваш ребенок притворится кошкой.
«Космическое путешествие»
Цель: развивать у ребенка творческое воображение, фантазию.
Материал: листы бумаги, карандаши.
Ход игры: Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.
Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.
Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
«Буквы»
Цель: закрепить звуки и буквы, развивать воображение.
Материал: карточки с буквами, листы бумаги, карандаши.
Ход игры: изучая алфавит, спрашивайте у детей, на что похожи буквы. Ведь все буквы на что-то похожи. «Г» похожа на подъемный кран, «О» - на спасательный круг, «Ш» - на грабли.
Пусть ребенок попробует нарисовать те предметы, на которые похожи буквы (постарайтесь не останавливаться на одном сравнении, а найти хотя бы 3-5 похожих на букву предметов).
«Добрые – злые»
Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.
Материал: карточки с контурным изображением двух фей (королей, волшебников, принцесс и пр.) (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).
Ход игры: Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит : «На листе бумаги вы видите изображения двух фей. Представьте себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая фея, дорисуйте и раскрасьте лица и одежду. Возможно вы захотите изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших фей».
Выигрывает ребенок, который наиболее точно и полно отразил в рисунке эмоциональное состояние и внешний вид персонажей.
Примечание: Можно предложить детям изобразить фей при помощи мимики и пантомимы и выбрать ребенка, который, используя выразительные движения, создал наиболее яркие образы.
«Если бы я писал книгу»
Цели: Развитие способности трансформировать характеристики знакомых объектов. Развитие невербальной оригинальности и гибкости.
Материал: листы бумаги, карандаши.
Ход игры: Попросите детей вспомнить, как выглядит слон Дамбо из диснеевских мультфильмов (слон с большими ушами, при помощи которых он может летать). Объясните детям, что авторы детских книг часто берут обычных животных и наделяют их какими-либо необычными чертами и особенностями. Из-за этого они становятся яркими и запоминающимися.
Попросите детей перечислить запомнившихся им героев с необычными чертами (Чебурашка, Микки Маус и т. д.).
Нарисуйте на доске обычную собаку и попросите детей дорисовать ей что-либо или изменить как-нибудь, чтобы она стала обладать какими-либо выдающимися особенностями. Они могут нарисовать ей крылья, дополнительные лапы, глаза, увеличить голову и т. д., а также дать имя этой собаке. Имя, а не название.
После этого дети могут достать из альбома листы с заданием. Пусть они представят, что они сочиняют истории о необычных животных. Попросите их, чтобы они изменили животных на листе задания так, чтобы эти животные стали очень необычными и, подчеркните, обладали какими-то уникальными для этих животных способностями. Предложите детям дать имена своим животным, которые бы отражали их новые способности.
После того как они закончат, пусть покажут свои работы. Похвалите рисунки, особенно те, в которых есть необычные и умные идеи. Можно сделать выставку детских работ.
«Заколдованный лес»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Материал: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).
Ход игры. Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит : «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой-невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».
Выигрывает ребенок, который создал целостное изображение леса, используя все данные элементы.
Примечание: Для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.
«Закорючки»
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: Листы бумаги, карандаши или фломастеры.
Ход игры: Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
«Камушки»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Материал: листы бумаги с изображением морского берега (это может быть просто полоска желтого цвета – песок и полоска синего — вода, на берегу нарисуйте несколько камушков (5-6) разной формы. Каждый камушек должен быть похож на несколько разных предметов, животных, человека. Может быть несколько камушков одинаковой формы; карандаши или фломастеры.
Ход игры: Раздаете детям листочки с начатым изображением. Объясняете ребёнку, что по берегу моря только что прошел волшебник и заколдовал, превратил в камушки все, что было на берегу. Чтобы все расколдовать, надо догадаться, что же здесь такое.
Помогите придумать про каждый камушек несколько вариантов. После ответа ребёнка выберите один из вариантов и вместе с ним дорисуйте «камушек» так, чтобы получилось полное изображение придуманного предмета.
Если Вы рисуете круг: это пуговица, яблоко, солнышко, сладкая ватрушка.
А камушек в форме капли похож на туловище человечка, морковку и т. д.
«Медали»
Цель: развивать творческое воображение, мышление и фантазию.
Материал: вырезанные медальки круглой формы, акварельные краски.
Ход игры: Предложите детям нарисовать медали «За шоколадолюбие», «За лучшую лужепроходимость», «За лучшее шнуркозавязывание» и т. д.
Можно нарисовать медаль бабушке «За лучшие связанные варежки», папе «За самые красивые усы» и т. д.
«Письмо»
Цель: развивать мышление, речь, фантазию.
Материал: листы бумаги, карандаши.
Ход игры: когда-то люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в письмах. Предложите детям написать своим друзьям рисованное письмо. Например, пусть ребенок напишет своему другу «Пойдем вечером играть в футбол», «Подари мне на день рождения щенка».
А можно просто попросить детей написать письма-рисунки друг другу, а потом проверить, поймет ли адресат, что ему было передано в этом письме.
«Продолжи рисунок»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Материал: для этой игры вам понадобятся чистые листы бумаги и карандаши. Рисовать также можно мелом на асфальте, палкой на песке или на снегу.
Ход игры: вы по очереди рисуете друг для друга заготовки для будущих рисунков. Это могут быть круги, точки, штрихи, спирали, разные закорючки.
Вы можете делать разные наброски: спонтанные и с подсказками. Перед игроками стоит творческая задача: придумать из элемента законченный рисунок. Это может быть предмет, растение, человек, животное и т. д. Возможно, сначала ребенку будет трудно придумать что-нибудь оригинальное, и он будет рисовать по вашему образцу. Покажите ему, как из простой закорючки появляются гриб, яблоко, облако, клоун, бабочка или улыбка Чеширского Кота. Попробуйте нарисовать совместный рисунок в несколько этапов. Например, вы начинаете, малыш продолжает, далее из этого же рисунка вы придумываете что-то новое, меняя задумку, добавляя новые штрихи. Конечный «продукт» может получиться весьма оригинальным инопланетным существом или экзотическим фруктом.
«Силуэты фигур»
Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков, художественного вкуса.
Материал: карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).
Ход игры. Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит : «Перед вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. Дорисуйте то, что необходимо, и раскрасьте рисунки».
Выигрывает ребенок, который на основе силуэтного изображения создал наиболее детальный и красочный образ.