Дарья Степанцева
Картотека игр по финансовой грамотности дошкольников!
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Пояснительная записка …. 3
2. Дидактические игры по формированию
основ финансовой грамотности …. 4
3. Дидактические игры по формированию основ
финансовой грамотности для детей 6 –7 лет…. 10
4. Заключение …. 13
5. Список литературы …. 14
Публикация «Картотека игр по финансовой грамотности дошкольников!» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Пояснительная записка.
Финансовая грамотность для дошкольников - это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления, в области финансов включая, творчество и воображение. Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.
Проблема формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время превратилась в актуальную. Отражение необходимости повышения финансовой грамотности граждан лежит в основе нормативных документов. В 2018 году появился ряд основополагающих документов, которые закрепили серьезность намерений государственной власти повысить финансовую грамотность населения. Это - «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ» и «Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года», где финансовая грамотность рассматривается как ресурс и условие развития страны.
Начинать работу по формированию основ финансовой грамотности детей необходимо с дошкольного возраста, так как данный период является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально—правовых основах рынка, которыми, по мнению Б. Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».
Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, что определяется ФГОС дошкольного образования. Несмотря на то, что экономическое воспитание дошкольников за рубежом имеет длительную историю Д. Лассар, Б. ПэрэД. Фридман, Дж. Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон и др., в России внимание на экономическое воспитание дошкольников было обращено в последнее двадцатилетие.
Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как А. С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги — это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте. Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности одно из важнейших средств формирования знаний детей в области финансов.
Дидактические игры по формированию
основ финансовой грамотности.
1. «Что продается в магазине?»
Цель: формирование у детей представления о товаре.
Задачи:
1) Познакомить детей с понятием «товар».
2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.
3) Воспитывать в детях бережное отношение к денежным средствам.
Ход игры:
Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар».
Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность, то сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).
2. «Давай положим в корзинку…»
Цель: закрепление у детей представления о товаре.
Задачи:
1) Продолжать формировать у детей представление о товаре.
2) Учить выбирать товары по необходимости.
3) Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег»
со стоимостью «товара».
Ход игры:
Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…
- продукты для завтрака,
- подарок на день рождения другу,
- продукты для супа и т. п.
3. «Какой товар лишний?».
Цель: закрепление у детей понятия «товар».
Задачи:
1) Продолжать формировать у детей представление о товаре.
2) Учить выбирать товары по необходимости.
3) Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры:
Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?
4. «Что забыли положить в корзинку?».
Цель: формирование представления у детей о «категории товара».
Задачи:
1) Познакомить детей с понятием «категория товара».
2) Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.
3) Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры:
У каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.
5. «Все по полочкам».
Цель: закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
1) Закрепить понятие «категория товара».
2) Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).
3) Формировать умения соотносить «товар» и качества «товара».
Ход игры:
Предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.
Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в «магазине» и отбирает нужные карточки.
6. «Путаница».
Цель: закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
1) Закрепить понятие «категория товара».
2) Формировать умение определять «категорию товара».
Ход игры:
Пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.
7. «Что угодно для души».
Цель: формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.
Задачи:
1) Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.
2) Закрепить понятие «категория товара».
3) Формировать умения соотносить «товар» и качества «товара».
Ход игры:
Предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:
- сам ребенок, когда он голоден;
- семья, которая ждет гостей;
- мама, выбирающая подарок для дочки;
- папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т. п.
8. «Что сколько стоит».
Цель: познакомить с понятием «цена».
Задачи:
1) Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).
2) Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
3) Формировать умения классифицировать «товар»
Ход игры:
Отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).
Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.