ксения мартынова
Картотека игр с логическими блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с логическими блоками Дьенеша.
№ группы
1 Анализируем и выкладываем свойства и их отсутствие, пользуемся знаками-символами. 1.1 «Помоги муравьишкам»
1.2 «Угадай-ка»
1.3 «Найди клад»
2 Анализируем, сравниваем, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам. 2.1. «Дорожки»
2.2 «Домино»
2.3. «Найди пару»
2.4. «Две дорожки»
2.5. «Поймай тройку»
Публикация «Картотека игр с логическими блоками Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
3 Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по несовместимым свойствам. 3.1. «Где чей гараж» («Логическое дерево»).
3.2. «Засели домик»
4 «Читаем» схемы, следуем правилам 4.1. «Строители дорог»
4.2. «Вырастим дерево»
4.3. «Фантазеры»
4.4. «Сократи слово»
5 Анализируем, сравниваем, находим закономерности. 5.1. «У кого в гостях Вини-Пух и Пятачок?»
6 Ориентируемся на знаки-символы отрицания свойств и расшифровываем (декодируем) свойства. 6.1. «Помоги фигурам выбраться из леса»
6.2. «Построй дом»
6.3. «Лото»
7 Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства, пользуемся отрицанием и характеризуем блоки. 7.1. «Загадки без слов»
7.2. «Где спрятался Джерри?»
7.3. «Угадай фигуру»
8 Разбиваем и группируем по совместимым свойствам; характеризуем группы, пользуясь словами (логическими операторами) «все», «не», «и», «или». 8.1. «Раздели блоки - 1»
8.2. «Раздели блоки - 2»
1.1. «Помоги муравьишкам»
Цель: развитие устойчивой связи между образом свойства и словом, которое его обозначает, умения выявлять и абстрагировать свойства.
Материал: набор логических блоков, нарисованные домики по числу детей.
Ход игры.
Перед детьми выложены блоки (муравьишки).
Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы муравьишки – много детей – веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама – муравьишка научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.
Каждый ребенок получает домик. Ведущий указывает сразу три свойства блоков (муравьишек, которые должны попасть в домики (круглые, красные, большие или желтые, маленькие квадратные и т. д.).
1.2. «Угадай–ка»
Цель: может выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначает словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т. д.)
Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушка Буратино, карточки – символы.
Ход игры.
В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два свойства.
Например: какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы. При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую карточку – символ (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т. д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину и др.).
1.2. «Найди клад»
Цель: способен анализировать, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
Материал: 8 квадратных логических блоков, круги из бумаги («клады», карточки со знаками цвета, формы, размера, толщины (для II и III вариантов).
Ход игры.
I
Перед детьми лежат 8 квадратных блоков : 4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький толстый). Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различный свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.
Здесь и далее звездочкой отмечены авторские разработки заданий. – Ред. Ведущий (это может быть воспитатель, родитель или ребенок) вначале сам исполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если неверно – «нет». Например, ведущий спрашивает: «Клад под синим блоком?» «Нет», - отвечают дети. – Под желтым? – Нет. – Под большим? – Нет. – Под толстым? – Да.
Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет – продолжает поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.
При повторении игры блоки меняют по форме и цвету (желтые и красные треугольники, синие и желтые прямоугольники или синие и красные круги и т. д., увеличивается их количество за счет присоединении фигур оставшегося цвета.
II
У ведущего карточки – свойства. Количество блоков увеличивается до 16. В их число входят все блоки одного цвета, но разной формы, размера и толщины. Игрокам нужно угадать любые два свойства той фигуры, под которой спрятан клад. При поиске клада они указывают сразу два свойства. На каждое указанное свойство ведущий выставляет карточку с соответствующим знаком. Например: - Под круглой большой фигурой? – Нет. – Под квадратной маленькой? – Под квадратной (выкладывает карточку «квадрат», но не под маленькой. – Под квадратной большой? – Да (добавляет к ранее выставленной карточку «большой»).
Поднять блок и проверить, если под ним клад, может только тот, кто правильно указал оба свойства блока.
При повторении игры следует взять блоки другого цвета.
III
Количество блоков – 24 : все одинаковые по размеру, но разные по форме, цвету, толщине или все одинаковые по толщине, но разные по форме, цвет, величине.
Когда кладоискатели ищут клад, они должны указывать сразу три свойства. Ведущий подтверждает каждое угаданное свойство карточками – свойствами.
Например: - Под красным большим круглым? – Под красным (выкладывает «красный цвет»), но не под большим и не под кругом. – Под красным маленьким треугольником? – Под красным маленьким (добавляет к выложенной карточке еще одну «маленький», но не под треугольником. – Под красным маленьким квадратом? – Да (выставляет еще одну карточку «квадрат»).
Тот, кто правильно назвал все три свойства, поднимает указанный блок. Найденный клад забирает себе.
2.1. «Дорожки»
Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначения).
Ход игры.
На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика – дом Наф – Нафа, Ниф – Нифа и Нуф – Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.
Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета.
Дети по очереди выкладывают блоки. Тот, кто заметит ошибку, забирает «ошибочный» блок себе. Ребенок, собравший наибольшее число таких блоков, получает право первым начать строительство. Он выбирает, между какими домиками будет строиться следующая дорожка.
Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.
Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков – вагончиков и т. д. (В старшем дошкольном возрасте дети могут не выкладывать, а рисовать в тетрадях дорожки, мостики, цепочки из фигур.)
II
Усложняются правила построения дорожек. Требуется, чтобы дети при выполнении задания ориентировались сразу на два свойства. Правила построения дороже придумывает не только взрослый, но и сами дети.
III
Правила построения дорожки еще больше усложняются: требуется учет трех свойств:
В старшем дошкольном возрасте дети могут не выкладывать, а рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур.
2.2 «Домино»
Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер, толщину; сравнивает предметы по заданным свойствам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
I
В игре участвуют четыре человека. Фигуры делятся поровну между игроками. Игроки договариваются о правилах игры: прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета. Один из игроков (его можно определить считалкой) делает первый ход – кладет на стол любую фигуру. Остальные по очереди выкладывают свои фигуры в соответствии с правилами.
Тот, кто первым выложит все фигуры, становится ведущим и делает первый ход в следующей игре. Правила меняются: ходить фигурами другой формы или другого размера.
II
В правилах игры указываются два свойства, которые должны учитывать игроки. При повторении игры правило выкладывания фигур обязательно меняется.
III
В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по цвету и форме; фигурами другого цвета, размера и формы и т. д.
2.3 «Найди пару»
Цель: проявляет внимание, способен анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. Работает в парах.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары – набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру, второй ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок.
Побеждает тот, кто соберет больше фигур.
2.4. «Две дорожки»
Цель: выделяет и абстрагирует свойства; сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
I
Играют двое в паре (желательно ребенок и взрослый). Каждый участник берет из набора пять разных фигур, перемешивает их и складывает стопкой. Играющие по очереди строят дорожки из своих фигур. Сначала первый игрок выкладывает все фигуры перед собой в ряд, начиная с верхней в стопке. Получается дорожка. Второй игрок по порядку к каждой фигуре соперника приставляет свою, начиная с верхней фигуры в своей стопке. Если он находит какое – то одно общее свойство между своей фигурой и фигурой соперника (цвет, форма или размер, то забирает себе его фигуру. Побеждает тот, кто наберет больше фигур.
II
Игрок забирает фигуру из дорожки соперника себе в том случае, если она похожа или отличается от его фигуры двумя свойствами: такая же по цвету и форме, по цвету и размеру, по размеру и форме или другая по цвету и форме, по цвету и размеру, по размеру и форме.
Количество фигур у каждого игрока постепенно увеличивается до 10.
При повторении игры правила меняются. Взрослый постоянно поощряет придумывание новых правил самими детьми.
III
Игрок выигрывает фигуру соперника в том случае, если она отличается от его собственной тремя свойствами (цветом, формой и размером).
Количество фигур у игроков постепенно увеличивается до 12.
Вместо плоских логических фигур здесь лучше использовать объемные блоки, они увеличивают вероятность выигрыша фигуры соперника. Ее можно выиграть в нескольких случаях: если она отличается цветом, формой и размером; цветом, формой и толщиной; цветом, размером и толщиной или формой, размером и толщиной. Это повышает интерес к игре.
3.1. «Где чей гараж?»
Цель: умеет оперировать сразу четырьмя свойствами предмета, абстрагирует, декодирует информацию.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки – домики, прямоугольники по размеру клеток на карточке (40 шт.).
Ход игры.
В игре принимают участие 5 человек: ведущий и строители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого строителя карточка – домик и прямоугольники – «кирпичики». Задача строителей – построить свой дом. Ведущий по очереди вынимает из мешочка блоки или из конверта фигуры, называет их форму. Тот, кто находит соответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником – «кирпичиком». Ведущим становится тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит вой дом).
Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер).
II
Используются карточки, которые требуют выделения двух свойств.
III
Используются карточки, которые требуют ориентировки на три - четыре свойства.
3.2 «Засели домики»
Цель: различает и называет свойства предмета, оперирует сразу четырьмя свойствами.
Материал: логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков.
Ход игры.
Перед детьми – таблица. На ней нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города – фигуры – никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).
Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры, в каких комнатах должны поселиться.
Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце проверяют, называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире, какие они.
Упражнение повторяется. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками, а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков). Взрослый поощряет самостоятельный выбор основания классификации.
Примечание: Для упражнений с блоками необходимо увеличить изображения домиков. Их можно располагать на полу, на столе, на коврике и в другом удобном месте.
II
При заселении домиков дети классифицируют фигуры сразу по двум свойствам.
От заселения двухэтажных домов дети переходят к заселению трехэтажных. Эти упражнении можно организовать по – другому – как игру. Для этого дети разбиваются на пары. У каждой пары – домик и набор фигур. Игроки совместно определяют правила расселения фигур и по очереди выкладывают их в домик. Если кто – то допускает ошибку, он забирает ошибочную фигуру как штрафную. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фигур. Он может определять правила нового расселения фигур в домике.
III
Дети классифицируют фигуры (блоки) сразу по трем свойствам. Перед детьми сразу два домика: большой и маленький. Их задача – расселить фигуры в два домика так, чтобы в каждой клеточке – квартире оказались все одинаковые фигуры. При этом в маленьком домике поселяются маленькие фигуры, а в большом – большие.