Лучший педагог года

Картотека игр с палочками Кюизенера

Екатерина Углова
Картотека игр с палочками Кюизенера

Картотека игр с палочками Кюзинера.

Игровое упражнение «Веселое путешествие»

Цель: закрепить представление детей о том, что палочки (полоски) каждого цвета имеют определенное число; продолжать упражнять в соотнесении цвета и числа; формировать навык самоконтроля.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски белого, розового и голубого цвета); цифры от 1 до 3.

Публикация «Картотека игр с палочками Кюизенера» размещена в разделах

Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает детям построить необычный «поезд» из цветных палочек (полосок).

«Пассажирами» этого «поезда» будут зайчики — белые палочки, каждая из которых обозначает число 1. Педагог предлагает посадить «зайчиков» в «вагончики» и узнать, сколько «пассажиров» поместится в каждом «вагончике». Дети практическим путем находят ответ: берут белые палочки (полоски) и накладывают на «вагончики» каждого цвета. Таким образом ребята могут найти ответы на вопросы: «Сколько "пассажиров" поедет в каждом "вагоне"? Почему?». Благодаря практическим действиям дети замечают, что в розовом «вагончике» помещается только два «пассажира», в голубом — три, т. е. палочка каждого цвета всегда обозначает определенное число. Затем педагог предлагает обозначить количество «пассажиров» цифрой.

Вариант 2. Игровые действия: предложить составить «поезд» из пяти палочек (желтого, белого, голубого, розового, красного цвета).

Игровое упражнение «Найди колпачок для гномиков»

Цель: упражнять детей в подборе палочки (полоски) нужного цвета и числового значения согласно словесному указанию взрослого; подвести к пониманию, что у каждого числа есть свой цвет; формировать навыки самоконтроля.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Игровые действия: педагог знакомит детей с «гномиками» (белые палочки, сообщает, что им очень не нравится быть одним, они любят совместные игры, поэтому ребятам нужно сгруппировать их по 2, 3, 4 и 5. Затем воспитатель предлагает подобрать каждой группе «гномиков» колпачок — палочку, равную по длине составленным вместе белым палочкам.

Игровое упражнение «Найди свой домик»

Цель: закрепить умение соотносить цветную палочку с цифрой; развивать память.

Материал: набор палочек Кюизенера; набор цифр от 1 до 5.

Вариант 1. Игровые действия: педагог, раскладывая цифры, сообщает, что каждый «домик» имеет свой номер, и предлагает заселить в домики «жильцов» (цветные палочки) так, чтобы каждой цифре соответствовала определенная цветная палочка.

Вариант 2. Игровые действия: подобрать для цветной палочки соответствующую цифру.

Игровое упражнение «Построй лесенку»

Цель: закрепить умение считать в прямом и обратном порядке до 5 (порядковый счет); развивать глазомер.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает составить «лесенку» для зверят из пяти палочек (от самой короткой до самой длинной). Затем дошкольники должны назвать «ступеньки» сверху вниз и снизу вверх, посчитать их по порядку.

1

2

3

4

5

Вариант 2. Игровые действия: составить вертикальную «лесенку» (от самой низкой до самой высокой палочки) и назвать «ступеньки», посчитать их по порядку.

Вариант 3. Игровые действия: построить двустороннюю лесенку с направлениями снизу вверх и сверху вниз, затем назвать «ступеньки» и посчитать их по порядку.

Игровое упражнение «Найди ступеньки»

Цель: закреплять умение называть числа-«соседей», сравнивать смежные числа; учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать глазомер.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Вариант 1. Игровые действия: составить «лесенку» и назвать все числа-«ступеньки», которые обозначают числа больше 3 (меньше 4; больше 2, но меньше 5; больше 3, но не 4 и т. д.).

Вариант 2. Игровые действия: назвать числа «ступеньки», соседствующие со «ступенькой», обозначающей число 2 (3, 4).

Вариант 3. Игровые действия: назвать числа «ступеньки», обозначающие числа до 4 (после 2; от 3 до 5; между 1 и 3 и т. д.).

Игровое упражнение «Лесенка сломалась»

Цель: подвести к пониманию того, что каждое число натурального ряда должно быть больше предыдущего на 1; развивать глазомер, память. Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Игровые действия: педагог составляет из палочек «лесенку», преднамеренно пропуская одну из палочек «ступенек». Обращает внимание дошкольников на то, что «лесенка» сломалась и предлагает им определить, какой «ступеньки» не хватает, а после — «отремонтировать» «лесенку» (вставить недостающую палочку).

Игровое упражнение «Составь палочку»

Цель: закреплять умение составлять число из двух меньших чисел в пределах пяти; развивать количественные представления; подводить к действиям сложения и вычитания.

Материал: набор палочек Кюизенера; набор цифр; арифметические знаки. Вариант 1. Игровые действия: составить для голубой палочки аналогичную по длине, но из двух меньших.

Затем детям предлагается с помощью цифр и знаков записать соответствующие примеры и определить результат: 2 + 1 = 3; 1 + 2 = 3.

Вариант 2. Игровые действия: «забрать» от голубой палочки белую и узнать, какая палочка останется, а затем записать данные действия в виде числового выражения с применением арифметических знаков: 3-1=2.

Игровое упражнение «Составь коврик»

Цель: учить составлять число из двух меньших чисел; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материал: набор палочек Кюизенера (или цветные полоски); набор цифр. Вариант 1. Игровые действия: взять палочку, обозначающую число 5, и положить ее перед собой, затем из двух меньших палочек составить число 5, подбирая всевозможные варианты.

После выполнения задания кто-нибудь из ребят называет, из каких двух меньших чисел состоит число 5. Например: 1 и 4 будет 5; 2 и 3 будет 5 и т. д. Вариант 2. Игровые действия: предложить взять цифры и, глядя на «коврик», составить примеры: 1 + 4 = 5; 2 + 3 = 5; 3 + 2 = 5; 4 + 1 = 5.

Игровое упражнение «Назови число — найди палочку»

Цель: упражнять в нахождении соответствия между числом и палочкой. Материал: набор палочек Кюизенера (или цветные полоски).

Игровые действия: педагог называет число, а дети определяют соответствующую ему палочку, затем показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает. Например: белая — 1; розовая — 2; голубая — 3 и т. д. Сначала числа называются по порядку, а затем вразбивку.

Величина.

Игровое упражнение «Дорожки длинные и короткие»

Цель: содействовать развитию представления о длине; закреплять понятия «длинный», «короткий», умение сравнивать предметы «на глаз»; развивать глазомер.

Материал: набор палочек Кюизенера (или цветные полоски).

Игровые действия: составить две «дорожки» : одну длинную для волка, вторую короткую для Красной Шапочки. «Дорожка» для волка должна быть как можно длиннее, чтобы ему не удалось попасть в домик к бабушке. Дети составляют «дорожки» из палочек любого количества и цвета, потом сравнивают их «на глаз».

Игровое упражнение «Заборчик»

Цель: содействовать развитию представлений о высоте; закреплять понятия «высокий», «низкий»; учить сравнивать два предмета по высоте «на глаз»; развивать глазомер.

Материал: палочки Кюизенера (полоски); игрушки двух размеров (или силуэты).

Игровые действия: «построить» «заборчики» для животных в соответствии с их ростом: высокий забор — для высокого животного, а низкий — для низкого. Воспитатель уточняет размеры животных, просит показать высокое и низкое. Дети самостоятельно отбирают палочки необходимой длины и «строят» «заборчик». Возможны разнообразные варианты

Воспитатель. Покажи низкий (высокий) «заборчик». Для какого животного ты его «построил»? Почему? — Какого цвета заборчик выше: белого или розового? Какого цвета заборчик ниже?

Игровое упражнение «Ленточки для котят»

Цель: содействовать развитию представлений о длине (длинный, короткий); учить сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения; развивать глазомер.

Материал: палочки Кюизенера (полоски); игрушечные котята.

Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает вниманию детей игрушечных котят и сообщает, что они очень любят играть с разноцветными ленточками, но ветер разбросал их вокруг. Воспитатель просит дошкольников собрать все «ленточки» (из цветных палочек) : сначала красного цвета, затем розового. Дети составляют «ленточки» из палочек одинакового цвета, а потом педагог предлагает сравнить их, например: «Одинаковые ли красные «ленточки» по длине?». Дети сравнивают эти «ленточки» методом наложения и убеждаются, что красные «ленточки» одинаковы по длине, так как концы палочек совпали (одна «спряталась» под другой). Аналогично сравниваются розовые «ленточки». Затем педагог предлагает сравнить между собой розовую и красную «ленточки» и ответить на вопрос: «Какая из них длиннее, а какая корочек.

Вариант 2. Игровые действия: сравнение «ленточек» происходит методом приложения.

Игровое упражнение «Лесенка широкая и узкая»

Цель: развивать представление о ширине (широкая, узкая); учить сравнивать два предмета по ширине; развивать глазомер.

Материал: по четыре синие палочки (полосы) для «стоек»; по четыре розовые и красные палочки (полосы) для «перекладин»; изображение Винни-Пуха и Пяточка.

Игровые действия: детям предлагается «построить» по две «лесенки» : широкую — для Винни-Пуха и узкую — для Пяточка. Задание выполняется самостоятельно.

Затем дошкольникам можно предложить ответить на вопросы. Воспитатель. Какую лесенку построили для Винни Пуха? (Широкую) — Какую лесенку

построили для Пяточка? (Узкую.) — Чья лесенка уже? Шире?

Игровое упражнение «Чудесный мешочек»

Цель: продолжать развивать представления о длине; учить подбирать палочки одинаковой и разной длины на ощупь, закрепляя метод наложения. Материалы: палочки Кюизенера; мешочек.

Игровые действия: педагог предлагает детям найти на ошупь в мешочке сначала две палочки одинаковой длины, затем разной. Вынимая палочки из мешочка, дети убеждаются в правильности или ошибочности своего выбора.

Игровое упражнение «Кроватки для трех медведей»

Цель: упражнять детей в построении сериационного ряда по принципу от широкого к узкому; закреплять умение сравнивать предметы по ширине; развивать глазомер, конструктивные способности.

Материал: палочки Кюизенера (полоски); персонажи из русской народной сказки «Три медведя».

Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает «сконструировать» для трех медведей разные по ширине «кровати». Дети совместно с педагогом решают, для кого они сделают самую широкую «кровать», для кого — по уже, а для кого — самую узкую. Задание выполняется самостоятельно.

После выполнения задания педагог предлагает показать «кровати» от широкой до узкой («самая широкая», «уже», «самая узкая») и назвать, для кого они их сделали.

Вариант 2. Игровые действия: показать и назвать «кровати» по ширине от узкой до широкой («самая узкая», «шире», «самая широкая»).

Игровое упражнение «Башенки высокие и низкие»

Цель: упражнять детей в построении сериационкого ряда по высоте (от высокого до низкого или от низкого до высокого); закреплять умение сравнивать предметы по высоте; развивать глазомер, конструктивные способности.

Материал: палочки Кюизенера (цветные полоски); игрушечный заяц.

Игровые действия: «построить» для зайчика три «башенки» разной высоты: от самой низкой до самой высокой. Дети самостоятельно выполняют задание, выкладывая палочки горизонтально (используются палочки одного цвета) или вертикально (используются палочки разных цветов).

Ориентировка в пространстве.

Игровое упражнение «Поезд»

Цель: содействовать формированию пространственных представлений («справа», «слева», «между»).

Материал: цветные палочки (полоски). Игровые действия: взять голубую и розовую палочки и составить их так, чтобы розовая была справа от голубой; затем взять белую палочку и положить ее справа от розовой — выстраиваются «вагоны» «поезда». Воспитатель. Сколько в поезде «вагонов»? — Где находится белый «вагон»? (Справа от розового.) — Где находится голубой «вагон»? (Слева от розового.) — Какой «вагон» находится между голубым и розовым? (Между ними нет «вагона».) — Какой «вагон» находится справа от голубого и слева от белого? (Розовый.) И т. д.

Игровое упражнение «Башенки»

Цель: содействовать формированию простран ственных представлений (ниже», «выше», «между», «над», «под»).

Материал: цветные палочки (5 шт). Игровые действия: взять палочки и построить «башенку» (положить палочки друг на друга). Воспитатель,

Какая палочка ниже : красная или синяя?

— Какая из палочек выше : желтая или синяя?

— Какая палочка лежит между желтой и голубой?

— Какая палочка лежит над голубой?

— Какая палочка лежит под голубой?

— Какая палочка лежит выше всех?

— Какая палочка лежит ниже всех? И т. д.

Игровое упражнение «Построй лесенку»

Цель: закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; развивать глазомер.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветных полосок). Вариант 1. Игровые действия: составить «лесенку» из 10 палочек : от самой короткой до самой длинной; сосчитать «ступеньки» сверху вниз и снизу вверх.

Вариант 2. Игровые действия: составить вертикальную «лесенку» от самой «низкой» до самой «высокой»; сосчитать «ступеньки» слева направо и справа налево.

Вариант 3. Игровые действия: составить «лесенку» в двух направлениях: вверх и вниз, а затем пройтись по ней, называя ступеньки.

Игровое упражнение «Едем на поезде»

Цель: продолжать упражнять в порядковом счете; закреплять понятие, которое обозначает синтаксическая конструкция «который, по счету.»; развивать внимание, глазомер, речь.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Игровые действия: педагог предлагает детям отправиться в путешествие. Для этого необходимо составить поезд из палочек- «вагонов» : от самой короткой до самой длинной, «цепляя» каждый «вагон» с левой стороны. Затем педагог предлагает сосчитать «вагоны» по порядку. Воспитатель:

-Какой по порядку красный «вагон» (черный, фиолетовый и т. д.? и

«Вагон» какого цвета стоит шестым (вторым, седьмым и т. д. ?

— Какой по порядку «вагон» стоит между розовым и красным? И т. д.

Игровое упражнение «Весёлые лягушата»

Цель: упражнять в счете через один в прямом и об| ратном порядке; развивать внимание.

Материал: набор палочек Кюизенера.

Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает детям составить «лесенку» из 10 палочек и сообщает, что им придется прыгать по ступенькам, словно лягушата, т. е. «перепрыгивать» через одну «ступеньку». Дети упражняются в счете через одну «ступеньку» в прямом и обратном порядке.

Вариант 2. Игровые действия: если дети справляются с данным заданием без труда, педагог предлагает «попрыгать» через две «ступеньки», упражняясь в счете через два в прямом и обратном порядке.

Игровое упражнение «Составь палочку»

Цель: закреплять умение составлять число из двух меньших чисел в пределах 10; развивать количественные представления; подводить к действиям сложения и вычитания; развивать самостоятельность.

Материал: набор палочек Кюизенера; набор цифр; арифметические знаки. Вариант 1. Игровые действия: составить аналог бордовой палочки из двух меньших. Каждый ребенок должен придумать свой вариант. Например:

Затем с помощью цифр и знаков воспитатель предлагает записать пример и прочитать его: 1 + 7 = 8; 2 + 6 = 8; 3 + б = 8. И т. д. Похожим образом дети работают с другими числами.

Вариант 2. Игровые действия: от бордовой палочки «забрать» розовую и узнать, палочка какого цвета получится (фиолетовая)] используя цифры и знаки арифметических действий, записать соответствующий пример.

Вариант 3. Игровые действия: «составить» бордовую палочку из любых меньших и сделать запись с помощью цифр и знаков. Например: 3 + 4+1 = 8. Воспитатель поощряет разнообразие вариантов.

Игровое упражнение «Составь коврик»

Цель: закреплять умение составлять число из двух меньших чисел в пределах 10; формировать навыки самоконтроля.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски); набор цифр; арифметические знаки.

Вариант 1. Игровые действия: дети берут палочку, обозначающую число 10, затем из двух меньших палочек составляют число 10, комбинируя палочки во всевозможных вариантах.

Например:

После выполнения задания дети называют, из каких двух меньших чисел состоит число 10. Например: 1 и 9 будет 10; 2 и 8 будет 10. И т. д.

Вариант 2. Игровые действия: дети, глядя на «коврик», составляют примеры. Например: 1 + 9 = 10; 2 + 8 = 10. И т. д.

Игровое упражнение «Спор чисел»

Цель: закрепить умение сравнивать числа, находить большее и меньшее число; учить определять практическим путем, на сколько одно число больше или меньше другого; развивать внимание и глазомер.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски); набор цифр и знаков.

Вариант 1. Игровые действия: педагог организует игровую ситуацию, рассказывая детям, что цветные числа очень дружные, всегда находятся рядом друг с другом, но однажды они затеяли спор: кто из них больше, а кто меньше. Необходимо помочь цветным числам разрешить этот спор. Для этого педагог предлагает построить лесенку, а затем ответить на вопросы. Воспитатель. Какое число больше — 6 или 5? Почему? (Число 6 больше, потому что фиолетовая полоска длиннее желтой.) — На сколько? (На 1.) Почему? (Для того, чтобы желтая палочка по длине соответствовала фиолетовой, к ней нужно добавить белую, равную 1.)

Таким же образом сравниваются другие числа.

Вариант 2. Игровые действия: назвать все числа больше 6 (4). И т. д. (Ребенок будет «спускаться» по лесенке вниз.) Назвать все числа меньше 7 (5). И т. д. (Ребенок убеждается, что надо «подниматься» по лесенке вверх.)Вариант 3. Игровые действия: взять желтую и голубую палочки (полоски, ответить на вопросы воспитателя. Воспитатель. Какие числа обозначают эти палочки? (Пять и три.) — Как узнать, какое число больше или меньше? (Приложить их друг к другу.)

Дети выполняют задание и практическим путем убеждаются, что пять больше трех, а три меньше пяти. Затем с помощью цифр и знаков делают запись: 5 > 3; 3 < 5.

Вариант 4. Игровые действия: педагог предлагает узнать, на сколько одно число больше другого. Дети добавляют к голубой палочке розовую, чтобы их общая длина сравнялась с длиной желтой палочки. Розовая палочка обозначает число 2, значит 5 больше 3 на 2, а 3 меньше 5 на 2.

Таким же образом проводится работа с другими числами.

Игровое упражнение «Путешествие по лесенке»

Цель: закрепить умение считать от заданного числа вверх и вниз, находить «соседей», «подниматься» или «опускаться» по «лесенке» на заданное количество шагов; учить устанавливать логические связи и закономерности; развивать глазомер.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Игровые действия: «построить» лесенку из 10 палочек и отправиться по ней в путешествие, выполняя разнообразные задания.

Воспитатель. Посчитай от 5 вверх (от 7 вниз).

— Посчитай от 4 до 8.

— Назови «соседей» числа 7.

— Назови числа не больше 7, но не меньше 3.

— Назови числа до 8, но после 4.

— Сделай два шага вверх от 6 (вниз от 5). И т. д.

Игровое упражнение «Угадай число»

Цель: закреплять умение находить большее и меньшее число по правилу; учить вести прямой и обратный счет; развивать внимание.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Вариант 1. Игровые действия: «построить» лесенку и поиграть в игру «Угадай число». Педагог предупреждает, что ребятам нужно быть очень внимательными. Затем загадывает число, а дети, глядя на числовую лесенку, отгадывают его.

Воспитатель. Угадайте число, которое больше 5 на 2.

— Угадайте число, которое меньше 7 на 2.

— Найдите число, которое больше 3, но меньше 5.

— Найдите число, которое меньше 8 на 1 (больше 7 на 1).

Вариант 2. Игровые действия: выполнить задание, используя палочки, но не строя лесенку. Воспитатель. Найдите число больше, чем 5 на 3. Дети берут палочки, обозначающие число 5 и 3 (желтую и голубую, ставят их рядом и ишут палочку, равную по длине этим двум - это бордовая палочка, или число 8.

Публикации по теме:

Работа с цветными счетными палочками КюизенераРабота с цветными счетными палочками Кюизенера Как нравится детям ими заниматься Хочу сегодня поделиться как детям нравиться заниматься цветными счетными палочками Кюизенер С ребятами.

Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера»Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера» Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера для детей первой младшей группыИгры и упражнения с палочками Кюизенера для детей первой младшей группы Игры с палочками Кюизенера (в 1 младшей группе) помогают в доступной и увлекательной форме решать задачи формирования сенсорного восприятия.

Фотоотчёт «Как мы играем в логические игры с цветными счётными палочками Кюизенера»Фотоотчёт «Как мы играем в логические игры с цветными счётными палочками Кюизенера» Логические игры математического содержания вызывают у детей познавательный интерес,способность к творческому поиску. Одним из принципов знакомства.

Конспект занятия с цветными палочками Кюизенера в средней группе «Построим цыплятам домики»Конспект занятия с цветными палочками Кюизенера в средней группе «Построим цыплятам домики» Программные задачи: Образовательные: - Закреплять представления детей о форме: треугольная, квадратная, прямоугольная; - Закреплять представления.

Консультация «Игры с палочками Кюизенера»Консультация «Игры с палочками Кюизенера» Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как.

Палочки Кюизенера «Цветы для мамы»Палочки Кюизенера «Цветы для мамы» Подарила мир ты мне, яркий солнца свет, Для меня на свете лучше мамы нет. Именно весною, в марте, в день восьмой Я хочу поздравить маму.

Паспорт дидактической игры с палочками Кюизенера «Дорисуй картину»Паспорт дидактической игры с палочками Кюизенера «Дорисуй картину» Материал: картон, набор палочек Кюизенера. Цели: развивать мыслительные операции - сравнение, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Программа кружка с использованием цветных палочек Кюизенера Программа кружка "Цветные палочки" для детей второй младшей группы. Кычкина А. Е Пояснительная записка. Ребенок по своей природе – исследователь,.

Видеофрагмент «Математические корзинки» Воскобовича и палочки Кюизенера» Предлагаю вашему вниманию видеоматериал индивидуальной работы с детьми подготовительной группы. Дети используют сразу две игры - "Математические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр с палочками Кюизенера
Опубликовано: 19 октября 2021 в 19:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД