МААМ-картинки

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Дары осени — грибы»

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Дары осени — грибы»

Утренняя гимнастика:

«В лесу»

Лексика :

I. Лес, боровик, ножка, шляпка, гриб, ягода, клубника, малина.

Собирают, растут.

Маленькая, сладкая, белый.

II. Подосиновик, подберезовик, боровик, лисичка, ножка, шляпка, лес, клубника, малина, смородина, земляника, черника.

Собирают, сушат, солят, жарят, варят, растут.

Съедобные, несъедобные, белый, рыжий, маленький, сладкая, красивая, черная, червивый, грибной, ягодный.

Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Дары осени — грибы“» размещена в разделах

III. Лес, дорожка, тропинка, корзинка, лукошко, опушка, полянка, грибы, ягоды, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, мухомор, поганка, клубника, малина, смородина, земляника, черника, клюква.

Собирать, срывать, укладывать.

Красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под.

Общие речевые навыки:

Артикуляционная гимнастика «Язычок собирает грибы»

«По грибы» - учить вырабатывать плавный, цельный, экономный выдох.

Ситуация: Миша пришел в лес собрать грибов, а они все спрятались. Поможешь ему?

Инструкция: Подуй на листочки, чтобы они улетели, Миша увидит грибочки и сможет их собрать.

«В лесу» - развитие тембра голоса.

Детям предлагается рассказ. «Дети пошли в лес. Петя нашел большой гриб и говорит : О-о-о!» Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.) «Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете». (Дети повторяют.) «Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята».

Общая и мелкая моторика:

I-II «По грибы»

Утром дети в лес пошли,

Шагают, высоко поднимая ноги.

И в лесу грибы нашли.

Размеренно приседают.

Наклонились, собирали,

Наклоняются вперед и ритмично разводят руки в стороны.

По дороге растеряли.

Хватаются руками за голову и качают головой.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре,

Пальчики обеих рук «здороваются».

В лес идем мы погулять,

Пальчики «шагают».

За черникой,

За малиной, за брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

Загибают по одному пальцу.

И братишке принесем.

Разводят руки в стороны.

III «Мы корзиночку возьмем»

Мы корзиночку возьмем,

В лес по ягоды пойдем.

Шагают по кругу друг за другом.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем ягоды искать.

Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.

Пробежимся по дорожке,

Бегут по кругу.

Перепрыгнем через лужи.

Прыгают на двух ногах.

Под листочки мы заглянем –

Приседают.

Ягод соберем на ужин:

Имитируют руками сбор ягод.

Ежевики и малины,

Голубики и калины.

Шагают на месте.

Гроздья спелые брусники

И немного земляники.

Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.

«За грибами»

Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок :

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберезовик, конечно,

А красавец мухомор

Пусть украсит косогор!

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :

I. «Что принес ежик?» - активизация словаря по теме.

«Спрячем грибочки (ягодки)» - формирование способности к пониманию и употреблению предлогов «в», «под».

Педагог просит детей спрятать грибочки (ягодки) в корзинку, под платок. Затем дети ищут грибочки (ягодки). Педагог уточняет, где лежат грибочки (ягодки).

II. «Чего не стало?» - развитие зрительного внимания и восприятия, совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа имен существительных мужского и женского рода).

Дети рассматривают картинки, выставленные на мольберте, и называют их.

- Вы запомнили, какие грибы нарисованы на картинках? А теперь закройте глаза. Я спрячу один из них. Откройте глаза. Чего не стало?

Такая же игра проводится и с ягодами.

«Бабочка и грибок» - совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: «на, с, в, из».

На доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Педагог помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:

- Где сидит бабочка?

Дети отвечают:

- На грибке.

Педагог снимает бабочку с грибка и спрашивает :

- Откуда слетела бабочка?

- С грибка. И т. п.

«Брать – не брать» - увеличение словарного запаса, дифференциация лесных и садовых ягод, развитие слухового внимания.

Дети стоят кружком. Педагог объясняет, что будет произносить названия ягод. Если дети услышат названия лесной ягода, они должны присесть, а если услышат название садовой ягоды, потянуться, подняв руки вверх.

«Продолжи предложение» - употребление однородных членов предложения.

- В лесу мы собрали малину, …

- Ягоды могут быть красного, … цвета.

- Мама сварила много клубничного…

- Я люблю компот из …

III. «Посчитай» - согласование числительных с существительными.

1 гриб, 2. , 3. , 4. , 5.

1 лисичка, 2. , 3. , 4. , 5.

1 опенок, 2. , 3. , 4. , 5.

И т. д.

«Один – много» - употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

Одна сыроежка - много сыроежек.

Один опенок - много опят.

И т. д.

«Какие грибы» - учимся образовывать отглагольные прилагательные.

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные. И т. д.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

I. «Грибы большие и маленькие»

На доске выкладываются грибы большие и маленькие. Дети повторяют стихи.

Вот грибок какой,

Вот грибок большой.

Поднимают руки вверх.

Вот грибочек маленький,

Сидит, как на завалинке,

Опускают руки вниз.

Шляпкою качает,

С ребятами играет.

Качают головой.

Далее дети показывают жестами чередование больших и маленьких грибов под звучание металлофона.

«Хлопаем - шлепаем» (Железнова)

Подвижная игра - песенка «Грибочки - грибники» (Хисматуллина)

II. «Будь внимателен» - развитие слуховой памяти, внимания, умение слушать, не отвлекаясь.

Называются разные слова, на название ягоды дети хлопают. Затем игра проводится с грибами.

«Посидим в тишине». Педагог просит детей внимательно послушать и рассказать обо всем, что они слышат сейчас вокруг себя.

«Туча»

Плакала большая туча:

- До чего я невезуча…

Кап-кап-кап,

Кап-кап.

Поочередно ритмично ударяют ладонями по коленям то одной, то другой рукой.

Горевала на крылечке,

На пригорке возле речи.

Кап-кап-кап,

Кап-кап.

Ударяют ладонями по коленям обеими руками.

Долго плакала у леса,

А потом совсем исчезла.

Кап-кап-кап,

Кап-кап.

Ритмично, вскользь ударяют ладонь о ладонь.

- Дождик кончился. Смотри:

В лесу выросли грибы.

Мы грибочков наберем,

А потом домой пойдем.

Показывают грибы.

III. Считалка «Лисички»

На каждую строчку считалки - четыре удара мяча об пол.

У мосточка под кусточком –

Две лисички, две сестрички.

«Выдели и запомни названия грибов»

Подберезовик стоит,

Что-то грустный он на вид.

На него из-под осины

Подосиновик глядит.

На поляне две подружки –

Очень толстые свинушки.

С ними весело болтают

Неразлучные волнушки.

Вот под елкою лисички,

Ярко-желтые сестрички.

Рядом скользкие маслята,

На пеньке растут опята.

А во мху боровики,

Всей семьей здоровяки,

Дружно рядышком сидят

И в корзину не хотят.

«Будь внимателен»

Педагог называет разные слова, на название гриба (ягоды) дети хлопают.

Связная речь:

II. «Придумай предложение про ягодку» (Я нашел (а))

Рассказывание сказки по предметным картинкам В. Сутеев «Под грибом»

III. Пересказ Я. Тайц «По грибы»

Мнемотаблица «Две дороги»

Художественная литература:

Стихи о грибах и ягодах

Л. Мезинова «По грибы»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

В. Сутеев «Под грибом»

В. Даль «Война грибов с ягодами»

Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»)

Просмотр м/ ф: «Лунтик. Белый гриб», «Маша и медведь» - «День варенья»

Игры с природными материалами:

I. «Найди орешки»

Среди других плодов ребенок ищет орешки.

II. «Шишку буду я сжимать»

Шишку в ладошках

Я буду сжимать.

Буду я ручки свои укреплять.

Левой, и правой,

И сразу двумя…

Сделает шишка

Сильнее меня.

Дидактические игры:

I. «Найди одинаковые грибы (ягоды)» - развитие зрительного восприятия.

«Парные картинки» - развитие наблюдательности, внимания, зрительной памяти, способности объединять предметы на основании определенных признаков.

II. «Будь внимателен» - развитие слуховой памяти, внимания, умение слушать, не отвлекаясь.

Называются разные слова, на название ягоды дети хлопают. Затем игра проводится с грибами.

«Чего не стало?» или «Что изменилось?» - уточнение знаний и представлений детей о ягодах, развитие зрительного внимания, памяти.

III. «В поисках земляничной полянки» - закрепление умения ориентироваться на листе бумаги с использованием заданных маршрутов.

Сюжетно-ролевая игра:

«Семья – в лес за грибами»

«Заготовки на зиму»

«Печем пироги с ягодами»

Расширять знания об осени.

Развивать воображение, внимание, память, мыслительные операции, речь.

Учить переносить действия в игру, подражая взрослым.

Учить играть рядом.

Театрализованные игры:

«Грибник» - создание благоприятных условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности.

Старичок-боровичек (взрослый) : Скучно бывает стоять весь день в лесу и ждать, чтобы кто-нибудь пришел и тебя нашел. Вот мы и любим играть с грибниками в прятки. А вот, кажется один такой любитель грибов и заявился в наш лесок.

Слышится песенка Грибника (любая современная)

Грибник (взрослый) «ищет» грибы, даже под стульчиками, где сидят дети.

Грибник : Иду осеннею тропой,

Вижу: гриб передо мной.

Где же ножик мой складной,

Будет суп у меня грибной.

Пока Грибник ищет в корзине ножик, (Старичок-боровичок - взрослый) перебегает и прячется сначала у него за спиной, а потом за дерево.

Грибник : Что за чудо из чудес!

А грибок-то мой исчез!

Посмотрю сюда-туда.

Пропал грибок-то, вот беда!

Что ж, другой тропой пойду,

И другой я гриб найду,

Только сяду на пенек,

Да и съем я пирожок.

Пока Грибник отдыхает, Старичок-боровичок зовет всех детей к себе и предлагает одеть шапочки опят, спеть песенку: Мы-веселые опята, мы-веселые ребята.

Грибнику мы шлем привет, ты найдешь нас или нет!

и затаиться.

Грибник : Отдохнул я здесь отлично!

Вот найти б мне гриб приличный.

А вот и дружные опята,

Словно малые ребята.

Где же ножик мой складной,

Ох, будет суп у меня грибной.

Глядь. Пропали все опять!

Столько маленьких опят. (Прятки повторяются)

После третьего раза дети снимают шапочки и быстро убегают на стульчики.

Грибник : Что за чудо-вместо опят столько маленьких ребят.

Завтра снова в лес приду,

И грибочки я найду.

Сегодня грибы играли в прятки,

Вот такая история, ребятки.

В. Сутеев «Под грибком»

Конструктивные игры:

«Ковер из листьев» - учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество.

«Лесовичок» - учить детей видеть образ в природном материале, использовать для закрепления частей пластилин, делать поделки аккуратными и устойчивыми.

«Осенний лес» - учить детей коллективно возводить постройки, нужные для игры, совместно планировать предстоящую работу.

Подвижная игра:

II. «Грибы - шалуны» - учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, упражнять в беге с ловлей и увертыванием.

На площадке очерчивается круг - «корзинка» грибника. В корзинке находятся дети – «грибы». Считалкой выбирается «грибник», который присаживается на корточки в 2-3 м от круга - он долго ходил по лесу, устал, заснул. Педагог читает текст:

На пеньке сидит грибник,

Отдыхает, крепко спит.

Тише-тише, не шумите,

Грибника не разбудите!

Дети – «грибы» выбегают из корзинки, прыгают, шалят на лужайке. Педагог говорит: «Грибник проснулся «Грибник» после слов педагога просыпается, видит, что «грибы рассыпались» - разбежались, начинает догонять детей - собирать грибы в корзинку. Дети - «грибы» должны успеть забежать в «корзинку» до того, как до них дотронется «грибник». Тот, кого «грибник» запятнал, становится следующим водящим - «грибником».

«Замри» - формировать произвольность поведения, вызывать положительные эмоции.

Дети двигаются по залу врассыпную топающим шагом.

Я – грибник, а вы – грибы.

Ну-ка, прячьтесь за дубы!

Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду грибы искать!

Дети приседают, сложив ладошки над головой «домиком», и замирают. Педагог «ищет грибы» и уводит с собой пошевелившихся.

III. «Поймай грибок» - обучать детей быстро бегать и ловко уворачиваться от водящих.

В игре участвуют 2 команды: «грибов» (3-4 человека) и «грибников» (3-4 пары, 6-8 человек). На полу зала мелом или шнуром обозначаются 2 круга: в центре круг малого диаметра (2-3 м) – корзины грибников и внешний круг большого диаметра – лес, где растут грибы. «Грибы» встают во внешний круг, а «грибники» по парам – в центр. Все дети приседают на корточки и выполняют движения, о которых рассказывает педагог.

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап!

Щелкают пальцами обеих рук.

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох!

Трут ладошки друг о друга.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб!

Медленно поднимаются.

Кто нашел его, друзья?

Это я! Я! Я!

После последних слов по сигналу педагога (удар в бубен) «грибы» разбегаются. «Грибники» парами ловят «грибы» и отводят их в свой круг.

Игра малой подвижности:

I. «Передай посылку» - развитие внимания, ловкости, зрительно-двигательной координации.

Перед тем как играть, надо приготовить «посылку» – взять грибок или ягодку и завернуть ее во множество кусочков бумаги или бумажных салфеток.

Дети садятся в круг и ведущий говорит:

- Мы получили посылку, но я не знаю, для кого она. Давайте узнаем!

Дети начинают передавать посылку друг другу по кругу, разворачивая по одному кусочку бумаги. Кто развернет последний, тому и посылка.

II. «Назови гриб (ягоду)» - выявление знаний и умений детей находить и называть грибы (ягоды).

Дети образуют круг. В центр круга становится педагог с мячом. Педагог произносит текст:

Ну-ка, Лена (Маша, Саша, не зевай!

Гриб скорее называй!

Или:

Ягод много есть в лесу,

Ты назови всего одну.

Затем педагог кидает мяч любому ребенку, ребенок ловит его, возвращает педагогу, называя гриб или ягоду. Игра продолжается.

III. «Ягоды» - обобщение знаний детей о ягодах.

Дети становятся в круг лицом к центру. Трем игрокам вручается по большому резиновому мячу разного цвета. Каждый цвет соответствует названию ягод. Например, красный цвет обозначает малину, зеленый – виноград, черный – смородину. По сигналу педагог все мячи передаются по кругу из рук в руки. Внезапно педагог произносит одно из слов, например, «малина». Передача мячей прекращается, игрок, держащий в руках красный мяч, поднимает его над головой. Затем передача мячей прекращается, педагог называет другое слово. Каждый раз тот, кто вновь вступает в игру, а его место занимает новый человек.

Психогимнастика:

«Старый гриб». Выражение страдания и печали. Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки. Выразительные движения: стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Упражнение для мышц шеи :

«Где грибы Повороты головы в стороны.

Упражнение для жевательно-артикуляторных мышц:

«Брусничка». Посмотрите, как много здесь бруснички! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Самомассаж:

Массаж тела «Дождевые капли»

Дождевые капли,

Хлопают правой ладонью по левой.

Прыгайте в ладоши!

Так же хлопают по правой ладони.

Дождевые капли,

Вымойте мне ножки!

Шлепают ладошками по ножкам от лодыжки вверх.

Дождевые капли,

Стучат правой рукой по левому плечу сзади.

Бейте по спине!

Левой рукой стучат по правому плечу.

Дождь грибной, но нужно

Подрасти и мне!

Тянуться обеими руками вверх, выпрямляя спину.

Массаж ступней «Мишка и малина»

Мишка нес домой малину –

Переступание с ноги на ногу.

Ягод полную корзину.

Шел, устал, на пень присел,

Сладких ягодок поел.

Сидя на стуле, вытянуть ноги вперед, оттягивать носки ног, сгибать в голеностопном суставе.

Глядь, бежит Лиса с лукошко,

Говорит она ему:

«Можно, Мишенька, немножко

Ягод я твоих возьму?»

Массировать ступни.

Загадки:

* Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

* Он в осинке родился,

Как в траве ни притаился,

Все равно его найдем:

Шляпка красная на нем.

(Подосиновик)

* Осени верная примета :

Под березой в холодке

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

(Подберезовик)

* После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпы разноцветные –

Самые заметные.

(Сыроежки)

* На поляне лесной

Под могучей сосной

Старый старичок:

На нем бурый колпачок,

Колпачок набочок.

Кто в лесу бывает –

Тот его и знает.

(Боровик)

* Золотистые… -

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

(Лисички)

* Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети:

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(Опята)

* А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой:

На шляпе – горошки.

(Мухомор)

* Из-под елок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел,

Сразу кепочку надел,

Новенькую, ладную,

Цветом шоколадную.

(Белый гриб)

* Была зеленой, маленькой,

Потом стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

(Ягода)

* Как на стежке, на дорожке

Вижу алые сережки.

За одною наклонилась,

А на десять набрела!

Я клонилась – не ленилась,

Кружку с верхом набрала.

(Земляника)

* Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

Сразу станет кисло.

(Клюква.)

* Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Черная такая?

На кусточки, под листочки,

Кто-то бусы бросил, -

Все поляны в черных точках

У зеленых сосен.

(Черника)

* В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка?

(Калина)

* Две сестры летом зелены.

К осени одна краснеет, другая – чернеет.

(Красная и черная смородина)

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Детские работы в подготовительной группе по теме «Дары осени»Детские работы в подготовительной группе по теме «Дары осени» Вся неделя у нас была посвящена теме "Дары осени". Мы с детьми проводили беседы, дидактичсекие игры, подвижные игры, рассматривали иллюстрации,.

Фотоотчет об организованной деятельности с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Дары осени»Фотоотчет об организованной деятельности с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Дары осени» Фотоотчет организованной деятельности с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Дары осени» В рамках закрепления лексических.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето»Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето» Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме лето Упражнения на координацию речи с движениями, помогут.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Методическая разработка по лексической теме «Грибы»Методическая разработка по лексической теме «Грибы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами разработкой по теме "Грибы", которая будет полезна для воспитателей.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Дары осени — грибы»
Опубликовано: 20 ноября 2021 в 18:29
+88Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД