Жанна Мардарь
Картотека кубанских народных игр.
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность - главная в дошкольном мире. Среди множества игр, народные игры занимают особое место. Они имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
«Кубанка» (шапка казака)
1. Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку – кубанку. У кого шапка подброшена выше (падает последней, тот побеждает.
Публикация «Картотека кубанских народных игр,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Темочки
2. По кругу сидят игроки, через одного на голове кубанка. У ведущего кубанка в руках. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящие должны передать со своей головы тем, кто без кубанок свои шапки по цепочке (идет смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т. е. у одного человека, игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее.
3. Для начала игры нужно выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все начнут искать кубанку. Кто находит её, кричит «Есть!» и старается отнести в заранее условное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой – стараются отобрать кубанку. Кубанку нельзя перебрасывать. Чья команда положит её в условное место, та и выиграла.
«Брыль»
(соломенная шляпа с высокими полями)
Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен круг. По команде ведущего «Солнце» все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову Брыль и сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого Брыль на голове, по команде бежит к центр круга. Остальные игроки не должны пускать его во внутренний круг. Если успел забежать к круг – становится ведущим, не успел- выходит из игры.
«А мы просо сеяли»
Дети поочередно, девочки и мальчики, стоя напротив друг друга, говорят слова и выполняют движения по тексту. :
Девочки: А мы просо сеяли, сеяли, сеяли.
Мальчики: А мы просо вытопчем, вытопчем, вытопчем!
Девочки: Мы дадим вам сто рублей, сто рублей, сто рублей!
Мальчики: нам не надо сто рублей, сто рублей, сто рублей, а нам надо девицу, девицу – красавицу!
Девочки: мы дадим вам девицу, мы дадим красавицу. Вот такую кривую, вот такую косую!
Мальчики: Нам не надо кривую, нам не надо косую, а мы возьмем любую! (мальчики ловят девочек).
Заря-заряница
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры: Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.
«Иголка, нитка, узелок»
Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры: «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
«Золото»
Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе. Один из
играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:
Я золото хороню, хороню,
Я чистое прихораниваю!
Мое золото пропало,
Чистым порохом запало,
Метелицей замело.
Угадай, у кого?
Все: Гадай, гадай, девица,
В какой руке перица?
Стоящая в кругу девушка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото»; если ж нет – выбывает из игры.
«Лёвкин-хвост»
Играющие берутся руками один за другого гуськом. Первый ребнок берет в руки хворостину и, приговаривая: «Свисти Лвка, шопоти Лвка,поворачивайся», бросается в сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие дети (хвост); отставшие подгоняются хворостиной.
«Бобр»
Один из играющих изображает хозяина, один бобра, а стальные собак. Хозяин говорит: Бобре, бобре, ховайся добре, як найду, так-таки собаками растравлю!»
Бобр прячется, а собаки его ищут. Пойманный бобр делается собакой, а поймавший бобром.
«Ляпка»
Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей симпатии, проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких.
Ход игры:
Один из игроков — водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого–то осалить. Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай е другому!» Новый «Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку.
Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».
«Дядя Трифон»
Выбирают по считалке водящего и ставят в центр круга - он и будет дядей
Трифоном. Остальные берутся за руки и с песней ходят по кругу.
Слова песни:
Как у дяди \дядюшки (тти \ттушки) (далее называют имя водящего) было
семеро детей они не пили, не ели, друг на друга всё глядели, разом делали вот так".
После чего водящий (ая) показывает какое-то движение, которое каждый из круга должен повторить, а кто по мнению водящего хуже всех сделает, того он выбирает на сво место.
«Дрёма»
Играющие становятся в кружок, в середине на скамье сидит Дрема. Хор поет о Дреме:
Сиди, Дрема, сиди, Дрема,
Выбирай, Дрема„ выбирай, Дрема,
Бери, Дрема, бери, Дрема!
Дрема встает со скамьи, выбирает кого-нибудь, и выбранный считается Дремой.
«Пчёлы»
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчлки яровые, Аль вас солнышком печт?
Крылья золотые, Летите за горы высокие,
Что вы сидите, За леса зелные —
В поле не летите? На кругленький лужок,
Аль вас дождичком сечт, На лазоревый цветок.
Пчлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
«Веретено»
С помощью считалки выбирается «веретено» и ведущий. «Веретено» стоит посередине зала или площадки, наступив на конец веревки ногами. Ведущий ребенок стоит на расстояние 5-6 шагов от веретена, держа в руке другой конец веревки. Ведущий бегает по кругу вокруг «веретена», наматывая веревку вокруг него, поднимая вверх или опуская вниз. Дети в этот момент стараются подлезть под веревку, перепрыгнуть или перешагнуть через не. Тот, кто ошибся, выполнил упражнения неправильно, выходит из игры. Ведущий, запутав «веретено», распутывает его, двигаясь в обратную сторону по кругу. Дети выполняют те же движения и при распутывании «веретена».
«Пугало»
Играют две команды. Из каждой команды считалкой выбираются два «пугала», которые становятся по разным углам зала или площадки. В рукавах у них палки, а на голове шапки. Они стоят в обручах, а перед ними корзины с «картошкой» (средние и малые мячи).Задача «пугала» - мешать детям, брать «картошку» из корзин.
Дети (стоят) говорят:
- В поле пугало стоит,
И на нас оно глядит.
Скачем около него,
Не боимся не чего!
Дети подходят к корзинам, пытаясь вытащить «картошку» и перенести е в ведро. Тот, кого пугало коснется, выбывает из игры. Та команда, которая перенесет быстрее картошку, считается победителем.
Оборудование: 2 корзины, мячи среднего и малого размера, 2гимнастические палки, 2 шляпы, 2 обруча. 2 ведра.
«Тяни холсты»
Равное количество из двух команд. Берутся за концы холста. По команде начинают тянуть так, что бы середина холста оказалась на их половине. Игра сопровождается присказками, прибаутками
Оборудование. Холст – ткань длиной 7-10 м., середина которого отмечена яркойлентой. Игра повторяется 2-3 раза.
Тяни холсты,
Потягивай!
Коробочку
Накладывай!
Тяни холсты.
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничку!
Тяни, тяни,
Потягивай,
Да поперк
Покладывай!
Это маме холст,
Это тяте холст,
А Ванюшкин холст
С мышиный хвост!
Тяни холсты,
На покроичку,
Тяни холсты
На рубашечку!
«Сон Казака»
Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «КУ-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-МУ, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
«Кривой петух»
Дети стоят по кругу. Один – в центре, его выбирают считалкой.
Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?»
Петух: На иголочках
Дети: А как тебе, не колко?
Петух: На подковочках
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребёнок «петух» стучит ногой об пол. (3 раза)
Дети: - Кто там?
Петух: - Это я, Тарас.
Дети: - Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать. После чего ведущий меняется.
«Плетень»
Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.
По сигналу играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.) . По окончании музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.
«Золотые ворота»
Пара детей поднимает руки вверх, остальные парами проходят в ворота. Ведущие делают ворота и говорят:
В золотые ворота
Проходите господа
В первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Опускают руки, закрывают ворота. Кто не прошел, становятся воротами.
«Хлибчик»
Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий — хлибчик (хлебец) — становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит: Пеку, пеку хлибчик!
- А выпечешь?
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется.
«Калачи»
Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:
Бай-качи-качи-качи!
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.
«Пень»
Дети стоят по кругу парами лицом в круг. Один ребенок в середине круга прыгает на одной ноге. Дети поют:
Пень, пень, пень,
Дай конопель,
Трошку горошку,
Масла ложку.
При последнем слове мальчик встает впереди какой-нибудь пары. Ребенок, стоящий сзади, становится ведущим.
«Курень»
В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).
«Достань платок!»
Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные, на которых висят шали. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под веселую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель с шалью подходит к девочке, кладет шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей. Шаль можно заменить кубанкой.
«Тополек»
В игре участвуют: ведущий – «тополь», игроки – «пушинки», 3 игрока «ветры». В центре площадки в кругу стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.
Ведущий: На Кубань пришла весна, распушила тополя!
Тополиный пух кружиться, но на землю не ложиться.
Дуйте ветры с кручи сильные, могичие!
После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т. е. ловят) пушинки. Пушинки устремляются в круг к тополю. За чертой круга она недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.
«Разбить кувшин»
Надуть шар, положить посередь зала. Нескольким участникам завязать глаза, поставить в разные концы зала, дать гимнастическую палку. Каждый участник делает 3 шага и бьет палкой по нему, стараясь разбить.
«Подсолнухи»
Игроки – «подсолнухи» стоят в несколько рядов. Один земледелец, он стоит в стороне и запоминает кто где находиться. По команде «Солнце» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка и по её окончании земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий: «Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Небосвод весь оббегая,
Солнце светит, не моргая.
Земледелец не зевай,
Перемены отгадай!»
«Стадо»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец – два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!
Трава мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!»
Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.
«Утка и селезень»
В то время, как селезень ловит утку, играющие водят хоровод и поют:
Селезень ловил утку,
Молодой ловил серую,
Поди, утица, домой!
Поди, серая, домой!
У тебя семеро детей,
Дети малые пищат!
Есть хотят!
Играющие ведут себя так же, как и в игре «Кошка и мышка», действуют по тем же правилам. Только после слов: «Есть хотят!» - утка бежит в дом (очерченный на некотором расстоянии от играющих круг). Если с окончанием песенки утка была в кругу – играющие открывают пошире ворота и выпускают её, а селезня удерживают. Когда утка улетела, селезень встает в круг, а уточка может выбрать другого селезня. Если же селезень уточку поймал, то они встают в круг оба, а игру продолжает другая пара.
В этой игре селезень – мальчик, уточка – это девочка. В хороводе дети идут медленно. Если руки подняты – ворота открыты, руки опущены – ворота закрыты. И селезень и утка пробегают только в открытые ворота. Под опущенные руки подлезать не разрешается.
«Мак»
Играющие стоят по кругу плечом к плечу. Один из них в середине круга – это огородник. Он поет:
Ой, на горе мак,
Под горой так!
Играющие берутся за руки и отступая назад, увеличивают круг на ширине отведенных в стороны рук. На слова:
Маки, маки, маковочки,
Золотые, головочки!
Все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед – назад. На слова:
Станьте вы так,
Как на горе мак –
Все приседают и показывают руками вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают:
Огородник, огородник,
Поливал ли мак?
Огородник отвечает: «Поливал».
На припев:
Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки!
Все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:
Станьте вы так,
Как на горе мак.
Все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты – имитируют цветок мака. На припев:
Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! –
Все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками.
Потом спрашивают:
Огородник, огородник,
Поспел ли мак?
Огородник отвечает: «Поспел!»
Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова: «Станьте так!» - показывают, какаю спелая головка у мака.
Движения выполняются в соответствии с текстом песни.
«Кауны»
На одном конце площадки проводится черта. Это и «бахча» за чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее. «шалаш сторожа» На противоположной стороне площадки обозначается линией «дом детей». Выбирается сторож.
Когда «сторож засыпает», дети направляются к бахче со словами:
Крадем, крадем кауны,
Деда не боимся
Дед нас палкой – мы его каталкой
Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.