Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков «Кукла в кубанском костюме»

Людмила Макеева
Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков «Кукла в кубанском костюме»

Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков.

подготовительная группа «Фантазёры»

воспитатель: Л. Н. Макеева

«Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал» –

Народная мудрость

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели и родители.

Проблематика проекта:

Мир казачьей одежды чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё разнообразие одежды и её традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими одеждами, но традиционная одежда сохранилась только в бабушкиных сундуках. А как это интересно, как же были одеты наши предки на праздниках, повседневно, в военное время. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение одежды казаков на примере кукол, в игре современных детей.

Актуальность выбранной темы:

Приобщение детей к кубанской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свой край. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности кубанского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу и одежду к ней. Бесценность работы с куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к кубанской культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа, убранство кубанского жилища, домашнюю утварь, традиции, но мы заострим внимание на одежде казаков. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Цели проекта:

- формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре кубанского народа через образ традиционной куклы в кубанской одежде;

- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол – кукол в кубанском костюме.

Задачи проекта:

- познакомить детей с историей одежды - кубанский костюм.

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

- изучить и применить на практике изготовления различных видов казачьего костюма для кукол;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, холст, безликая кукла, фартук, кохточка, спидница);

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Ресурсное обеспечение:

конспекты занятий,

материал для творчества,

фотоальбом «Традиционный кубанский костюм» с описанием,

презентации «Русская народная кукла»,

мастер –класс «Кукла – кубаночка» для родителей.

Работа с родителями:

Консультации: «Народная одежда как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Кукла в кубанском костюме, в играх современных детей».

Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание куклы в кубанском костюме».

Пополнение мини-музея куклы в кубанском костюме, тряпичными куклами, сделанными своими руками.

Посиделки на Рождество.

Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичных кукол - «Рукам – работа, душе – праздник!»

Предполагаемый результат:

детей сформированы знания о казацком народном костюме, материалах, необходимых для его изготовления.

-В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с одеждой казаков и тряпичной куклой. Есть: альбом с описанием разных видов тряпичных кукол; подборка иллюстраций и фотографий одежды казачек и казаков;

-Мини-музей куклы в кубанском костюме.

- Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому кубанского народа.

- Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

- Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу и одежду.

-Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о Кубани.

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

2. Презентация буклета «Традиционный костюм кубанцев».

3. Открытие в группе мини-музея «Кукла в кубанском костюме».

Реализация проекта

Познавательно-речевая деятельность:

- Беседа с детьми «Знакомство с культурой и традициями кубанских казаков». Цель: познакомить детей с историей создания одежды и предназначением.

- Знакомство с жизнью и бытом казаков.

- Просмотр презентации «Кубань, ты наша Родина».

- Чтение кубанских обрядов, сказки «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, фольклора, современных кубанских поэтов.

- Чтение и заучивание стихотворений о Кубани, потешек о кукле (приложение № 1).

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

- Составление описательных и творческих рассказов.

Художественно-эстетическая деятельность:

- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

- Знакомство с процессом изготовления кукол (масленица, Закрутка, Берегиня).

- Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).

Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

Игровая деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Значение узоров:

Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.

Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.

Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.

Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.

Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.

Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Дидактическая игра «Закончи узор».

Цель: развитие ручного праксиса.

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Цель: закрепить оттеночные цвета (белый, красный, салатный, малиновый и др.).

Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.

- Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,

Физическо-оздоровительная деятельность:

- кубанские народные подвижные игры «Кубанка», «Петушок», «Коники» и другие.

Музыка:

- Хороводные игры «Просо сеяли…», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Колядки»

- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Заключительный этап:

- Создание в группе мини-музея «Кукла в кубанском костюме».

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

- Посещение краеведческого музея «Истоки» детьми.

Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:

- представления о музее;

- проектно-исследовательские умения и навыки;

- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

- активная жизненная позиция.

У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Отправной точкой для создания мини-музея куклы в кубанском костюме стал разработанный в нашем детском саду «Кукла – казачка». Эмблема музея – детская ладошка. Музей открытого типа. Все экспонаты можно трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делают. Экспонаты для мини-музея изготовили сами дети, их родители и, конечно, мы – воспитатели. В музее регулярно проводятся экскурсии для других групп.

Музей помогает знакомить детей с кубанскими традициями. В музее есть и куклы сделанные руками взрослых для игры детям – это тряпичные куклы. Тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.

Публикации по теме:

Дидактическая кукла-шкатулка в русском народном костюмеДидактическая кукла-шкатулка в русском народном костюме Уважаемые коллеги! Хочу представить свою куклу- шкатулку, которую я сделала сама в группу своей дочери. Эта куклу мне отдали без ног,.

Мир моих увлечений. Кукла в национальном костюме «Салима — марокканская модница»Мир моих увлечений. Кукла в национальном костюме «Салима — марокканская модница» Слайд 1. Я представляю Вам свою работу из рубрики «Мир моих увлечений 1 слайд – Здравствуйте. 2 слайд – Мир моих увлечений разнообразен.

«Тейтерь — Лейне» (Девушка — Река) в современном мордовском (эрзянском) костюме«Тейтерь — Лейне» (Девушка — Река) в современном мордовском (эрзянском) костюме Описание Данный современный мордовский костюм создан по мотивам эрзянского костюма, с частичным сохранением некоторых элементов. На кукле-эрзянке.

Конспект НОД для подготовительной группы «Кукла в национальном костюме»Конспект НОД для подготовительной группы «Кукла в национальном костюме» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «КУКЛА В НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ» Автор: воспитатель Бублик Людмила Владимировна.

Конспект занятия по познавательному развитию «Сказ о национальном костюме мордовском» Конспект занятия «Сказ о национальном костюме Мордовском» Подготовила: Воспитатель Колекина Елена Николаевна МДОУ «Детский сад №88» г. Саранск.

Мастер-класс. Кукла в национальном костюмеМастер-класс. Кукла в национальном костюме Предлагаю вам русский национальный костюм на куклу, который сделала сама. Идею и выкройки подсказал великий и могучий интернет (я сама.

Мастер-класс «Кукла в национальном костюме»Мастер-класс «Кукла в национальном костюме» Вот таких кукол в национальном костюме я изготовила на конкурс. Вашему вниманию я представляю куклу в марийском костюме. Марийцы - это фино-угорский.

Мастер-класс «Кукла в русском народном костюме»Мастер-класс «Кукла в русском народном костюме» Для изготовления куклы в русском народном костюме нам понадобится: флис, фетр, ситец, нитки для вязания, тесьма двух видов, две черных бусины,.

Оформление детской площадки в Кубанском стиле «Мини-музей»Оформление детской площадки в Кубанском стиле «Мини-музей» Все больше и больше появляется интерес русских людей,общества к своим национальным традициям,обычаям,обрядам,к своему культурному наследию.

Развлечение для детей «Вечерок на кубанском хуторке»Развлечение для детей «Вечерок на кубанском хуторке» Я предлагаю Вашему вниманию вот такое театрализованное музыкальное развлечение для детей. Задачи: -закрепить знания детей о творчестве,культуре.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков «Кукла в кубанском костюме»
Опубликовано: 22 мая 2016 в 14:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кукольный театр в детском саду
Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо, что нашли минутку, чтобы зайти ко мне в гости! Сегодня я хочу вам расказать и...
Мастер-класс. Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ОВЗ...
Мастер - класс. Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ОВЗ «Увлекательный семицветик». Подготовила воспитатель: Назарова Т. А....
Конспект проведения труда в природе «Уход за комнатными растениями»
Тема: «Уход за комнатными растениями». Возрастная группа детей: средняя Цель: Продолжать расширять представление детей о труде, систематизировать знания о...
Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего...
Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро....
Сценарий 1 сентября 2018 «Здравствуй, школа!»
Торжественная линейка 2018 «Здравствуй, школа! » Звучит музыка Выход детей 1. Внимание! Внимание! Сегодня 1 сентября! Мы говорим школе: « Здравствуй! »...