Папки-передвижки

Картотека литературных произведений «Осень» в старшей группе

Нина Александровна Волкова
Картотека литературных произведений «Осень» в старшей группе

Сказки

Николай Матвеевич Грибачёв «Заяц Коська и его друзья», глава «Рыжие листья».

Задачи. Познакомить детей со сказкой Николая Матвеевича Грибачёва «Заяц Коська и его друзья», помочь детям понять её смысл. Формировать умение детей отличать сказочные ситуации от реальных событий. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

Публикация «Картотека литературных произведений „Осень“ в старшей группе» размещена в разделах

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку. Быль – это рассказ об осенних изменениях в лесу, которые происходят на самом деле. Сказка – жители леса разговаривают на человеческом языке. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно, быль замечайте, от сказки отличайте.

Осень в лес пришла. Зелёными остались только сосны и ёлки, другие деревья стали делаться жёлтыми, рыжими, красными. Но больше всего, конечно, жёлтыми. И листья с них полетели — плывёт по воздуху листок, падает в траву, шелестит — шшу-шшу-шшурх! Ветер холодный между деревьями шумит — чшу-чшу-чшух!

Обрадовалась лиса Лариска — вот как хорошо все выходит, думает она, жёлтые да рыжие листья на мою шкуру похожи. Наметёт их ворохами по канавам, спрячусь я туда и подстерегу зайца Коську. Он-то меня среди жёлтых и рыжих листьев не заметит, а я его ам — и съем!

А заяц Коська первый год на свете жил, осени ещё не видел. И очень боязно ему было — ночью спать не может. Шум кругом стоит, шелест, а ему кажется — подползает кто-то, съесть его собирается. Смотрит он, смотрит в темноту, глаза лапами продирает, а все ничего не видать. Утром встал, холодной водой глаза промыл. «Пойду-ка я, — решил он, — похожу, поброжу, с ежом Кирюхой поговорю. Он четвёртый год на свете живёт, может, расскажет что-нибудь».

Пришёл он к дому ежа, в дверь постучал — никто не отвечает, в окно постучал — тоже никто не отвечает. «Может, заболел ёж Кирюха? — подумал заяц Коська. — Может, ему скорая помощь нужна? Придётся без приглашения заходить».

Зашёл в сени — нет никого. Зашёл на кухню — нет никого. Отыскался ёж Кирюха в самой дальней комнате, где и окон нету.

— Что это у тебя, ёж Кирюха, так темно и сыро? — удивился заяц Коська. — Может, заболел ты?

— 0-оах! — зевнул ёж Кирюха. — Ничего я не заболел, а просто спать хочу.

— Так ведь спать ночью надо, а сейчас утро!

— Ничего ты не понимаешь, — сказал ёж Кирюха и опять зевнул. — Осень вон пришла, за ней зима со снегом и морозом. А мы, ежи, всю зиму спим. Ни есть нам, ни пить не надо, спим — и все. Так что ты иди по своим делам, а я устраиваться буду. Весной приходи, может, чего расскажешь.

«Ну, и ленивый этот еж Кирюха, — подумал заяц Коська. — Это ж надо — всю зиму спать! Бока, наверное, болеть будут. Пойду к медведю Потапу, может, он чего посоветует».

Медведь Потап около берлоги лежал. Голова на лапах, глаза закрыты. Поздоровался с ним заяц Коська раз — не слышит медведь; поздоровался второй — опять не слышит. Тогда чуть не в ухо крикнул;

— Здравствуй, медведь Потап! Открыл медведь один глаз наполовину, спросил сонным голосом:

— Это кто тут шумит?

— Да я это, заяц Коська!

— А чего тебе надо? Я спать хочу.

— Так ведь спят ночью, а сейчас утро!

— Ничего ты не понимаешь, — добродушно проворчал медведь Потап, удивляясь, что заяц не знает таких простых вещей. — Мы, медведи, как зима наступает, все время спим. Я мороза и снега не люблю, у меня лапы мёрзнут.

— Ох, помрёшь ты от голода, медведь Потап!

— Не помру, я под шубой знаешь сколько жира запас? До тёплых дней хватит. Ты ко мне весной приходи, новости расскажешь. А сейчас ступай, только вон в углу лыжи стоят — себе их возьми. В прошлом году я их Мишутке сделал, да теперь он вырос, малы они ему.

— Да зачем мне лыжи? — удивился заяц Коська. — Я на них и ходить не умею.

— Ты бери, бери, зима придёт — научишься. Ни лиса, ни волк тебя не догонят. А ко мне весной забегай, поговорим-умм!

И опять закрыл медведь глаза, дремать стал. А заяц Коська хоть и не понял, для чего ему нужны лыжи, забрал их и отнёс домой. После обеда пошёл он искать бобра Борьку — может, он чего интересное расскажет? Берег речки от дождей скользким сделался, по воде от ветра волны гуляют, а бобёр Борька лозовые ветки грызёт и куда-то под воду таскает.

— Здравствуй, бобёр Борька! — сказал заяц Коська. — Не знаешь ты, что у нас в лесу делается? Ёж Кирюха совсем ленивым стал, даже разговаривать не может, у медведя Потапа только один глаз наполовину открывается. Говорят — спать всю зиму будут. А как ты, бобёр Борька, тоже спать ляжешь?

— Я в свою хатку под берегом спрячусь. На реке лёд станет, а там тепло. Буду лозу грызть, когда книжку почитаю, когда посплю. Вот как разлив кончится, приходи, ладно? А сейчас мне некогда, работы много.

Совсем скучно стало зайцу Коське, даже плакать хочется — один он остался, поговорить и то не с кем. Идёт он, голову повесил, да вдруг слышит на ёлке:

— Цок-цок! Что это ты, заяц Коська, скучный такой? Или беда какая приключилась?

Смотрит заяц Коська — это белка Ленка на ёлке сидит, шишку грызёт. Рассказал он ей и про ежа Кирюху, и про медведя Потапа, и про бобра Борьку.

— Ну, и пусть спят! — сказала белка. — Они от веку лодыри. Зимой в лесу знаешь, как хорошо? Иней голубой на ветках, снежок пушистый, в мороз небо синее, весь день гулять хочется. А то все лето да лето — скучно даже! Эх, побегаем мы с тобой наперегонки по сугробам!

— А ты не будешь спать, белка Ленка?

— Не буду.

— Спасибо тебе, а то совсем мне скучно стало. Я к тебе часто приходить буду, ладно?

— Приходи.

Повеселел заяц Коська, будет все же у него компания на зиму. Даже песню сочинять на ходу стал:

Осень наступает,

Дождь со всех сторон.

Липа лист роняет,

Лист роняет клён.

В иглах спрятав брюхо,

Месяцев на пять

Ляжет ёж Кирюха

Беспробудно спать.

Пусть ему приснится

Солнце и река,

Травка медуница,

Сорок три жука.

А я спать не стану,

Утром выйду в путь,

Белую достану

Шубу где-нибудь.

К белым тучам близко

Белая земля.

Эй, лиса Лариска,

Отыщи — где я?

И только пропел это заяц Коська, справа от него зашевелилось что-то жёлтое с рыжим, на листья похожее. И не успел он ничего сообразить, как ему бок словно обожгло. Прыгнул он что было сил, стрелой через пень перелетел, через ямку. За большим дубом остановился отдышаться. Глянул назад — а на полянке лиса Лариска сидит.

— Хи-хи-хи! — засмеялась лиса Лариска. — Что, попробовал моих коготков? Это я ещё сытая, тяжело мне прыгать, а то съела бы я тебя и косточки по кустикам развесила. Ну, да никуда ты от меня не денешься — теперь всюду жёлтые и рыжие листья, на мою шкуру похожи. Спрячусь среди них — и не заметишь, сам в рот попадёшь. И дружки твои, ёж Кирюха да медведь Потап, не помогут — лежебоками стали, глаза у них жиром заплыли. Хи-хи-хи!

— А вот скоро зима придёт, — сказал заяц Коська,— и я белую шубу надену. Ты видна будешь, а меня от сугроба не отличишь.

— Хи-хи-хи! — показала зубы лиса Лариска. — Не доживёшь ты до зимы, подкараулю я тебя и съем. Хи-хи-хи!

Побежал заяц Коська домой. «Ну, — подумал он, — раз лису Лариску трудно стало от листьев отличить, таки не буду я по лесу ходить. Лучше голодным перележу, а в крайнем случае в поле сбегаю, там все-таки далеко видно».

Так и сделал. С утра до обеда лежит лиса Лариска в жёлтых и рыжих листьях, зайца караулит — нету его; от обеда до вечера по лесу бегает, ищет — нету и нету.

Так и не поймала она до зимы зайца Коську.

— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

1. Дети, о каком времени года говорится в сказке?

— Осень в лес пришла.

2. Дети, что в этой сказке быль?

— Осень в лес пришла. Зелёными остались только сосны и ёлки, другие деревья стали делаться жёлтыми, рыжими, красными. Быль в этой сказке то, что звери рассказали о себе. Мы, ежи, всю зиму спим. Мы, медведи, как зима наступает, все время спим. Я, бобр, в свою хатку под берегом спрячусь.

1. Дети, чем порадовала осень лису Лариску?

— Обрадовалась лиса Лариска — вот как хорошо все выходит, думает она, жёлтые да рыжие листья на мою шкуру похожи. Наметёт их ворохами по канавам, спрячусь я туда и подстерегу зайца Коську.

2. Как заяц Коська перехитрил лису?

— Побежал заяц Коська домой. «Ну, — подумал он, — раз лису Лариску трудно стало от листьев отличить, таки не буду я по лесу ходить. Лучше голодным перележу, а в крайнем случае в поле сбегаю, там все-таки далеко видно».

— Дети, сказки о природе читайте, быль и вымысел отличайте. Сказка разумна да хитра, много правды скрывает она.

Рассказы

Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Лес осенью».

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать любовь детей к Родине, родной природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писатель Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно, выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал нам яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Лес осенью». Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

— Путешествию конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

1. Дети, о каком времени года рассказал писатель?

2. Что интересного заметил писатель осенью в русском лесу?

— Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описал свои впечатления. При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.

3. Каков русский лес в осенние дни?

— Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.

4. Какие листья берёз?

— Падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья.

5. Какие нити паутинки?

— От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины.

6. Какие цветут цветы?

— Ещё цветут поздние осенние цветы.

7. Какой воздух в лесу?

— Прозрачен и чист воздух.

8. Какая листва шелестит под ногами?

— Лишь шелестит под ногами опавшая листва.

9. Хорошо в каком лесу?

— Хорошо в осеннем цветистом лесу.

10. Что слышится и видится в осеннем лесу?

— Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

11. Дети, почему автор назвал осенний лес цветистым?

— Разноцветна листва деревьев в лесу осенью.

Педагог ещё раз читает рассказ «Лес осенью», выделяя голосом названные прилагательные.

— Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лес осенью»?

— Читая рассказ «Лес осенью» я вижу красоту русского осеннего леса, ощущаю свежесть чистого воздуха, слышу шорох опавшей листвы, чувствую любовь автора к родной природе. Как прекрасны произведения русских писателей о природе! Как выразителен, ярок, звучен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.

Стихи

Иван Алексеевич Бунин «Листопад».

Задачи. Формировать интерес детей к пейзажной лирике. Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты, метафоры. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать любовь детей к родной природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир поэзии. Осень – период времени, когда природа готовится к зиме. Золотая, яркая, солнечная осень сменяется поздней, грустной, дождливой, холодной осенью. Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение поэта Ивана Алексеевича Бунина «Листопад».

Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

— Дети, стихотворению конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

— Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Алексеевич описал свои впечатления.

При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.

1. Дети, какому времени года посвятил поэт Бунин стихотворение?

2. С чем сравнивает поэт осенний лес?

— Лес, точно терем расписной.

3. Какой лес в стихотворение Ивана Бунина?

— Лиловый, золотой, багряный.

4. Чем удивили поэта берёзы?

— Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

5. С чем сравнивает поэт ёлочки?

— Как вышки, ёлочки темнеют. Вышки – это высокие здания.

Педагог ещё раз выразительно читает стихотворение наизусть.

— Дети, что вы почувствовали, слушая это стихотворение?

— Читая стихотворение Ивана Бунина «Листопад» я чувствую радость, любуюсь красотой золотой осени. Осень в стихотворение Бунина яркая, броская. «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», «Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой …». Дети, как волшебна русская пейзажная лирика! Как выразителен, ярок, звучен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.

Поэтический салон «Краски осени».

Задачи. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Расширять представления детей об осенних явлениях природы. Вызвать у детей желание читать стихотворения наизусть. Воспитывать чуткость детей к поэтическому слову.

Чтение.

— Дети, я приглашаю вас в наш поэтический салон. Сегодня мы читаем стихотворения разных поэтов, посвящённые разноцветью осени.

Желающие дети и педагог читают наизусть стихотворения или отрывки из стихотворений. Педагог обращает внимание детей на то, что нужно обязательно назвать автора и название стихотворения.

Константин Бальмонт. Осень.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся,

И заплачет спросонья.

Ольга Корнеева. Краски осени.

На палитре осень

смешивала краски:

Жёлтый цвет – для липы,

для рябины – красный.

Охра всех оттенков

для ольхи и ивы –

Все деревья будут

выглядеть красиво.

Ветерком подула,

листья подсушила,

Чтоб дождём холодным

красоту не смыло.

Украшать не стала

лишь сосну, да ёлку,

Слишком у подружек

колкие иголки.

Галина Вихарева. Осень.

Закружилась в небе осень,

Закружила всё вокруг.

И листочки, и дождинки

По дорожке в сад бегут.

Вместе с солнышком пурпурным

Осень льёт осенний свет.

И раскрасила в лесочке

Всё грибочки в яркий цвет.

Осень пышно нарядилась

И на праздник к нам пришла,

И корзину с угощеньем

Всем ребятам принесла.

Юлия Капустина. Осень.

В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Всё кругом искрится,

Всё переливается.

Зоя Федоровская. Осень.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!»

Алексей Толстой. Осень.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Ахмед Ерикеев. Наступила осень.

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

Елена Мечик. Осень.

Осень краски разбросала

На деревья и кусты.

И горят они всё ярче,

Словно летние костры.

Золотистый и багровый,

Жёлтый праздничный наряд.

Опадает лист последний,

Наступает листопад!

Пётр Синявский. Золотая осень.

Золотая волшебница осень,

Подожди, подожди уходить.

Ну, пожалуйста, мы тебя просим,

Хоть немножечко с нами побыть.

Очень нравится нам любоваться

Как листочки под солнцем горят.

Мы с тобой не хотим расставаться,

По душе нам твой пёстрый наряд.

Ольга Высотская. Осень.

Осенние денёчки,

В саду большие лужи.

Последние листочки

Холодный ветер кружит.

Вон листочки жёлтые,

Вон листочки красные.

Соберём в кошёлку

Мы листочки разные!

Будет в комнате красиво,

Скажет мама нам «спасибо»!

Алексей Плещеев. Осенняя песенка.

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Майя Ходякова. Осень.

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далеки

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льётся,

Это время года

осенью зовётся.

Публикации по теме:

Картотека прогулок в группе раннего возраста на осеньКартотека прогулок в группе раннего возраста на осень КАРТОЧКА №1. НАБЛЮДЕНИЕ: "Наблюдение за песком. " Свойства песка: сухой песок рассыпчатый, а мокрый сохраняет форму того предмета, в который.

«Осень, Осень, в гости просим!» Сценарий осеннего праздника в средне-старшей группе "Осень, Осень, в гости просим!" Сценарий осеннего праздника в средне - старшей группе. Цель. Способствовать созданию эмоционально яркой.

Фотоотчет о реализации проекта «Осень, осень в гости просим» в старшей группеФотоотчет о реализации проекта «Осень, осень в гости просим» в старшей группе Осень - удивительная пора. Ни в какую другую пору года человеческая душа так не трепещет и не стремится творить, как осенью. Этот душевный.

Картотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасностиКартотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасности Картотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасности. Бианки В. Береги лес! / Лесная газета. Волынский Т. Кошкин.

Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны»Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» 1. Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна 2. Л. Бетховен «Весенняя соната».

Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах»Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» К. Сен-Санс. «Карнавал животных»: 1. Вступление и Королевский марш льва 2. Куры.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе Тема: «Осень, осень в гости тебя просим» Цель: • Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе. • Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека литературных произведений «Осень» в старшей группе
Опубликовано: 3 октября 2022 в 07:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД