Картотека наблюдений на прогулке на февраль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Кириллова Тамара
Картотека наблюдений на прогулке на февраль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Картотека

наблюдений на прогулке

на февраль месяц

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2019 г

№ 1 Наблюдение за солнцем.

Обратить внимание на солнце. Какое оно сегодня: тусклое, яркое, закрытое тучами? Вспомнить, какое оно было вчера. Отметить путь солнца утром, днём и вечером по ориентирам. Сделать вывод, что солнце всё позже всходит и всё раньше заходит, в связи с этим дни уменьшаются.

Труд. Посыпание песком скользких дорожек. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к посыпанию песком дорожек.

№ 2 Наблюдение за ветром.

Дать знания о том, что в феврале появляются ветры: то слабые, то сильные, холодные, пронизывающие. Научить детей определять силу ветра не только по флюгеру, но и по движению веток на деревьях. Если ветра нет, ветки деревьев неподвижны. При сильном ветре раскачиваются не только ветки, но и верхушки деревьев, стволы. Ветер свистит и завывает.

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»

Задание: подберите прилагательные к существительным.

Снег какой? (Белый, чистый, холодный, пушистый, блестящий).

Снежинки какие? (Белые, легкие, пушистые).

Солнце какое? (Неласковое, тусклое, холодное, зимнее).

Ветер какой? (Холодный, сильный, колючий, злой, зимний).

Мороз какой? (Сильный, злой, лютый, трескучий).

Зима какая? (Холодная, снежная, долгая, белая).

№ 3 Наблюдение: на что похожи снежинки?

Предложить отгадать загадку:

Звёздочка лучистая,

Лёгкая, пушистая,

Кружится, летает,

На ладошке тает.

(Снежинка).

Рассказать детям, от чего зависит форма и размеры снежинок; понаблюдать за тем, как снежинки падают на землю.

В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.

Размеры снежинок зависят от температуры воздуха. Чем ниже температура, тем меньше снежинка. Форма снежинки всегда шестиугольная, потому что молекулы (мельчайшие частицы) воды, из которых состоят снежинки, при замерзании всегда выстраиваются, образуя шестиугольник.

Дидактическая игра «Придумайте определения к слову «снежинки». Какие они?»

(Белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, узорчатые, кружевные, холодные).

Экскурсия «В гости к деревьям».

Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно – всё взаимосвязано. Воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе.

№ 4. Наблюдение в морозную погоду.

Предложить отгадать загадку:

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит, и стоять не велит.

(Мороз).

В морозную погоду рассмотреть узоры на окнах, которые искрятся на солнце разноцветными огоньками. Если после оттепели ударит мороз, появится гололёд. Объяснить это явление. Что надо сделать, чтобы было не скользко идти по дорожке? (посыпать её песком).

Дидактическая игра «Подбери родственные слова к слову «мороз».

(Морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое).

. Труд. Уборка снега с дорожек.

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к уборке снега с дорожек.

№ 5. Наблюдение за деревьями.

Как зимуют деревья?

(Лиственные сбросили листву, хвойные стоят зелёные).

Предложить детям рассмотреть строение деревьев: крону, ствол, расположение веток. Сравнить друг с другом. Рассказать детям, какую пользу приносят деревья.

Обратить внимание на снег, который слегка разукрасил деревья, припушил ели и сосны. Предложить детям узнать деревья. Научить детей отличать деревья от кустарников.

Какие хвойные деревья ещё знают дети?

Что такое хвоя?

Как называются деревья, у которых листья на зиму опадают?

Рассмотреть хвойные и лиственные деревья, сравнить их между собой.

Дидактическая игра «Отгадай дерево по моему описанию».

Это дерево. Зимой оно стоит без листьев. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России.

(Берёза).

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту,

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

(Сосна).

№ 6. Наблюдение: почки деревьев зимой.

Предложить рассмотреть почки. Сравнить по форме и расположению почки черноплодной рябины и клёна. Объяснить, что в почках находится запас питательных веществ для будущий листьев. Отметить, как плотно они закупорены, залиты клейким веществом, чтобы не пропускать холодный воздух.

Труд. Привлекать детей к созданию фигур и построек из снега.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают?».

Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.

№ 7. Наблюдение: следы на снегу.

Обратить внимание детей, как много снега выпало на участке. Предложить рассмотреть следы на снегу птиц, кошек, большие и маленькие следы человека. Учить различать и узнавать следы.

Игра «Нарисуй следами».

Беседа «Моя помощь птицам зимой»

Познакомить детей с умением птиц приспосабливаться к различным условиям жизни. Воспитывать интерес к изучению жизни птиц, бережное отношение к ним.

Дидактическая игра. «Про кого так говорят? Почему?»

Чернокрылая …

(ворона, сорока).

Белобокая …

(сорока).

Красногрудый…

(снегирь).

Желтогрудая…

(синица).

Большеглазая …

(сова).

Длиннохвостая…

(сорока).

Сизокрылый…

(голубь).

Короткохвостый …

(воробей).

№ 8. Наблюдение за красотой зимнего пейзажа.

Обратить внимание детей, как красиво зимой: кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое. Отметить, какое солнце: яркое, сияющее. Обратить внимание, что морозы стали крепче.

Деревья уже не кажутся голыми: они оделись в белоснежный наряд. Объяснить, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу.

Побелели и дорожки. Предложить понаблюдать, как красиво лежит снег на деревьях, какой сказочный стал участок детского сада.

Труд. Уборка снега с дорожек.

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к уборке снега с дорожек.

№ 9. Наблюдение: вьюга, пурга, метель.

Зимой дует сильный ветер, поднимая снег с земли. Из-за белой снежной пелены ничего вокруг не видно. Это явление называется вьюга, пурга, метель. Особенно часто метели, пурга, снежные бури бывают в феврале. Даже поговорка есть такая: «В феврале хозяйничают две подруги: метель да вьюга».

Дидактическая игра «От какого слова могли произойти слова «метель» и «вьюга»?».

(Слова «метель» и «вьюга» образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог и полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри).

Труд. Сгребание снега к стволам и кустарникам. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников.

№ 10. Наблюдение: снегирь.

Предложить отгадать загадку:

Сад сверкает и блестит –

Белым бархатом укрыт.

На деревьях огоньки –

Прилетели (снегирьки).

Рассказать детям, что снегирь прилетает на зиму в наши края «погреться». С первым снегом и морозом он появляется у нас с севера.

Предложить рассмотреть снегиря, обратить внимание на яркую грудку, чёрную шапочку, чёрный хвост и крылья. Понаблюдать, как он с удовольствием ест ягоды калины и рябины.

Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных).

(Ворона — вороны, снегирь — снегири, галка — галки, воробей — воробьи).

Труд. Встряхивание снега с молодых веток.

№ 11. Наблюдение: сугробы.

Идёт зима, растут сугробы. Глубокие и чистые лежат они под деревьями, у кустов, на тропинках.

Предложить полюбоваться красотой высоких сугробов; подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (Здесь он не разносится ветром).

Труд. Уборка снега с дорожек

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к уборке снега с дорожек.

№ 12. Наблюдение за зимующими птицами.

Птицам холодно от февральского лютого ветра, им трудно добывать корм. В феврале часто бывает гололёд, стволы и ветки деревьев покрываются тонким слоем льда, который закрывает трещины и дырочки. Птицы уже не могут достать насекомых из-под оледеневшей коры.

Объяснить детям, что теперь корм птицам в кормушку нужно насыпать три раза в день.

Дидактическая игра «Назови ласково птицу» (упражнение в словообразовании).

(Воробей - воробушек, галка - галочка, синица - синичка, голубь - голубок).

№ 13. Наблюдение: снег хрустит.

Обратить внимание, в какую погоду снег хрустит под ногами – в тёплую или холодную?

В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими.

Дидактическая игра «Кто как из зимующих птиц голос подает?»

Задание: скажите, как подаёт голос птица, прилетевшая к нам на участок.

(Воробей – чирикает.

Ворона – каркает.

Сорока – стрекочет.

Голубь – воркует.

Синица – тенькает).

№ 14. Наблюдение: лёд на дороге.

Формировать у детей умение устанавливать связь между температурой воздуха и состоянием воды.

Активизировать знания детей о свойствах льда: прозрачный, хрупкий, твёрдый, гладкий, скользкий, блестящий, по нему можно кататься на коньках.

Предложить сравнить понятия, чем похожи и не похожи: лёд и снег, лёд и стекло: лёд и зеркало, снег и вата.

Дидактическая игра «Подберите родственные слова к слову «лёд».

(Ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололёд, ледовый).

Труд. Посыпание песком скользких дорожек. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к посыпанию песком дорожек.

№ 15. Наблюдение: гололёд.

Чтение стихотворения «Гололед».

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог

Обратить внимание детей на то, что после вчерашней оттепели ударил мороз, и на снежном покрове образовалась корка льда. Напомнить о необходимости быть осторожным в это время!

Как следует бороться с гололёдом? Дворники посыпают дорожки песком, разбивают лёд специальным инструментом – ледорубом.

Дидактическая игра «Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег).

№ 16. Прогулка на водоём.

Показать детям, какой толстый слой льда образовался на воде. От морозов он всё время растёт. Воздуха под водой становится всё меньше, и дышать водным обитателям всё труднее.

Показать детям проруби и спросить, для чего они сделаны.

(От недостатка воздуха рыбы могут погибнуть. Через лёд воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби).

№ 17. Наблюдение: куда исчезают снежинки?

Предложить полюбоваться снежинками. Они блестят на солнце, как алмазы, и переливаются всеми цветами радуги. Снежинки состоят из мельчайших ледяных кристалликов.

Предложить поймать на варежку или рукав несколько снежинок и внимательно рассмотреть их форму.

Показать детям, как и почему исчезают снежинки.

Что произойдёт, если снять варежку и снежинка упадёт на ладошку? На лицо? Где же она? (Растаяла). Во что превратилась? (В капельку). А почему не таяла на варежке? (Варежка холодная, а ладонь тёплая).

Дидактическая игра «Что могут делать снежинки?

(Летать, кружиться, виться, танцевать, порхать, падать, таять).

Труд. Посыпание песком скользких дорожек. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к посыпанию песком дорожек.

№ 18. Наблюдение за инеем.

Понаблюдать за явлением природы: изморосью (инеем); рассказать о его появлении.

После того как заходит солнце, поверхность земли начинает охлаждаться и к утру становится ещё холоднее. Охлаждается не только земля, но и воздух, прилегающий к ней. Капельки воды, содержащиеся в воздухе, оседают на холодную землю, телеграфные провода, ветки деревьев, крыши и замерзают.

Какая погода способствует образованию инея? (тихая, безветренная).

Какие чувства, эмоции вызывают у вас деревья, покрытые инеем?

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Закрепить представления детей о временах года, их характерных признаках. Развивать наблюдательность.

№ 19. Наблюдение: идёт снег!

Рассказать о появлении снега.

В верхних слоях воздуха капельки воды замерзают и образуют кристаллики льда. Эти кристаллики срастаются, образуя объёмные ажурные снежинки. Снежинки долетают до земли, не растаяв, только при отрицательной температуре воздуха. В другом же случае снежинки тают и снова образуются капли воды.

Труд. Сгребание снега к стволам и кустарникам. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников.

Дидактическая игра «Подбери родственные слова к слову «снег».

(Снежок, снежинка, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь, снежный, снеговик).

№ 20. Наблюдение: наст.

Рассказать детям, что ближе к весне, когда днём начинает пригревать солнце, а ночью подмораживает, на снежной поверхности образуется смёрзшаяся ледяная корка – наст.

Прочный наст зайцам, рыси, росомахе может облегчить бег. При непрочном насте звери ранят себе лапы.

Дидактическая игра «Человек и природа».

Систематизировать знания детей о том, что даёт нам природа, а что даёт человек. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия.

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия к 76-летию Сталинградской битвы «Февраль, февраль, солдатский месяц» к 76-летию Сталинградской битвы «Февраль, февраль солдатский месяц….» Слайд- 1 Цель: Укрепить и углубить знания о ВОВ Задачи: воспитывать.

Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на январь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на ноябрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке в старшей и подготовительной группе ОСЕНЬНаблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Загадка:.

Картотека наблюдений на прогулке «Вырос одуванчик первый молодой» в весенний период для детей средней группы Наблюдение за одуванчиком «Вырос одуванчик первый молодой» Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту цветка. Воспитатель загадывает.

Картотека наблюдений на прогулке во второй младшей группе Картотека наблюдений на прогулке во 2 младшей группе Осень. Вид деятельности: познавательно - исследовательская. Неживая природа. 1. «Золотая.

Картотека наблюдений в старшей группе Октябрь. Карточка №1. Наблюдение за грузовым автомобилем. Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового. Ход наблюдения Мощный.

Конспект наблюдений на прогулке во второй группе раннего возраста «Птицы зимой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 39» КОНСПЕКТ Наблюдений на прогулке.

Перспективное планирование на февраль месяц во второй младшей группе Сводная сетка непосредственной образовательной деятельности на февраль 2018-2019 учебный год в младшей группе № 1 «Почемучки» ТЕМЫ НЕДЕЛЬ:.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Картотека наблюдений на прогулке на февраль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР
Опубликовано: 1 февраля 2019 в 00:13
+563Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 167.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День здоровья глаз на МААМ

Недаром говорится «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – зрение играет огромную, решающую роль в развитии каждого человека. При помощи зрения осуществляется 90 процентов восприятия окружающего...

27 февраля. Международный день полярного медведя

Белый медведь — самый крупный наземный хищник в мире. Эскимосы зовут его «нанук», поморы — «ошкуй», а чукчи называют именем, хорошо известным нам по мультфильму — умка. Этот зверь умеет выживать в...

Фотоотчет «Весна, весна у кого весна? А у нас еще зима»
Зима у нас в Сибири, Как снежный зимний рай. В волшебном блицтурнире Творят свой зимний храм Красоты здесь такие, Захватывает дух! Здесь чары колдовские...
Проект «Знакомство с народной игрушкой Матрешкой»
Паспорт Педагогического проекта Вид проекта: краткосрочный ( 1 месяц) Тип проекта: познавательно-творческий. Цель: Познакомить детей с народной игрушкой...
Из опыта работы. Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликаци и». В основе моей работы с детьми легли...