Приложение МААМ

Картотека наблюдений по программе «Истоки»

Юля Сокур
Картотека наблюдений по программе «Истоки»
▼ Скачать + Заказать документы

Осень

Карточка №1

«Клумба»

Цель: расширить представление о цветах на клумбе, уточнить с детьми названия цветов, развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о цветах на клумбе; воспитывать любовь к растениям, бережное отношение к ним.

Ход:

Воспитатель с детьми рассматривает клумбу: «Что здесь растет?

Откуда взялись эти растения? (Их посадили дети, воспитатели, родители). Какие растения уже знакомы вам? Может быть, у вас есть такие же во дворе дома или на даче?»

Карточка №2

«Изучение цветков»

Публикация «Картотека наблюдений по программе „Истоки“» размещена в разделах

Цель: знакомить с особенностями строения и отличительными признаками цветов; формирование понятия о смене времени года, развивать познавательную активность.

Ход:

Воспитатель предлагает найти на клумбе самые большие и маленькие цветки, самые яркие и незаметные, самые душистые. Дети рассматривают цветок: из чего он состоит. (Из нежных, мягких лепестков и желтой серединки). С помощью лупы изучают серединку цветка, трогают ее:

На руке осталась желтая «пыль» - пыльца. Пчелы, бабочки прилетают к цветкам за вкусным нектаром, на их лапках остается пыльца. Дети наблюдают, не прилетит ли кто – нибудь из насекомых к цветкам. Педагог обращает внимание на то, что наступает осень, цветущих растений становится все меньше, поэтому и насекомых увидеть сложнее.

Карточка № 3

«Изучение плодов»

Цель: знакомство с плодами

Ход:

Воспитатель предлагает найти растения с плодами, рассмотреть их, потрогать, выяснить, что находится внутри.

Карточка №4

«Изучение листьев»

Цель: Обобщить знания об осенних изменениях в природе, исследовать строение и отличие листа, закрепить знания о знакомых цветах, форме их листьев, значении листьев для них.

Ход:

Воспитатель говорит: «На клумбе растут разные травы с красивыми цветками, мы так их и называем - цветы. Но кроме цветков у растений есть еще и стебель». (Дети рассматривают его). Дошкольники исследуют листья (в том числе и с помощью лупы, находят растения с самыми большими и маленькими, со светло-и темно-зелеными, цельными и резными листьями, трогают их: какой из них самый шершавый (самый гладкий, самый колючий.

Карточка №5

«Изучение корней»

Цель: Ознакомление с корнем, его функциями и видоизменениями.

Ход:

Поскольку осенью с клумбы убирают многие растения, воспитатель выкапывает несколько экземпляров трав с разной корневой системой (с длинными, глубоко проникающими в почву, и с короткими, распологающимися на поверхности корнями). Дети рассматривают их, трогают, нюхают. Воспитатель обсуждает с дошкольниками, для чего нужны корни: они держат растения в земле и «добывают» для них воду и «еду».

Педагог делает на клумбе или в другом месте небольшую ямку, изготавливает ловушку, для обитателей почвы, отрезав у двух-или пятилитровой пластмассовой бутылки верхнюю часть так, чтобы получилась емкость с широким горлом. Помещает ловушку, нижнюю часть бутылки, в ямку на клумбе или в другом месте за сутки начала наблюдений. (Быстрее всего ловушка наполняется ночью.) Края емкости должны находиться на уровне поверхности почвы. (Если они окажутся выше ее уровня, в ловушку никто не попадет, если ниже – туда насыплется земля.) По углам емкости размещают четыре палки так, чтобы часть их оказалась на земле, а часть нависала над емкостью. (Насекомые, пауки ползут по палкам и попадают в ловушку).

Карточка №6

«Деревья, кустарники»

Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев и кустарников, умение видеть их отличия

Ход:

Воспитатель проводит экскурсию в ближайший сквер или парк, где дети наблюдают за деревьями и кустарниками, травами, рассматривают деревья. Воспитатель называет их характерные признаки: у березы белый ствол, у рябины ажурные листья, ель издали похожа на пирамиду и т. д. Дети сравнивают дерево и кустарник. У кустарника много стволиков и выходит из-под земли, а у дерева – один большой ствол. На чем растут ветки? (На стволе). Дети трогают, нюхают ствол, кору разных деревьев. Сравнивают хвойное и лиственное дерево: чем они похожи и чем отличаются? Чем отличается лист дуба и хвоя сосны, ели? (Отличаются листьями, но хвоинки – это тоже листья.) У каких еще деревьев есть хвоинки? Чем отличается лист дуба (березы, осины) от листьев других деревьев? Ищут под деревьями плоды и семена деревьев, собирают их для коллекции. Воспитатель предлагает детям попробовать вытащить дерево из земли. Что держит его в почве? Корни. Проводится подвижная игра «Раз, два, три – к дереву (кустарнику) беги!». Воспитатель называет дерево, к которому должны бежать дети. Выигрывает тот, кто первым найдет нужное растение и дотронется до него. В южных районах, где в это время еще много цветущих растений, можно обратить внимание на них.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на деревья, клумбы на улицах вблизи детского сада.

Воспитатель организует наблюдение за птицами. Каких птиц можно увидеть в парке? Верные спутники человека – воробей, голубь, ворона. Где еще они живут в городе? Что едят? Есть ли у них враги? Моно ли им чем нибудь помочь? В северных городах в это время появляются синицы (летом они живут в лесу, прилетают снегири, свиристели. Чем похожи птицы и чем отличаются? (Например, у них есть крылья, клювы, перья и т. п. Все они – птицы, хотя и отличаются по окраске, величине. Одни из них прыгают, другие ходят). Почему эти птицы прилетели в парк? Что они могут здесь сьесть, где спрячутся? Важно, чтобы дети осознали самые простые взаимосвязи – если в парке растет рябин, значит, здесь могут появиться снегири, свиристели, которые едят эти ягоды.

Карточка №7

Наблюдение за птицами

Цель: Познакомить детей с птицами. Учить различать их по размеру и окраске. Поддерживать интерес к жизни птиц. Привлекать детей к их подкормке

Каких птиц можно увидеть в парке, на берегу озера или пруда? (Воробьев, голубей, ворон, уток). Чем они отличаются, чем похожи? Птиц можно подкормить.

Карточка №8

Наблюдение за зверями

Цель: систематизировать представления о жизни животных,

закреплять знания о собаке, её характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде.

Ход:

Как ведут себя собаки? Как относятся к собакам птицы, которые живут в парках? Воспитатель обращает внимание детей на результаты правильного поведения людей (разбросан мусор или его бросают в урну, собаки ходят без поводков, хозяева за ними не убирают и т. п.)

Карточка №9

Наблюдение и опыты в уголке природы

Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста. Развивать наблюдательность, способность

экспериментировать, делать умозаключения.

Ход:

В течении недели дети наблюдают за проращиванием семян. Во влажную баночку кладутся набухшие семена подсолнечника, фасоли, гороха или любых других растений. Такие же сухие семена помещаются в баночку без воды. Емкости ставятся в одинаковые условия (например, на подоконник). Через пару дней семена в первой банке, где была вода, прорастают, а в банке без воды- нет. Воспитатель делает вывод, что для проращивания семечка нужна вода.

По аналогии проводится опыт, показывающий роль света в развитии растений. В две баночки кладутся набухшие семена растений. Одна из них помещается на подоконник другая выставляется на холод. Через несколько дней дети увидят, что в тепле семена проросли, на холоде- нет. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что для проращивания семечку нужно тепло.

Карточка № 10

Опыты по проращиванию семян

Цель: формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.

Ход:

Проращивается фасоль (горох). В высокий прозрачный стакан вставляется свернутая в трубку промокательная или другая, хорошо впитывающая воду, бумага. Между стенкой банки и бумагой помещаются 2-3 фасолины (или другие семена). В банку наливается небольшое количество воды (слоем до 3 см). Емкость ставится на освещенное место. Периодически в нее добавляется небольшое количество воды. Дети фиксируют наблюдения, делают зарисовки: как появляется корешок, стебелек, может быть, лист. (Выросшие растения затем можно пересадить в прозрачную емкость с почвой и наблюдать за их ростом.)

Карточка №11

Наблюдения за растениями

Цель: закреплять знания о взаимосвязи неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений в осеннее время.

Ход:

Воспитатель регулярно отмечает с детьми, какие изменения происходят в жизни растений (в зависимости от региона эти признаки будут разными) : растения перестают расти, меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники.

Карточка № 12

Наблюдения за животными осенью

Цель: продолжить знакомство с разнообразием видов насекомых, систематизировать представления детей о поведении насекомых осенью.

Ход:

Воспитатель обращает внимание детей на изменения, происходящие в жизни животных: исчезли бабочки, мухи, жуки, одни птицы уже улетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи, другие перебираются поближе к жилью человека (синицы, снегири, свиристели). Дети наблюдают за птицами на кормушках. Подкармливают птиц, белок шишками, орехами. Воспитатель подчеркивает, что животных нужно кормить только тем, что они едят в природе. Проводят исследование: есть ли сейчас пища для животных? На территории детского сада дети ищут самих животных или их следы (отпечатки лап, цепочки следов, объеденные шишки, раздавленные ягоды).

Карточка №13

Наблюдения на улице

Цель: развивать наблюдательность, расширять знания о животных и деревьях.

Ход:

Рассматривание лиственных и хвойных деревьев – следы каких животных можно увидеть рядом, есть ли дупла, расщелины, кто них прячется, какие птицы прилетают.

Карточка №14

Наблюдение в уголке природы

Цель: развивать умение наблюдать, находить сходства и отличия

Ход:

Рассматривание растений в уголке природы – какие из них похожи на деревья, кустарники, травы.

Карточка №15

Наблюдения за животными на прогулке

Цель: расширение у детей элементарных экологических представлений о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание

Ход:

Воспитатель обращает внимание на птиц и других диких животных (если они появляются на участке). Чем покрыто тело птиц? Есть ли на участке другие животные с перьями? Как птицы чистят свои перышки? Наблюдаем за домашними животными.

Карточка №16

Во время прогулки

Цель: формировать у детей представление о насекомых, учить различать, сравнивать, правильно их называть, формировать бережное, заботливое отношение по всему живому.

Ход:

Воспитатель поочередно помещает на ствол дерева и на ветки если (сосны) бумажные силуэты жуков разного цвета. Вместе с детьми обсуждает, какие жучки спрятались лучше всех. (На коре дерева – коричневый, а на ветках ели –зеленый.) Какой жук виден издалека? (Красный). Дошкольники вспоминают жука красного цвета, который им хорошо известен. (Божью коровку). Она прячется от птиц или совсем их не боится? (Предупреждает, что ее лучше не трогать, она «невкусная»). Воспитатель напоминает: если взять божью коровку в руки, она выделит желтые горькие капельки. Если птица случайно съест божью коровку, ей будет неприятно, горько, поэтому она запомнит, что яркий, красный с черными точками жучок несьедобен.

Карточка №17

Наблюдение за тенью

Цель: развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; расширять представление детей о свойствах света и тени; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы

Ход:

В солнечный день воспитатель предлагает дошкольникам постоять под деревом и понаблюдать за тенью. Ветки колышутся, и тень дерева двигается. Дети получают листы белой бумаги и, держа их в горизонтальном положении,становятся под кроной дерева или кустарника. Педагог обращает внимание на чередование пятнышек, полосок тени и света, которые хорошо заметны на бумаге. У многих животных которые прячутся в тени растений, например у тигра или жирафа, бывает полосатая или пятнистая окраска.

Карточка №18

Наблюдение в природе

Цель: развивать наблюдательность, расширять знания детей.

Ход:

На прогулках обращает внимание детей на происходящие в природе изменения: стало холоднее, солнце светит, но не греет. Оно поднимается высоко в небе, дни становятся короче (в северных регионах они уже совсем короткие). Появляется снег., в южных районах снега еще может не быть, но по ночам замерзают лужи. Дети палочкой пробуют проткнуть лед, измерить его толщину, наблюдают, тает он днем или нет.

Воспитатель предлагает проверить некоторые народные приметы. Например : «Если дым из трубы валит столбом, будет сильный мороз». Педагог обращает внимание детей на то, что зимой можно играть в игры со снегом, строить горки, снежные фигуры, кататься на лыжах, санках. Почему этого нельзя делать летом?

Карточка №19

Птицы зимой

Цель: учить детей отличать птиц ; отметить особенности их поведения в зимний период.

Ход:

Дошкольники продолжают подкармливать птиц и наблюдать за ними : какие чаще всего прилетают к кормушке, что едят? Педагог обсуждает с детьми, почему именно зимой птицы нуждаются в нашей помощи.

Карточка №20

Одежда зимой

Цель: предложить детям рассмотреть прохожих и себя, обратить внимание на верхнюю одежду, головные уборы, обувь. Помочь составить сравнительный рассказ «Одежда зимой и осенью», рассказать о том, что одеваться, значит, беречь свое здоровье.

Ход:

Педагог обращает внимание на одежду людей: стали ли все одеваться теплее, чем осенью? Как изменилась одежда самих ребят?

Карточка № 21

Деревья

Цель: закреплять умение детей различать деревья, расширять знания о деревьях в зимний период.

Ход:

Остались ли на деревьях листья? Какие деревья зимой не меняют свой наряд? (Большинство хвойных – ель, сосна, пихта). Что деревья делают зимой? (Они «спят»). Дети учатся определять некоторые деревья по силуэтам, слушают, как они шумят зимой (слышен стук веток).

Карточка №22

Наблюдение за инеем

Цель: обратить внимание на красоту зимнего пейзажа, предложить рассмотреть ветви, покрытые инеем, предположить, как образуется иней

Ход:

Дети рассматривают его через лупу, трогают пальцами, убеждаясь, что иней – это вода, обсуждают, на что похожи покрытые инеем растения.

Карточка №23

Наблюдение за снежинками

Цель: формировать представление о свойствах снежинок; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход:

Когда на деревьях появляется иней? На что похожи деревья, покрытые инеем? Педагог обращает внимание детей на то, как красивы и разнообразны снежинки, как они переливаются, сверкают на солнце. Похожи ли они друг на друга? Дети рассматривают снежинки, упавшие на рукав, ладонь, затем исследуют их с помощью лупы, считают сколько лучей у снежинок, выясняют, на что они похожи (на звездочки). В сильный мороз – это твердые крупные звездочки, в слабый – белые шарики. При сильном ветре снежинки мельче, чем в тихую погоду, поскольку у них обламываются края (это заметно даже через лупу). Если снежинки во время полета слипаются, получаются снежные, пушистые хлопья. (Это происходит при не очень высокой температуре). Пусть деть постараются найти похожие снежинки, запомнить, как они выглядели, затем по памяти воспроизвести их на бумаге (в виде рисунка или аппликации). Дети проверят, что происходит, если снежинку положить на ладонь. Она тает, получается капелька воды. Значит, снежинка – это вода.

Карточка №24

Наблюдение в группе за окном

Цель: закрепить знания детей о зимнем явлении — морозе.

Ход:

Если на оконном стекле образуются морозные узоры, дети рассматривают их. Кто мог нарисовать такие узоры? Что они напоминают? Интересно сравнивать узоры на разных окнах. Мороз рисует одинаковые узоры или нет? Какие из них получились самые красивые? Накануне воспитатель помещает в морозилку пластиковую бутылку, наполненную водой и небольшое зеркало.

Карточка №25

Наблюдение за изменениями в природе. Солнце.

Цель: отметить изменения в погоде, формировать представления о солнце зимой.

Ход:

Воспитатель продолжает наблюдать за с детьми за изменениями в природе: стало совсем холодно (обращает внимание детей как изменилась одежда людей, как ведут себя птицы, оставшиеся зимовать). Особое внимание акцентируется на солнце, которое светит, но не греет. Оно не поднимается высоко в небе, дни становятся совсем короткие. Педагог организует совместно с детьми наблюдение за временем восхода солнца и захода, ориентируя их на деятельность в разные временные отрезки дня.

Карточка №26

Наблюдение за снегом

Цель: познакомить со свойствами снега

Ход:

Дети наблюдают за снегом, делают из него постройки, играют в снежки и другие игры. Воспитатель обращает внимание на характеристики снега: холодный, сухой (мокрый, рыхлый (плотный, чистый (грязный). Есть ли снег на деревьях? Меняется ли его цвет в зависимости от погоды? От времени суток? Дети наблюдают, как выглядят снежинки в свете фонаря. Всегда ли снег белый? Какого цвета он в солнечную погоду? В пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится, а когда – плохо? Воспитатель предлагает поиграть со снегом, покопать его лопаткой, подбросить вверх: он легкий, рыхлый (разлетается в стороны) или тяжелый (мокрый, падает комьями) поднимает ли ветер снег? в какой снег легче провалиться – в рыхлый или плотный? На каком можно прыгать, а на каком – нет? Дети ходят по снегу и слушают, появляются ли при этом какие-нибудь звуки. ( В морозную погоду снег хрустит : это ломаются снежинки)

Карточка №27

Наблюдение следы на снегу

Цель: учиться определять чьи следы. Сравнить следы птиц и других животных.

Ход:

После свежего снегопада дети играют в следопытов: получают задание найти как можно больше самых разных следов на снегу и объяснить их происхождение.

Карточка №28

Наблюдение в группе за таянием снега

Цель: учить устанавливать взаимосвязи в природе; формировать понятие, что, когда тает снег, он превращается в воду.

Ход:

Воспитатель организует наблюдения за таянием снега, обращая внимание детей на то, как он постепенно превращается в воду. Можно усложнить опыт: положить снег в две емкости, одну из которых поставить в теплом месте, а другую – в прохладном. Педагог предлагает дошкольникам высказать предположение о том, где снег растает раньше и почему, а затем проводит наблюдение.

Карточка №29

Наблюдение за сугробами

Цель: уточнить и расширить знания о сугробах, снеге

Ход:

С помощью палки с делениями (снегомера) дети измеряют, сравнивают глубину снега в разных местах (на открытом пространстве, под деревьями, у забора). Есть ли на территории детского сада сугробы? Сколько их- много или мало? Какой из них самый высокий (низкий? Кто убирает снег на территории? Работают ли в вашей станице снегоуборочные машины? Воспитатель вместе с детьми расчищает стенку одного из сугробов. (Если снег глубокий, можно вырыть и достаточно глубокую яму.) Обращает внимание на то, что снег лежит слоями. Сначала снежинки не очень плотно «прижимаются» друг к другу, и снег бывает рыхлым. Но поскольку сугроб растет, нижние слои становятся все более плотными.

Карточка № 30

Снег. Опыт со снегом.

Цель: уточнить и расширить знания о свойствах снега

Ход:

Снег укрывает клумбы, траву, корни деревьев. Хорошо ли это для них? Снег можно сравнить с одеялом, которое защищает растения от мороза. Проводится опыт: берутся две бутылки с теплой водой. Воспитатель дает каждому ребенку потрогать бутылку. В начале прогулки одна из емкостей помещается под снег, другая – на его поверхность. В конце прогулки дети снова трогают бутылки, чтобы выяснить, в какой из них вода остыла быстрее (в той, которая была на поверхности снега). Значит под снегом тепло сохраняется лучше. Бутылки снова помещают в те же места, чтобы через некоторое время определить, в какой из емкостей вода замерзла быстрее. Этот опыт доказывает так же, что под снегом теплее.

Карточка №31

Наблюдение за комнатными растениями

Цель: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки. Эти цветы не могут жить на улице

Ход:

Воспитатель вместе с детьми ухаживает за комнатными растениями уголка природы, обращая внимание на то, что одни из них нужно поливать часто и опрыскивать, другие от обилия воды могут погибнуть. У комнатных растений разные (по размеру, окраске, характеру поверхности) листья, цветки, стебли. Одним растениям нужно много света, другие могут расти в тени. Воспитатель обращает внимание детей на то, что за окном холодно, на деревьях нет листьев, а у комнатных растений листья не опадают. «Почему мы выращиваем эти растения только в комнате?» (Ведь они так и называются комнатными). Может быть, можно высадить их на территории детского сада?». Воспитатель рассказывает, что комнатные растения пришли к нам из разных далеких стран, в которых не бывает такой зимы, как у нас. Там многие комнатные растения растут в лесах, горах и пустынях. А наши климатические условия им не подходят.

Публикации по теме:

«Труд земной». Конспект занятия по программе «Истоки»«Труд земной». Конспект занятия по программе «Истоки» Конспект по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» воспитателя МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик»» Жиделёвой М. Ю.

Перспективное планирование на декабрь по программе «Истоки» .

Перспективное планирование на февраль по программе «Истоки» 1 – 2 неделя. Тема: «Они живут рядом с нами» (домашние животные) Цели: расширять кругозор детей; формировать заботливое отношение к домашним.

Перспективное планирование на январь по программе «Истоки» 2 неделя. Тема: «Вспомним лку». Цель: вспомнить прошедший новогодний праздник, передавая восхищение и радость. Итоговое мероприятие:.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (декабрь) Декабрь Категория «Родные просторы» Совместная деятельность детей.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (февраль) Февраль Категория «Труд земной» Совместная деятельность детей с воспитателем -чтение произведения О. С. Абрамова «Семейный праздник»;.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (Май) Май Категория «Труд души» Совместная деятельность с воспитателем -чтение рассказа Н. С. Шмелёва «Троица»; -чтение рассказа И. Д. Ушинского.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группеРабота по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (ноябрь) Ноябрь Категория ”Родные просторы” Совместная деятельность детей с воспитателем -чтение р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко»; -чтение.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе сентябрьРабота по программе «Социокультурные истоки» в средней группе сентябрь Категория «Родной очаг» Совместная деятельность детей с воспитателем: - чтение р. н. с. «Братец Иванушка и Сестрица Алёнушка»; - чтение рассказа.

Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май) Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт».

Автор публикации:
Картотека наблюдений по программе «Истоки»
Опубликовано: 9 июня 2022 в 15:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека наблюдений по программе «Истоки»» (включая файлы) размещена пользователем Юля Сокур (УИ 1285678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД