МААМ-картинки

Картотека наблюдений в природе

маргарита соловьёва
Картотека наблюдений в природе

Наблюдения в природе.

Наблюдение за цветником (Осень)

Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какими стали цветы на клумбе?

• Почему они завяли?

Публикация «Картотека наблюдений в природе» размещена в разделах

• Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

Наблюдение за вороной

Цели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

• Как выглядит ворона?

• Чем она питается?

• Зимующая или перелетная эта птица?

• Как ворона кричит?

Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар»

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Наблюдение за растениями в огороде

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какое сейчас время года?

• Как вы догадались?

• А знаете, куда мы сейчас пойдем?

• Что растет в огороде?

• Как можно назвать все это одним словом?

• Кто из вас знает загадки про овощи?

• Где растут овощи?

Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил нам из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

Наблюдение за воробьем

Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жиз-ненных проявлений; активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

• Как выглядит воробей?

• Чем он питается?

• Как передвигается?

• Как поет?

Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Наблюдение за березой

Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы,

по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)

• О каком дереве говорится в загадке?

• Какой высоты береза?

• Где ствол у березы широкий, а где — узкий?

• Ветки у березы толстые или тонкие?

• А листья можно достать?

• Какого цвета ствол березы?

• Какой ствол у березы?

• Как можно сказать про березку?

• Какого цвета листья у березы?

Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей

Наблюдение за собакой

Цели: формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи. (Собака.)

• Как выглядит собака?

• Где она живет?

• Чем питается?

• Кто ухаживает за собакой?

Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

Наблюдение за состоянием погоды

Цели: формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Ход наблюдения

Осенью над лесом и болотом

Туча пролетела самолетом.

Пролетела туча низко-низко,

Прыгнула с нее парашютистка.

А за ней сейчас же и другая,

И уже летит за стаей стая.

Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какое небо во время тумана?

• Как вам дышится?

• Какой воздух — влажный или сухой?

• Густой ли туман?

• Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

Наблюдение за перелетными птицами

Цели:

• расширять представления о перелетных птицах, об изменении

жизни птиц осенью, когда наступают холода;

• воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какие птицы улетают в теплые края?

• Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

• Воробей маленький, а журавль. (большой).

• Утка серая, а лебедь. (белый).

Наблюдение за осенним дождем

Цели: - продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь);

• воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний -моросящий. Как начнет падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три. Нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. Хорошо, что осень в конце концов пройдет и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Бр. Слякотно! Даже птицы и те спрятались, не хотят промочить свои перышки

Воспитатель задает детям вопросы.

• Когда идет дождь моросящий, затяжной?

• Какое настроение он вызывает?

• Как природа реагирует на дождь?

• Что такое лужи?

• Как выглядят облака и небо?

Наблюдение за кошкой

Цель: закреплять представление о характерных особенностях кошки.

Ход наблюдения

Острые ушки,

На лапках подушки.

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Где живет кошка?

• Кто ухаживает за ней?

• Как выглядит кошка, каковы ее повадки?

• Чем питается?

Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими подушечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно подкрадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит Молоко, ест рыбу и мясо.

Наблюдение за птичьими следами на снегу

Цели:расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит;

• воспитывать наблюдательность и внимание.

Ход наблюдения

Мы снова пришли с вами в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице какие следы принадлежат. Обратите внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие.

Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам — воробью или синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат сороке-белобоке.

А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.

Наблюдение за птицами

Цели: - формировать желание заботиться о зимующих птицах; - учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.

Ход наблюдения

Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.

Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем.

Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички.

Давайте сравним воробья и сороку.

• Какое оперенье у воробья?

• Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить?

• А чем они схожи?

• Чем они питаются?

• Какую песенку поет воробей?

• А какую сорока?

• Какие особенности вы еще заметили в их поведении?

• Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому что им очень холодно и они хотят есть.)

• Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они хотят есть и уедут, когда люди покормят их.)

• Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать (Повесить кормушки и подкармшвать их крошками, сухими ягодами, семечками.)

Наблюдение за солнцем

Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

Ход наблюдения

Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе. Воспитатель задает детям вопросы.

• Где спит солнышко?

• Откуда оно поднимается?

• Греет ли солнышко зимой?

Наблюдение за снегом

Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).

Ход наблюдения

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой. М. Познанская

Белым снегом все покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый:

«Здравствуй, зимушка-зима!» Г. Ладонщиков

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какого цвета снег?

• Какой на ощупь?

• Что из него можно сделать?

• Почему снег тает на ладошке?

Наблюдение за погодой

Цель: учить замечать изменения в природе.

Ход наблюдения

Ой ты, зимушка-краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

Повела зима над нами

Снеговыми рукавами

И рассыпала снежинки

На поля и на леса.

Мы с горы кататься будем,

И поэтому нам очень-очень

Нравится зима.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Что изменилось в природе?

• Чем покрылась земля?

• Что лежит на ветках деревьев?

• Что делают деревья зимой?

Наблюдение за снежинками

Цель: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах.

• Ход наблюдения

• Белая, узорная

• Звездочка-малютка,

• Ты слети мне на руку,

• Посиди минутку.

• Покружилась звездочка

• В воздухе немножко,

• Села и растаяла

• На моей ладошке.

О. Рождественская

Наблюдение за зимующими птицами

Цели: расширять представления о зимующих птицах,воспитывать любовь и заботу о них.

Ход наблюдения

Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Каких зимующих птиц вы знаете?

• Трудно ли птицам добывать корм зимой?

• Что нужно смастерить для корма?

С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода.

Наблюдение за голубями

Цели:

• расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

формировать реальные представления о жизни птиц.

Ход наблюдения

Известно с давних нам времен, Что эта птица — почтальон.

Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.

• Как называют эту птицу?

• Какого окраса она может быть?

• Какого размера?

• Голубь — перелетная птица?

• Какую пользу приносят голуби?

• Где они вьют свои гнезда?

• Почему голубя называют почтальоном?

Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.

Наблюдение за ветром

Цели: - продолжать закреплять представления о погодных изменениях; - формировать понятия о ветре, его свойствах; - учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Как славно жить на свете: Иду, а теплый ветер, Как пес, бежит за мной!

Теплый воздух легче холодного, вот и поднимается он вверх, а холодный стелется внизу. Но воздух не везде одинаковый, над песком он сильнее согревается, и поэтому ветер в пустынях бывает теплым. Над рекой воздух всегда прохладный, поэтому от реки всегда веет прохладным ветерком. Где воздух прогревается, там незаметно поднимается вверх, а на его место прохладный спешит, да так торопится, что все это чувствуют. Все время воздух двигается над широкими морями, снежными полями, дремучими лесами и жаркими пустынями.

Наблюдение за погодой

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Туча прячется за лес, Смотрит солнышко с небес — И такое чистое, доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали.

Что изменилось с приходом весны? Дни стали прибавляться, солнышко стало чаще появляться и не только светить, но и греть.

Что изменилось на огороде? (Появились проталины.) Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а лежит маленькими клочками? Скоро прилетят с юга птицы, и если мы повесим на деревьях скворечники, то они захотят в них поселиться.

Каждое утро они будут своим пением поднимать нам настроение, радовать нас. Будут поедать вредителей на стволах деревьев и грядках. Каких насекомых-вредителей вы знаете? Муравей — вредитель? (Нет, он санитар.) Какие изменения произошли с деревьями? (Стали набухать почки.) Почему зимой почки не набухают? (Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, онопросыпается, начинает питаться талой водой.)

Наблюдение за ивой

Цели:познакомить с характерными особенностями ивы;

• научить отличать иву от других деревьев и кустарников.

Ход наблюдения

Рассмотреть куст ивы на участке и ответить на вопросы воспитателя.

• По каким признакам можно узнать березу, рябину, вербу?

• Какие характерные особенности у ивы вы заметили?

• Ива — это куст или дерево? Почему?

В народе говорят про иву так:

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

Что еще имеется на ветках ивы? (Белые пушистые комочки.)

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель: знакомство с третьей победой весны над зимой — весной лесной.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.

Я, раскрывая почки, В зеленые листочки

Деревья одеваю, Посевы поливаю,

Движения полна, Зовут меня. (весна).

• О каком времени года говорится в загадке?

• Перечислите признаки весны.

• Какой сейчас месяц?

Обратить внимание детей, что весна скоро одержит третью победу — самую решительную над зимой.

• Что это за дерево? Что произошло с почками?

• Они маленькие или большие?

• Предложить понюхать почки. Как они пахнут?

• Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?

• А какого цвета появляются листочки?

Весна! Денек прекрасный!

В саду стреляют почки,

И протирают глазки

Зеленые листочки.

• Во что скоро оденется лес?

• А какие птицы прилетят? Какая птица в лесу кукует?

Обратить внимание детей, что это растительная победа солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная.

• А еще какие вы знаете весны? (Полевая, речная.)

• Какое время года наступит после лесной весны? (Лето.)

Публикации по теме:

Картотека наблюдений ВЕСНА Карточка № 1 Наблюдение Наблюдение за таянием снега Цель: показать детям места, где снег и лед тают быстрее, предложить подумать,.

Картотека наблюдений. Лето ЛЕТО Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить найти признаки лета. Стихотворение Л. Некрасовой «Лето»: Лето солнышком.

Картотека наблюдений. Осень ОСЕНЬ Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Загадка:.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека наблюдений в природе (старшая группа) Картотека наблюдений в природе Старшая группа Сентябрь Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Учить детей самостоятельно.

Картотека наблюдений. Весна ВЕСНА Наблюдение № 1 Обсудить с детьми (в солнечный день, почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает.

Картотека наблюдений за живой и не живой природой в средней группе 1. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ. Цель: Закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле. Установить причинно.

Картотека наблюдений. Зима ЗИМА Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила.

Картотека прогулок в средней группе «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» МБДОУ Детский сад «Алтынсай» Картотека прогулок (средняя группа) Осень Карточка №1 Название деятельности Содержание, цель Наблюдение за.

Проект по формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» МБДОУ «Детский сад № 134» Проект По формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» Составил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека наблюдений в природе
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 04:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД