Картотека опытов для детей старшей и подготовительной группы

Елена Целищева
Картотека опытов для детей старшей и подготовительной группы

МБДОУ № 234»Комбинированного типа» МО г. Краснодар

Формирование познавательного интереса у детей через средства экологического воспитания.

Эксперименты с водой, объясняющие некоторые физические явления окружающей природы.

Составила Воспитатель: Целищева Елена Евгеньевна.

Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся:миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, зубочистки начнут собираться к центру.

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, -зубочистки "разбегутся"!

Вывод:Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях.

Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Вывод:Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

"Наживка" для льда

Для проведения опыта вам понадобятся:нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

1. Опустим лёд в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпать немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.

4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Вывод:Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Может ли "кипеть" холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся:мокрый плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.

5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.

6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").

Вывод:Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

Живая рыбка

1. Вырежьте из плотной бумаги рыбку.

2. В середине у рыбки круглое отверстие, которое соединено с хвостом узким каналом. Вы также можете воспользоваться нашей заготовкой.

3. Распечатайте рыбку на принтере, наклейте на картон и вырежьте ножницами.

4. Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.

5. Теперь нужно капнуть в отверстие большую каплю растительного масла из пипетки или трубочки от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие. Рыбка поплывет

Вывод:Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу (от отверстия на голове к хвостику). Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Рыбка под действием масла, вытекающего назад поплывет вперед!

Неугомонные зернышки.

1. Налить в стакан минеральной воды.

2. Высыпь зернышки в стакан с минеральной водой(6-6 штук).

3. Подожди несколько секунд и понаблюдай, что будет происходить.

4. Через некоторое время зернышки риса в стакане начнут плавать вверх-вниз.

Это происходит из-за того, что в воде содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворен в жидкости и находится под давлением. Открыв бутылку и вылив воду в стакан, этот газ освобождается. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в стакане жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность.

Вывод:Когда насыпаешь в стакан зернышки риса, пузырьки газа "прилипают" к ним с поверхности. Плотность объединившихся с пузырьками зернышек становится ниже, чем у воды. Покрытые пузырьками рисинки поднимаются к поверхности жидкости. Там пузырьки углекислого газа лопаются, и плотность зернышек опять становится выше, чем плотность воды. Освободившись от пузырьков газа, они снова идут ко дну. Там пузырьки газа опять "прилипают" к поверхности зерен, и все повторяется сначала. Так происходит до тех пор, пока из воды не перестанет выделяться газ. Довольно скоро углекислый газ прекращает выделяться, и зернышки спокойно опускаются на дно.

Башня плотности

В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости.

- высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая (желательно узкая)

- 1/4 стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда

- пищевой краситель любого цвета

- 1/4 стакана воды

- 1/4 стакана растительного масла

- 1/4стакана медицинского спирта

- разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик "черри", маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп

1. Аккуратно налей в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема.

2. Раствори в воде несколько капель пищевого красителя. Налей воду в сосуд до половины. Обрати внимание: добавляя каждую жидкость, лить очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем. 3. Медленно влей в сосуд такое же количество растительного масла.

4. Долей сосуд доверху спиртом.

5 По одному аккуратно опусти в сосуд мелкие предметы.

6. Пусть зрители сами увидят, что получилось.

Вывод:Разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые "зависнут" прямо посередине сосуда. Этот опыт основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.

Спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода - вещество менее плотное, чем мед или кукурузный сироп, поэтому остается на поверхности этих жидкостей. У шурупа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадет на самое дно. Плотность макаронины выше, чем плотность спирта, растительного масла и воды, но ниже, чем плотность меда, поэтому она будет плавать на поверхности медового слоя. У резинового шарика самая маленькая плотность, ниже, чем у любой из жидкости, поэтому он будет плавать на поверхности самого верхнего, спиртового, слоя.

Сломанный карандаш

Этот опыт основан на свойствах воды и света.

- стакан

- водопроводная вода

- карандаш

1. Наполни стакан примерно на 2/3 водопроводной водой.

2. Размести стакан с водой и карандаш на столе.

3. Держи карандаш перед собой.

4. Опусти карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды.

5. Держи карандаш в задней части стакана, дальше от детей.

4. Поводи карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально. Спросить у детей, что они видят.

5. Достать карандаш из воды.

Вывод:Детям покажется, что карандаш сломался. С их точки зрения, та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой.

Луч света распространяется по прямой, но, он переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть преломление света. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит видимое изменение угла падения луча.

Исчезающая монетка

Вот еще один опыт, в котором вода и свет производят загадочный эффект.

стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр

- водопроводная вода

- монетка

1. Налей в банку воды и закройте крышку.

2. Пускай дети убедятся, что монета настоящая.

3. Положите монету на стол. Спросить у детей "Вы видите монету?" (Конечно, "да".)

4. Поставь на монетку банку с водой.

5. Пусть дети посмотрит сквозь воду сбоку банки и скажут, видят ли они монетку теперь?

6. Теперь убери банку, и монета снова окажется на месте.

Вывод:Этот опыт удается благодаря отражению света от стенки банки. Отражение - это отбрасывание света от поверхности обратно. Поэтому через банку с водой монету не видно, но если посмотреть сверху, она видна.

Как из соленой воды добыть питьевую воду?

1. Налейте в глубокий таз воды.

2. Добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится.

3. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек.

4 Поставьте таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода.

Вывод:вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу.

Теперь, когда вы знаете, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и из нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду.

Упорная воронка

Может ли воронка "отказаться" пропускать воду в бутылку? Давайте проверим!

- 2 воронки

- две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру

- пластилин

- кувшин с водой

1. Вставьте в каждую бутылку по воронке.

2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели. 3. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните детям "Вот так ведет себя большинство воронок".

4. Поставьте на стол бутылку с пластилином.

5Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет. (Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.)

Вывод:В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением, поэтому вода не может попасть в бутылку. (Воздух не выходит из бутылки и вода не поступает)

Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой.

Картотека наблюдений осенью для подготовительной группы Наблюдение №1. Ежедневно наблюдать за состоянием погоды в течение дня: тепло - холодно, солнечно – дождливо, ветрено, ясно – пасмурно. Развивать.

Картотека опытов для детей 4–5 лет Песок 1 «Движущийся песок» В пластиковую бутылку насыпать сухого песка и закрутить крыш-кой. В крышке при помощи шила сделать дырку и вставить.

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста Экспериментально – опытническая деятельность с детьми. 1 «Зачем нужен парашют?» Цель. Познакомить со свойствами воздуха, как он удерживает.

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста Картотека опытов и экспериментов (старшая группа) Подготовила: Русских О. А. Опыт№1 Подводная лодка из винограда Возьмите стакан со свежей.

Картотека опытов и экспериментов для дошкольного возраста Картотека опытов и экспериментов для дошкольного возраста Опыты. Воздух. Игры с воздушным шариком и соломинкой. Цель игры: познакомить.

Картотека опытов и экспериментов по теме «Вода-водица» Картотека опытов и экспериментов по теме «Вода – водица…» ОПЫТ №1 «Вода, она какая?» Цель: познакомить детей со свойствами воды: жидкая,.

Картотека речевых игр для старшей и подготовительной групп Сентябрь 1 неделя – обследование 2 неделя – обследование 3 неделя «Где позвонили?» стр. 25 Цель: Развитие слухового внимания, определение.

Картотека утренней гимнастики для детей старшей группы Комплекс № 1 ст. гр. «Спортсмены». Обычная ходьба по кругу, ходьба на носках, ходьба на пятках. Бег в среднем темпе. Обычная ходьба, упражнение.

Картотека зимних подвижных игр для детей старшей группы в ДОУ Снежная королева Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения. Ход игры. Сначала педагог, в.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Головоломки
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Картотека опытов для детей старшей и подготовительной группы
Опубликовано: 11 октября 2016 в 18:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Фотоотчёт о продуктивной деятельности старших дошкольников по аппликации «Грузовик...
Цель: Развивать творческие способности при работе над аппликацией. Задачи: Продолжать знакомить с различным видом транспорта-зерновозом. Развивать...
Фотоотчёт нетрадиционного рисования в старшей группе «Разноцветная осень»
Приветствую всех коллег, заглянувших на мою страничку! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт нетрадиционного занятия по рисованию с использованием осенних...