Ирина Сергуц
Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
№1 «Кот и мыши»
Кот – инструктор, мыши – дети.
Кот «живет» в своем домике (обруч, мыши «живут» в своих домиках (скамейки). Домики находятся напротив друг друга, на расстоянии 5- 6 метров. Кот читает стихотворение, выполняя движения по тексту:
«Я - красивый рыжий кот.
У меня пушистый хвост.
Мышек очень я люблю,
Их ловлю, ловлю, ловлю»
Затем «кот» садится на стульчик (в домик, «засыпает».
«Мыши», сидя в домике, поют коту колыбельную песенку:
«Спи, усни, спи, усни.
Кот пушистый, спи — усни»
Публикация «Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
(можно спеть на любую знакомую спокойную (колыбельную) мелодию или придумать вместе с детьми новую)
Затем «мышки» встают и со словами: «Тише, мыши, кот услышит» - двигаются к домику кота.
Дети двигаются в ритме музыки.
Неожиданно звучит громкий аккорд (или удар в бубен, «кот» просыпается и начинает догонять «мышей». «Мыши» стараются убежать в свои домики.
Пение можно заменить на проговаривание
№2 «Найди свой домик»
Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. По сигналу «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку, кто куда хочет. По слову «домой», все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.
Вариант игры:
Вместо индивидуального «домика» — стула, можно предложить детям устроить коллективные домики в разных углах комнаты и собраться там по 4—6 человек. В каждом доме инструктор ставит цветной флажок (красный, синий, желтый). Когда дети хорошо усвоят игру, инструктор предлагает им закрыть глаза и переставляет флаги.
По слову «домой» дети открывают глаза, находят флажок своего цвета и собираются возле него.
№3 «Зайка»
Дети – «зайцы», один ребенок – «лисичка». Инструктор произносит слова:
«Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал.
Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял.
(эти слова повторяются 2 раза)
И услышал зайка тихий, очень тихий звук (выходит «лиса»)
Посмотрел по сторонам, (дети убегают от лисы)
В норку прыгнул вдруг!
№4 "Поезд"
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне - «паровоз», остальные — «вагоны». Инструктор дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»).
«Поезд подъезжает к станции»,— говорит инструктор. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Вновь дается гудок, и движение поезда возобновляется.
Инструктор регулирует темп и продолжительность движения детей. Первое время он сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.
Вариант игры 1: после остановки поезда дети идут погулять. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне — находить свой «вагон».
Вариант игры 2:под фонограмму песни Е. Железновой «Едет, едет, паровоз» дети выполняют движения.
№5 "Пузырь"
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с инструктором они говорят:
«Раздувайся, пузырь. Раздувайся большой. Оставайся такой, да не лопайся»
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда инструктор скажет: «пузырь лопнул» - все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.
Инструктор предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуя маленький круг, и игра возобновляется.
Вариант игры: после слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а инструктор говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются, куда кто хочет (в пределах площадки, спортивного зала, а инструктор говорит: «Полетели, полетели, полетели.»
В этом варианте игру можно повторить 3—4 раза.
№6 "Воробушки и кот"
Дети стоят «врассыпную». Это — «воробышки на крыше» или в обручах - «гнездышках». Поодаль сидит «кот», роль которого исполняет один из детей.
Инструктор произносит:
«Вы, воробушки, летите!
Порезвитесь, попляшите.
Вылетайте поскорей.
Спит усатый кот злодей!»
«Воробышки» спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, т. е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате. «Кот» тем временем спит.
«Воробьи» : «Тра-та-та, тра-та-та,
Не боимся мы кота!
Но вот «кот» просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять «воробышков», которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков «кот» отводит к себе «в дом».
№7 «Котята и ребята».
Подгруппа детей изображает котят, остальные— их хозяева (у каждого 1—2 котенка). Хозяева сидят на скамейке. «Молока, кому молока»,— говорит инструктор, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают — просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис-кис-кис!» Котята бегут пить молоко. Ребята — хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть начнет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью.
Правила: убегать после слова «поет»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от места, где сидели хозяева).
№8 "Наседка и цыплята"
Обозначается дом для цыплят и наседки. Дети изображают цыплят, а инструктор - наседку. «Цыплята и наседка» находятся перед началом игры в домике. Первой из дома выходит «наседка», она идет искать корм. Через 5-10 секунд она поворачивается к «цыплятам», приглашает их тоже поискать корм, червячков, крошки:
«Милые ребятушки, ко-ко-ко!
Желтые цыпляточки, ко-ко-ко!
Выходите вы гулять,
Крошки, червячков искать.»
После слов дети бегут к «наседке», вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки, ищут червячков. Инструктор говорит:
«Ой, лиса бежит, беда!
Убегайте кто куда!»
Дети возвращаются в домик.
№9 "Лягушки"
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на скамейки, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, инструктор говорит следующие стихи:
«Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква -ква-ква, ква -ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки».
Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в «болотце» — перепрыгивают через черту — и тихонько присаживаются на корточки.
При повторении игры роли меняются.
№10 "Попади в воротики"
Дети с помощью инструктора распределяются парами и встают на расстоянии 4—6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики — из кубиков, кеглей или модулей. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота.
Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию инструктора).
№11 "Кто дальше бросит мешочек ".
5—6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.
Правила: бросать обязательно одной и другой рукой; бежать за мешочками только по сигналу.
№12 "Попади в круг"
Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Инструктор отмечает тех, кто сумел попасть.
Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.
№13 "Подбрось повыше"
Инструктор раздает детям мячи диаметром 12—15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.
Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.
№14 "Попади в цель"
Инструктор ставит или подвешивает 2—3 вертикальные цели—это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом. Перед целями на расстоянии 1,5—2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2—3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.
Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет инструктор; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.
№15 "Через болото"
На полу выкладываются из модулей 2—3 дорожки длиной 3 м. 2—3 детей встают у первых модулей и,по сигналу, идут по дорожкам.
Правила: вставать только на модули, не касаясь пола: доходить до конца дорожки.
№16 "Мишка идет по мостику"
На землю кладут доску (ширина 25 см, длина 2—2,5 м). За ними на высоте поднятой руки ребенка инструктор держит ленточки. Дети по очереди на четвереньках и по сигналу ползут до конца доски. Сходят с доски, подпрыгивают, выхватывая по одной ленточке («медведи достают малину») Когда все дети проползут, инструктор предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются. Игра повторяется.
Вариант: идти по скамейке на четвереньках (на ступнях и ладонях).
№17 "Шире шагай"
На полу в 2—3 ряда раскладываются обручи, в каждом ряду 5—6 обручей. 2—3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.
Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но не выходя за его края, не задевать за обручи.
№18 "Солнышко и дождик"
Дети встают в круг и вместе с инструктором произносят:
«Смотрит солнышко в окошко»- идут по кругу,
«Светит в нашу комнатку.
«Мы захлопаем в ладоши» - хлопают, стоя на месте,
«Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ!» - ритмично притопывают на месте,
«Топ-топ-топ-топ!
Хлоп -хлоп-хлоп-хлоп!» - ритмично хлопают в ладоши,
«Хлоп-хлоп-хлоп!»
На сигнал: «Дождь идет, скорей домой!» - дети убегают. Инструктор говорит: «Солнышко светит!» - игра повторяется.
№19 "Парами на прогулку"
На одной стороне зала - ворота. Дети, держась за руки, встают парами (произвольно, кто с кем хочет, инструктор помогает им в этом. На сигнал: Идем гулять» дети парами проходят через ворота, а затем расходятся по площадке. Здесь они могут попрыгать, присесть: «Собираем ягоды, цветы». На сигнал: «Идем домой» малыши снова встают парами и проходят через ворота.
Правила: идти парами, держась за руки; согласовывать свои движения, не отставать и не опережать; уступать дорогу, проходя ворота.
Усложнение: сделать еще одни ворота и предложить проходить в те ворота, которые окажутся ближе.
№20 «Найди свой домик»
По сигналу: «Пойдем гулять», дети расходятся по залу кто куда хочет. По слову: «Домой», все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.
№21 «Мыши и кот»
Инструктор произносит:
«Кот мышей сторожит, (дети на носочках бегают по залу)
Притворился, будто спит.
Тише, мыши, не шумите,
Вы кота не разбудите!
Мяу! (дети убегают от «кота»)
№22 «Береги предмет»
Играющие образуют круг. Один из играющих находится в середине круга (водящий, остальные стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной. У ног каждого ребенка лежит кубик (или другой предмет). Водящий старается взять этот кубик. Желая уберечь его, играющий приседает, закрывает кубики руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, играющий встает.
№23 «Найди свой цвет»
Дети получают флажки 3-4 цветов : одни- красного, другие – синего, третьи – желтого, и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты. В каждом углу инструктор ставит на подставках флажки таких же цветов.
По сигналу дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По сигналу: «Найди свой цвет», дети бегут к флажку соответствующего цвета.
Вариант «Найди себе пару»
Для игры нужно приготовить флажки по количеству детей. Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару.
В игре должно принимать не четное количество детей,чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят:
«Ваня, Ваня не зевай себе пару выбирай!»
Затем по удару бубна дети опять разбегаются, и игра повторяется.
№24 «Трамвайчик»
Инструктор произносит: «Вот трамвайчик расписной, очень быстрый, озорной.
Пассажиров он везет, остановку назовет…»
(н/ р: остановка «Морская»-дети имитируют движения плавающей рыбки и т. д.)
№25 «Лошадки»
Дети становятся парами. В паре один – «лошадка». Другой – «возничий». Дети держат друг друга за поясок. Инструктор говорит:
«Поехали, поехали, с орехами, с орехами.
По кочкам, по кочкам.
По лесам, по горам,
П дорогам, по полям»
С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под проговаривание инструктора: «Гоп, гоп» Бегут до тех пор, пока инструктор не скажет: «Тпру!».
№26 «Конники»
Инструктор дает каждому из детей палку длинной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников.
№27 «Не опаздывай»
Инструктор раскладывает на полу модули, возле которых становятся дети. По сигналу они разбегаются по всему залу, по сигналу: «Не опаздывай!»- бегут обратно. При повторении игры можно предложить бегать детям как лошадки.
№28 «Мой веселый звонкий мяч»
Дети становятся в круг. Инструктор с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносят слова:
«Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой -
Не угнаться за тобой»
По окончанию слов инструктор подбрасывает мячи вверх так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.
№29 «Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг. Стой на месте!
Дружно вместе, сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движения, которые показывает инструктор, например: повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.
№30 «Тишина»
Дети ходят (бегают) врассыпную по залу. Инструктор говорит следующие слова:
«Тишина. У пруда не колышется вода,
Не шумит камыш, засыпает малыш».
Как только инструктор закончил говорить слова, дети ложатся на пол и имитируют сон.
Инструктор ходит между детьми и отмечает, кто "крепко спит".
№31 «Мячик»
Круглый мячик без запинки,
Скачет, скачет по тропинке.
Часто, часто, низко, низко,
От земли к руке так близко.
Скок и скок и скок и скок,
Не скачи под потолок.
Скок и скок и стук и стук,
Не уйдёшь от наших рук.
Для этой игры понадобятся мягкие маленькие мячики (в количестве на группу). Произнося слова инструктор показывает как (куда) прыгает мячик. Дети повторяют действия педагога.