Людмила Новикова
Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
(из опыта работы воспитателя второй младшей группы Л. А. Новиковой)
Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.
Публикация «Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.
Чем мы можем помочь в укреплении здоровья детей? Мы можем организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребёнка дошкольного возраста.
Нашу группу, посещают дети с 3до4 лет. Группа адаптационная. Для того чтобы адаптация у детей протекала намного легче и дети быстрее привыкали к условиям ДОУ я в своей работе в течение дня использую оздоровительные моменты: подвижные игры, различные виды гимнастик (пальчиковую дыхательную пробуждающую после сна, релаксацию).
Учитывая погодные условия и наш климат с октября по апрель, не всегда есть возможность выходить с детьми на прогулку и проводить подвижные игры на воздухе. По этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети большую часть времени находятся в помещении.
Вследствие всего выше сказанного, актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду, организация «прогулки» в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.
Наиболее эффективным из оздоровительных видов деятельности я считаю, является оздоровительно-игровой час, который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты, познавательную, музыкальную, деятельность.
Оздоровительно-игровой час, состоит из 3 частей, число заданий в первой и второй частях зависит от возраста детей, двигательной активности и умений, места проведения.
Ценность оздоровительно игрового часа, в том, что он способствует повышению двигательной активности и стабилизирует эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.
Оздоровительно-игровой час, провожу в те дни, когда нет возможности выйти на прогулку, в первой половине дня. Его длительность для детей 2 младшей группы составляет 15 минут и соответственно увеличивается в зависимости от возраста детей.
В основной части оздоровительно игрового часа использую : разминку, общеразвивающие упражнения, подвижную игру, дыхательную гимнастику.
Разминка помогает подготовить организм к нагрузке, вызвать интерес к непосредственно образовательной деятельности.
Общеразвивающие упражнения обеспечивают тренировку всех мышц, способствуют воспитанию хорошей осанки, подготавливают организм к дальнейшим нагрузкам.
Подвижная игра обогащает двигательный режим, способствует развитию всех физических качеств: силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, но главное, что она сближает воспитателя и ребенка.
Дыхательная гимнастика помогает научить детей расслабляться и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения. Вовремя проведения дыхательной гимнастики у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
В заключительной части оздоровительно-игрового часа использую такой оздоровительный прием как релаксация (упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма).
Релаксация нужна для сохранения эмоциональной сферы ребенка, от эмоционального состояния зависит здоровье детей, необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры, используется спокойная классическая музыка, звуки природы. Спокойная музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет, вызывает различные эмоциональные состояния: покой и гармонию).
Проведение оздоровительно-игрового часа в нашей группе положительно сказывается на детях: дети стали боле раскрепощенные, научились слышать воспитателя, выполнять построение друг за другом, знают много подвижных игр, дети научились уважать друг друга, могут играть парами. Стали более дисциплинированы и организованы. И самое главное эмоциональное состояние у детей стабилизировалось, дети охотно идут в детский сад. А от того какое эмоциональное состояние у ребенка зависит и его здоровье.
Применение в своей работе оздоровительного игрового часа, как одного из педагогических методов по здоровьесбережению повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.