Алена Палько
Картотека подвижных игр по экологии для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"ХИТРЫЙ ЛИС"
Задачи: развивать у детей навыки самоконтроля и наблюдательности. Тренируйтесь в быстром беге с уклонением, в формировании круга, в ловле рыбы.
Описание: игроки встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. За пределами круга нарисован Домик Лисы. Учитель предлагает игрокам закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит: "Я пойду поищу в лесу хитрую и рыжую лисицу!", прикасается к одному из игроков, который становится хитрой лисой. Затем учитель предлагает игрокам открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Игроки спрашивают 3 раза в унисон, сначала тихо, а затем громче: "Хитрый Лис, где ты?». В то же время все смотрят друг на друга. Хитрый лис быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит "Я здесь". Все игроки бегают по корту, и Лиса ловит их. Пойманную Лису уносит домой, в нору.
Публикация «Картотека подвижных игр по экологии для дошкольников» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Правило:
Лиса начинает ловить детей только после того, как Игроки спрашивают 3 раза в унисон и Лиса говорит "Я здесь!"Если Лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую Лису. Игрок, который выбегает за пределы площадки, считается пойманным. Лиса может ловить цыплят, а цыплята могут забираться на насест только по сигналу воспитателя "Лиса!».
Варианты: выбираются 2 Лисы.
"Мышеловка"
Задачи: развивать у детей самоконтроль, умение координировать движения со словами, ловкость. Тренируйтесь в беге, приседании, построении по кругу, ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Описание: игроки разделены на 2 неравные группы. Тот, что поменьше, образует круг мышеловки. Остальные - мыши, они вне круга. Игроки, имитирующие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: "О, как мыши устали, их страсть просто развелась, они все пережевали, они все съели, они везде лазают – вот и атака. Остерегайтесь мошенников, мы доберемся до вас, мы поставим мышеловки - мы сейчас всех поймаем". Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши забегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя "хлоп", дети, встав в круг, опускают руки и приседают – Мышеловка захлопнулась. Игроки, которые не успели выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши перемещаются в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большинство мышей поймано, дети меняются ролями.
"ДВА МОРОЗА"
Задачи: развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Практикуйтесь в беге с уклонением на рыбалке. Способствовать развитию речи.
Описание: Два дома отмечены линиями на противоположных сторонах участка. Игроки размещаются на одной стороне площадки. Учитель выделяет двух ведущих, которые стоят посреди игровой площадки между домами, лицом к детям. Это Морозно-Красный Нос и Морозно-Синий Нос. По сигналу учителя "начинай" оба мороза говорят: "Мы два юных брата, два юных мороза. Я - Мороз С Красным Носом. Я - Морозный Синий Нос. Кто из вас решит отправиться в путь?" Все игроки отвечают: "мы не боимся угроз и мы не боимся мороза" и бегут к дому на противоположной стороне корта, а морозы пытаются заморозить их, то есть дотронуться до них рукой. Замороженные останавливаются там, где они были захвачены Морозом, и так стоят до конца пробега всех остальных. Замороженные игроки подсчитываются, а затем они присоединяются к игрокам.
Правила: игроки могут выбегать из дома только после слова "Мороз". Те, кто выбегает раньше, и те, кто остается в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, сразу же останавливается. Вы можете бежать только вперед, но не назад или за пределы площадки.
Варианты: за одной строкой следуют дети синего Мороза, а за другой - дети красного Мороза. По сигналу "Синий", Бегут Синие, а красный Мороз ловит и наоборот. Кто поймает больше всего.
"УГАДАЙ, КОГО ПОЙМАЛИ"
Задачи: развивать наблюдательность, активность и инициативу. Тренируйтесь в беге, прыжках.
Описание: дети сидят на высоких стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на поляну. Там можно увидеть птиц, жуков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Вы можете поймать их и принести в гостиную. Игроки следуют за учителем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или садятся на землю. "Пора идти домой", - говорит учительница, и все дети, держа животных на ладонях, бегут домой и занимают свой собственный стульчик для кормления. Учительница подзывает одного из детей и предлагает показать им, кого они поймали в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного животного. Дети угадывают, кого они поймали. После этого они снова отправляются на прогулку в лес.
Правила: возвращайтесь по сигналу "пора идти домой".
Варианты: поездка на поезде (посидите на высоких стульчиках, имитируйте движения рук и ног и стук колес).
"СТАДО И ВОЛК"
Задачи: развивать умение выполнять движения по сигналу. Практикуйтесь в быстрой ходьбе и беге.
Описание: на одной стороне платформы нарисованы круги и квадраты. Это постройки: телятник, конюшня. Другую часть занимает "Луг". В одном из углов на противоположной стороне находится "Волчье логово" (по кругу). Учитель назначает одного из игроков "пастухом", другого - "волком", который находится в логове. Другие дети изображают лошадей и телят, которые находятся на скотном дворе, в соответствующих комнатах. По знаку учителя "пастух" поочередно подходит к "дверям" телятника, конюшни и как бы открывает их. Поиграв на свирели, он выводит все стадо на луг. Игроки, подражая домашним животным, щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к Волчьему логову. "Волк", - говорит учитель, все бегут к Пастуху и встают у него за спиной. Тех, кто не успел добежать до пастуха, Волк ловит и уносит в берлогу. Пастух отводит стадо на скотный двор, где все размещаются по своим местам.
Правила: Волк выбегает из берлоги только после слова "волк".
В то же время, как волк выбегает, все игроки должны подбежать к пастуху. Прежде чем они успевают встать за спиной пастуха, Волк ведет их к нему.
Варианты: включите в игру "полив", наклонитесь и как бы пейте воду.
"ГУСИ И ЛЕБЕДИ"
Задачи: развивать у детей самоконтроль, умение выполнять движения по сигналу. Практикуйтесь в беге с выворотом. Способствовать развитию речи.
Описание: на одном конце участка нарисована линия - "домик", где расположены гуси, на противоположном конце находится пастух. Сбоку от дома находится "Волчье логово". Другое место - "Луг". Учитель назначает одного пастухом, другого волком, а остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Пастух называет их "гуси, гуси". Гуси говорят: "га-га-га". "Ты хочешь есть?». "Да, да, да". "Так что лети". "Мы не можем. Серый волк под горой не отпустит нас домой. " "Так что летай, как хочешь, просто береги свои крылья". Гуси, расправив крылья, летят домой через луг, а волк выбегает, преграждает им путь, пытаясь поймать побольше гусей (дотроньтесь рукой). Волк ведет пойманных гусей к себе. После 3-4 пробежек подсчитывается количество пойманных людей, затем назначаются новые Волк и Пастух.
Правила: гуси могут улететь домой, а Волк может поймать их только после слов "так что лети, как хочешь, только береги свои крылья". Волк может ловить гусей на лугу вплоть до границы Дома.
Опции: увеличьте расстояние. Входит второй волк. На пути Волка препятствие - ров, который вам нужно перепрыгнуть.
"КАРАСЬ И ЩУКА"
Ход игры. На роль Щуки выбирается один ребенок. Остальные игроки делятся на две группы: одна из них — Камешки, образующие круг, другая - караси, которые плавают внутри круга. "Щука" находится за кругом.
По сигналу воспитателя "Щука!" она быстро вбегает в круг, пытаясь поймать карпа. "Караси" спешат поскорее занять место позади одного из игроков и сесть (они прячутся за галькой). "Щука" ловит тех "карасиков", которые не успели спрятаться. Те, кого поймали, выходят за пределы круга.
Игра проводится 3-4 раза, после чего подсчитывается количество пойманных "карпов". Затем выберите новую Щуку. Дети, стоящие в круге и вокруг него, меняются местами, и игра повторяется
"ПАСТУХ И СТАДО".
Ход игры. С одной стороны игровой площадки овчарня огорожена гимнастической скамейкой или рейками, уложенными на кубики. Из числа игроков выбирается пастух. Остальные - овцы. У "Пастуха" завязаны глаза. Он стоит недалеко от Овчарни и говорит: "Овцы, овцы, вот и я".
"Овцы" по очереди перепрыгивают через забор, подходят к "Пастуху" и спрашивают его: "Пастух, Пастух, сколько шагов ты мне даешь?"Каждый раз, когда "Пастух" набирает определенный номер (до 10). "Овца", удаляясь от пастуха, отсчитывает соответствующее количество шагов и останавливается. Когда все "овцы" разошлись, "пастух" спрашивает: "Где мое стадо?" Все "овцы" отвечают: "Будь, будь, будь. " - затем они замолкают. "Пастух" начинает искать "овец" - идет на их голоса, и "овцы" становятся на свои места. Когда "пастух" прикасается к кому-то, он говорит: "Овца, овца, кто ты?" Овца отвечает: "Будь, будь, будь". "Пастух" должен догадаться, кто это. Если он совершает ошибку, все "овцы" начинают блеять, и одна из них отводит "пастуха" в овчарню, а он возвращается на свое место. "Пастух" снова спрашивает: "Где мое стадо?", и игра продолжается до тех пор, пока он не узнает пойманную овцу. Затем он снимает повязку с глаз и становится овцой, а "овца" становится пастухом.
"Удочка для ловли рыбы"
Ход игры: Играющие стоят по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В центре круга стоит воспитатель со шнуром, к концу которого крепко привязан мешочек с песком, — это удочка. Свободный конец удочки воспитатель берет в правую руку так, чтобы длина его равнялась расстоянию от центра круга до ног играющих. Воспитатель вращает шнур, чтобы мешочек скользил по полу. Стоящие по кругу подпрыгивают в тот момент, когда мешочек приближается к ним, и стараются избежать прикосновения мешочка к ногам. Воспитатель, когда кружит шнур, поворачивается вместе с ним или стоит на месте, перекладывая его из руки в руку (спереди и за спиной). Задетый мешочком считается проигравшим. Игра продолжается до тех пор, пока шнур не сделает два полных оборота. Воспитатель подсчитывает, кого и сколько раз задел мешочек, после чего игра возобновляется.
Правила игры. Задевать ногу мешочком можно не выше стопы.
Выигравшими считаются те, кого ни разу не задела удочка.
Указания к игре. Перед началом игры воспитатель проверяет, как дети прыгают.
Длина шнура увеличивается или уменьшается в зависимости от размера площадки и количества играющих.
«БЕЛКИ В ЛЕСУ»
Ход игры. Игра проводится на площадке или в спортивном зале. Дополнительно к ней расставляются переносные устройства для лазанья. Выбирается водящий — охотник. Он встает в домик — круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные — белки, они размещаются на лесенках, скамейках и т. п. — деревьях. По сигналу воспитателя «берегись!» или удару в бубен все «белки» меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с лесенок, скамеек и т. п. и влезают на другие. В это время «охотник» их ловит — дотрагивается рукой. Пойманными считаются «белки», которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают. Воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими. Игра проводится 5—6 раз. Новый охотник выбирается через 1—2 игры. В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными устройствами для лазанья и не спрыгивали со слишком большой высоты.