Картотека русских народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста

Марина Рылкова
Картотека русских народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста

КАРТОТЕКА

РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.«ТРИ ВЕСЕЛЫХ БРАТЦА» хоровод по показу для детей от 1,5-2 лет

-Три веселых братца гуляли по двору. (показывают три пальца и

-Три веселых братца затеяли игру. маршируют на месте)

-Делали головками: ник-ник-ник. (все кивают головками вверх и вниз)

-Пальчиками ловкими: чик-чик-чик (хлопают сложенными в щепоть пальчиками)

-Хлопали ладошками: хлоп-хлоп-хлоп (все хлопают)

-Топотали ножками: топ-топ-топ (все топают)

Далее игру продолжают про 2-х веселых братцев, затем про 1-го

-Один веселый братец гулял сам по двору,

-Один веселый братец, затеял сам игру,

-Делал он головкою ….

2.«ПЕРЕВЕРТУШКИ» координация движений, работа в парах, развитие чувства ритма

Дети стоят по кругу парами, лицом к друг другу. Произносят слова и ударяют другу ладошки ладошками:

-Туш-ки, ту-туш-ки,

-Ле-пеш-ки, по-душ-ки,

-Друзь-я – и – под-руж-ки!

-Перевертушки! – быстро оборачиваются вокруг себя на 180 градусов и продолжают действие с новой парой.

3.«ХЛОП, ТОП» игра на внимание

-Как скажу я «Хлоп, хлоп!»

-Вы ногами «Топ, топ!»

-А скажу я: «Топ, топ!»

-Вы в лодоши: «Хлоп, хлоп!»

4.«КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ» Игра на внимание, быстроту реакции

Дети заучивают стишок:

-Колпак мой треугольный,

-Треугольный мой колпак,

-А если не треугольный,

- То это не мой колпак.

Повторяем стишок, в начале заменяем слово «колпак» жестом – дотрагиваемся ладонью до макушки);

Усложняем, слово «Мой» - жест на себя,

«Треугольный» - фигура из сложенных в виде треугольника пальцев (указательный с указательным, большой с большим)

Конечно, все дети любят игры, где можно состязаться, кто, например,быстрее добежит:

5.«БАЙ, КАЧИ, КАЧИ, КАЧИ» подвижная игра

-«Бай, качи, качи, качи! Стоят парами, проходят через воротца, пока

-Глянь – баранки, калачи!-2р. звучит песня

-С пылу, с жару из печи – 2р,

-Все румяны, горячи.

-Налетели тут грачи,

-Похватали калачи».

Пара, оказавшаяся первой, когда кончилось пение расщепляет руки. Дети встают спиной к спине.Все считают:

-Раз, два, три - беги! Пара бежит в противоположные стороны, оббегая все пары и возвращаются. Победителем считается тот, кто выхватит у ведущего кольцо «калач»

6. «ПЕТУШОК» подвижная игра

Дети стоят в кругу, взявшись за руки

-Петя, Петя, Петушок, Идут по кругу

-Золоченый гребешок, Петя противоходом

-Золоченый гребешок,

-Масляна головушка,

-Шелкова бородушка,

-Петя по двору ходил,

-Перо Петя уронил. Петя роняет перышко

Ребенок, перед которым Петя уронил перо, выходит вместе с Петушком из круга.

Дети говорят «Раз, два, три - беги) Петушок и ребенок бегут в разные стороны, оббегая круг. Побеждает участник, поднявший перо первым.

7.«РЕМЕШОК» подвижная игра

-Прячу, прячу ремешок

-Под калиновый кусток,

-А кто зореньку проспит,

-Того бить, колотить.

Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты; руки за спиной. С последним словом кладет ремень кому-нибудь за спину. Тот бежит за водящим, пытаясь догнать и слегка ударить его ремешком. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает.

Дети всех возрастов очень любят игры-ловишки. Дети могут убегать от Деда Мороза, Волка, сами быть любыми героями.

8.«ЛИСКА-ЛИСА» догонялки

Дети поют хором, изображая кур

- Лиска-лиса, девичья краса,

-Долгий нос, рыжий хвост.

Затем бросаются врассыпную, а «Лиска-лиса»бежит их догонять: кого поймает, тот будет водить.

9.«ИГРА С СОЛНЦЕМ» координация движений в хороводе, быстрота реакции

В центре круга «Солнце»,дети произносят:

-Гори, солнце ярче-

-Летом будет жарче.

-А зима теплее (сужая крруг подходят к солнцу, кланяются)

-А весна милее. (отходят, расширяя круг)

«Солнце»говорит: «Горю!» и догоняет разбегающихся детей.

10.«ДЕД МОРОЗ» догонялки

По считалке выбирается Дед Мороз и встает в центр. Участники игры держатся за руки и передвигаясь то влево,то вправо приговаривают:

-Дед Мороз, Дед Мороз

-Через дуб перерос,

-Через дуб перерос,

-Прикатил подарков воз:

-Морозы трескучие,

-Снеги сыпучие,

-Ветры завьюжные,

-Метели дружные;

-Холод-стужу напустил,

-На реке мост намостил.

После этих слов дети разбегаются, а Дед Мороз их ловит. До кого дотронется, тот считается «замороженным», идет в круг и там стоит неподвижно.

11.«КОЗЛИК» -Ловишка по кругу, развитие чувства ритма.

В центре круга ребенок в шапочке Козлика.

Дети идут хороводом в правую сторону,поют:

-Козлик серенький,

-Хвостик беленький,

-Мы тебя напоим, стоят, правую руку перед собой, «угощая»

-Мы тебя накормим, стоят, левую руку перед собой

-Ты нас не бодай. грозят пальчиком вправо, влево

-А в «Ловишку» поиграй. хлопают в ладоши на каждый слог.

После слов, обращенных к «Козлику» дети разбегаются, а «Козлик» старается их забодать.

12.«КОЗЛИК»-Ловишка с движениями в круг из круга, инсценирование.

Дети стоят в кругу, держась за руки. В центре ребенок «Козлик». Дети поют,двигаясь:

-Вышел козлик погулять. дети идут в круг к «козлику»

-Свои ножки поразмять. дети идут из круга спиной

-Козлик ножками стучит, руки на поясе, три перетопа

-По козлинному кричит: руки рупором перед собой

«Бе-е-е, бе-е!» кричит ребенок – «козлик». и догоняет

разбегающихся детей

13.«РЫБАКИ И РЫБКИ» командная игра, развивает ловкость, скорость реакции

Выбирают считалочкой двух «рыбаков», остальные участники становятся «рыбами» «рыбки»берутся за руки и начинают петь:

-В воде рыбки живут,

-Нет клюва, а клюют,

-Есть крылья – не летают,

-Нет ног, а гуляют.

-Гнезда не заводят,

детей выводят.

После этого все «рыбки» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» должны взять за руки и поймать «рыбок» захватив их руками, словно сеткой. Пойманная «рыба» присоединяется к «рыбакам». Когда все «рыбы» будут пойманы, игру можно повторить, выбрав новых «рыбаков»

Интересны для ребят игры командные, где есть четкое разделение на две команды, которые соревнутся за увеличение количества игроков в своей команде.

14.«ПИРОГ» развивает внимательность, координацию движений

Дети делятся на две команды, становятся в две шеренги лицом друг к другу. Выбранный «Пирог» садится посередине между ними.Дальше все начинают петь:

-Да какой-же он высоконький (руки высоко вверх)

-Да какой –же он широкенький (руки разводят широко в стороны)

-Да какой же он мягонький (погладить свой живот)

-Режь его скорей (при последних словах из каждой команды по одному ребенку бегут к «пирогу» Тот, кто первым его коснется, забирает его с собой, а проигравший становится «пирогом». Игра продолжается, пока в одной из команд не останется два человека.

15.«ТЕТЕРА ШЛА» игра средней подвижности

Двое детей берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Дети, взявшись за руки идут за ведущей «тетерой», которая ведет их в произвольном напрвлении,проходя под ворота под песню:

-Тетера шла, моховая шла,

-По закаменью, по зареченью.

-Сама прошла, всех детей провела,

-Самого маленького детеныша … оставила!

На слове «детеныша» ворота закрываются. Пойманный ребенок встает рядом с детьми, изображающими ворота. Далее игра продолжается. «Тетера» водит детей, то заходя, то выходя из ворот. Пойманные дети увеличивают круг ворот.

16.«ЧЕЛНОК» подвижная, командная игра с ускорением

Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга, выбранные два «челнока» бегут с одого конца шеренги на другой навстречу друг другу. Нужно успеть пробежать, пока шеренги не сомкнулись. Темп пения постепенно ускоряется, бежать нужно быстрее, Задача – дольше продержаться «челноком».

-Челнок бежит, шеренги идут настречу друг другу, двигаются вперед

-Земля дрожит, челнок должен успеть добежать до другого края, сквозь

шеренгу

-Лен вырастает, шеренги расходятся ритмично, идут спиной, челнок бежит

-Да не поспевает назад

16а «Ткачиха» развивает ловкость, координацию движений

-Я веселая ткачиха,

-Ткать умею лихо-лихо,

-Ай, люли, ай лю-ли,

-Ткать умею лихо-лихо.

Вариант игры «ЧЕЛНОК» с другими словами

Сезонные игры всегда актуальны. Ребята с удовольствием играют в них.

17.«ОГОРОД» подвижная игра

Вокруг пенька или колоды обозначают круг-«Огород», в центре складывают «репу» - шапки, пояса, венки и т. п. Все играющие стоят за кругом, а «огородник» садится на пенек стеречь репу,при этом поет:

-На пенечке я сижу, мелки колышки тешу,

-Огород горожу, белу репоньку сажу.

С окончанием песни все стараются забежать в «огород» и унести «репу». До кого «огородник» дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет «репы»

Смоленская область

18.«ОРЕХИ» развитие внимания

Играющие сидят на лавке и поют:

-В лесу на поляне

-Стоит орешник в зеленом кафтане,

-Богач и не велик,

-А орешками наделит.

Ведущий прячет в одной руке орехи и протягивает кому- нибудь из сидящих два кулака со словами:

-На кусте орех родился,

-Под куст он скатился,

-Под куст он скатился,

-На руках очутился.

-Твое ли, мое ли?

Участник, угадавший, в какой руке спрятаны орехи,ребята восклицает:

- «Про эту сласть и у нас есть снасть» и становится ведущим.

Ивановская область

19.«МАСЛЕНИЦА С ПЛАТОЧКОМ» развитие координации движений, подвижности

На празднике Масленица играет с детьми. Все идут хороводом, держась за руки.Масленица идет противоходом и поет:

-А я Масленица,

-Я не падчерица,

- Со платочком хожу,

-К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Маслеица произносит,становясь между двумя детьми:

-На плече платок лежит,

-Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний, возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

20.«МЕТЕЛИЦА» (зимний вариант «Море волнуется раз.) развитие фантазии, пластичности движений, умение держать тело, развитие выносливости и терпения

Под пение дети двигаются врассыпную,покачивая руками влево- вправо:

-Метелица, метелица,

-Снег повсюду стелется,

-Кто кружится, вертится, кружатся на месте

-Тот заметелится. стоп, делают любую фигуру с названием

Ведущий ходит, хвалит и смешит детей

21.«РЕДЕЧКА» –командная игра

Играющие выбирают (по считалке) водящего «бабушку», остальные разбиваются на две группы.

Первая избражает «редечек»: все садятся в ноги к друг другу, крепко взявшись за руки. Другая группа подходит к «бабушке»с песней:

-Ай, бабушка, дай редечки,

-Редечка сладенечка,

-Бабушка добренечка,

-Редьку черви точили,

-Да собаки волочили.

-Бабушка, дай редечки! (жалобно просят)

В своих ответах «бабушка» изощряется как может, она бывает и хитрая и злая, простая, добрая (зависит от исполнителя). Бабушка два раза всех прогоняет,на третий разговорит:

-Ну, ладно! Дам я вам редечки, только смотрите, калиточку не забудьте за собою закрыть!

Все берутся дружно друг за другом с возгласом:

-Раз-два, взяли! - вытягивают радостно первую «редечку»,оценивают ее:

-Ну и редечка! Маленькая, червивая, плохенькая… или хвалят и берут к себе в группу, плохую редьку оставляют «дозревать» обратно в грядку.

Существует множество игр, носящих обучающий характер. Во время игры проиисходит отработка танцевальных движений, развитие тембрового, ритмического восприятия.

22.«ДРЕМА» игра на музыкальных инструметах

Дети стоят в кругу, на полу разные музыкальные инструменты. В центре «спит» Дрема.Играющие водят вокруг него хоровод:

-Дрема дремлет, спать хочет,

-Тебе полно. Дрема, дремать,

-Тебе пора, Дрема, вставать.

-Встань, колокольцы звонят,

-Встань, часы говорят.

-Люди сходятся,

-В хоровод становятся.

Дрема встает и отвечает:

- Мне давно было встать,

-Мне кругом походить,

-Мне людей посмотреть, мне себя показать.

-Раз. два, три – музыку заводи!

Играющие поднимают муз. инструменты и начинают ритмично играть под звучащую плясову мелодию.

Московская область

23.«УЗЕЛОК» отработка движений плавного хороводного шага

Два участника игры держат в руках пояса, образуя «ворота»- в виде большого игольного ушка. Остальные участники становятся в ряд,берутся за руки и двигаясь поют:

-Игла, барыня, княгиня

-Весь мир нарядила,

-Нарядила, обшила,

-Сама нагая ходила.

-Она тонка, да длинна,

-Одноуха, остра,

-Всему миру красна.

-А я тычу-потычу:

-В носик стальной,

-В носик стальной –

-Хвостик льняной!

Дети проходят в «ворота», изображая нитку, вдеваемую в иголку. Последний «участник» «затягивает узелок», поясами скручивая ребят, образующих «ворота», ведет их за собой,приговаривая:

- Хвостик нитяной

-Тяну-тяну за собой.

-Сквозь холст он проходит,

-Конец себе находит….

Костромская область

24.«ЗАВИВАЙСЯ КАПУСТКА МОЯ» закручивание и раскручивание хоровода по спирали.Дети держатся за руки и поют:

-Завивайся, капустка моя, завивайся, зеленая моя (поют, пока не завьется)

-Развивайся, капустка, моя, Развивайся, зеленая, моя! (развивают капустку)

25.«РАЗВЕРНИ КРУГ» перестроение, выстраивание нового круга

Дети,взявшись за руки идут по кругу со словами:

-Круг-кружочек, аленький цветочек,

Раз, два, три – разверни-ка (Оля, ты!

Названный ребенок отпускает руку и начинает вести всех детей вперед, чтобы соединиться рукой с тем ребенком, с кем держал руку в начале игры.

Дети останавливаются, оглядываются через плечо, чтобы убедиться – ровный ли круг получился.

После этого водящий должен снова привести детей в первоначальное положение. Выбирается новый водящий и игра продолжается.

26.«УЛИТКА» закручивание и раскручивание по спирали

Стоят в кругу, держась за руки, Выбирают водящего. Он опускает руки и ведет детей за собой внутрь круга по спирали,дети говорят хором:

-Улитка-улитка, выстави рога,

-Дам тебе хлеба, дам и пирога

После этого останавливаются. Водящий делает себе «рожки» на голове. А последний (хвостик улитки) поврачивается в противоположную сторону, вытягивает руку вперед и выводит детей из спирали в большой круг, на вторые две строчки, которые произносят хором два раза.

-Улитка-улитка, убери рога!

Не дам тебе хлеба, не дам и пирога

Меняется ведущий.

27. «ТИК-ТАК» развитие тембрового и ритмического восприятия

Дети стоят в кругу, они «цифры». Выбирается водящий – он «стрелка часов», ему завязывают глаза, он в центре круга. Играющие говорят хором, выполняют движения

-Тик-так, тик-так,

-Мы всегда играем так: Ходьба на месте, руки параллельно вправо, влево

-Шаг влево, по

-Шаг вправо, тексту

-Тик-так, тик-так!

-Стрелка, стрелка, покружись Водящий вы тягивает руки вперед и медленно

поворачивается

-Час который, ПОКАЖИ Стоп. И руку вперед на стоящего ребенка

-Тик- так На кого указали говорит «тик-так»

Водящий угадывает имя ребенка

28.«ПЛЕТЕНЬ» освоение хороводного шага с перекрещенными руками

Дети стоят по кругу взявшись за руки,выполняют движения по тексту:

-Мы головой качаем – ой, ой, ой.

-Мы дружно приседаем – хоп, хоп, хоп.

-Мы ноги поднимаем – оп, оп, оп.

-Мы руки заплетаем – тень-тень, потитень, сложить руки крест-на крест

-Заплели мы свой плетень (Ходьба боком)

29.«ЖМУРКА» игра на тембровое восприятие

Дети стоят в кругу, держатся за руки. В центре ребенок с завязанными глазами.Дети идут и поют:

-Жмурка, становись в кружочек,

-Отгадай, чей голосок?

-Поскорее обернись,

Своей рученькой коснись.

-Торопись, отгадай,

-Поскорее отвечай!

Жмурка подходит к одному из детей, задевает его. Ребенок зовет Жмурку по имени. «Жмурка» по голосу старается отгадать, кто его позвал. Если не узнал по голосу, то старается узнать на ощупь.

Ребята постарше, конечно, любят игры, где они могут импровизировать, когда у них есть выбор,когда они своим персонажем сами задают тон игре:

30.«ДЕДУШКА МАЗАЙ» Ловишка, пополнение знаний о видах деятельности человнка.

Играющие выбирают дедушку Мазая, он уходит в сторону, чтобы не слышать как дети договариваются о движениях, которые будут показывать Мазаю (например: сеяние, жатву, косьбу, пришивание пуговицы, раскатывать тесто.Можно по видам спорта : лыжи, коньки, плавание.)Дети поют дедушке:

-Здравству, дедушка Мазай,

-Из коробки вылезай!

-Где мы были – мы не скажем,

-А что делали – покажем!

После этих слов все выполняют одинаковые движения, о которых договорились. Если Мазай отгадывает, он ловит детей. Кого первого поймал, тот теперь Мазай.

31.«ЗАЙКА» хороводная игра с танцем и сменой ведущего.

Считалкой выбирается заинька:

-1,2,3,4,5 – вышел зайчик погулять,

-Что нам делать? Как нам быть?

-Нужно заиньку ловить!

-Снова будем мы считать,

-Раз,2,3.4. 5

«Зайка» садится в середину круга и «спит»,дети двигаются по кругу хороводным шагом и поют:

-Зайка, зайка, что с тобой? «Зайка» спит

-Ты сидишь совсем больной?

-Встань-ка, встанька-ка – поскочи, «Зайка «прыгает. дети хлопают.

-Да другого поищи. «Зайка «выбирает другого зайца вместо себя

Игра повторяется.

32.«ЗАИНЬКА, ЦЕЛУЙСЯ!» Хороводная игра на раскрепощение, дружбу

Дети стоят в хороводе. Если детей много, то «Заинек»выбрать несколько:

-Заинька серенький,

-Заинька, беленький,

-Некуда заиньке выскочить,

-Некуда серому выпрыгнуть.

-Есть города турецкие,

-Замочки в них немецкие,

-Ну-ка, зайка, скоком-боком повернись,

-Перед нашим хороводом поклонись,

-Ну-ка, зайка, повернись,

-Кого любишь, поклонись, «зайка» выбирает себе пару противоположного пола

-Больше не балуйся,

-А лучше поцелуйся! Держит за ручку, разворачивает и целует в щечку

Кого поцеловали становится «зайчиком», а старый «зайчик» встает в круг,

33.«ДУДАРЬ» хороводная игра со сменой движений

Все идут в хороводе, в центре «Дударь» противоходом,поют:

-Дударь, дударь, дударище,

-Старый, старый, старичище,

-Его во колоду, останавливаются, с размаху руки по фразам вниз

-Его во сырую, Дударь отворачивается от «ударов», хватается за разные

- Его во гнилую, части тела

-Дударь, дударь, что болит?

Если дударь говорит спина, он играет и все становятся горбатыми,

Если нога, все скачут на одной ножке или хромают,

Если голова – держатся за голову,

Если живот – за живот,

Если – НИЧЕГО, Дударь меняется, назначает его дударь.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок (4-5 лет) «Кто за кем?» Цель игры: Закрепление.

Картотека русских народных игр Салки (Другие названия этой игры- «Пятнашки», «Ляпки», «Ловушки», «Сало», и др.) Сюжет: выбирается один водящий. Он.

Картотека русских народных игр для малышей Картотека «Русские народные игры для малышей» Разработали старший воспитатель МДОУ «Д/с №181 п. о.»г. Магнитогорска Изотова И. В. ,.

Картотека русских народных игр Картотека Русско-народных игр для детей 6-7 лет. 1. Русская народная игра «Ручеёк» Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности,.

Квест-игра для старшего дошкольного возраста «По следам русских народных сказок» Квест – игра для детей старшего дошкольного возраста «По следам русских народных сказок»Образовательная область:речевое развитие. Интеграция:.

Отчет о самообразовании «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа города Агидель Республики.

Подборка русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель Васильева С. Н Русские народные игры Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса.

Приобщение детей дошкольного возраста к труду посредством русских народных сказок, пословиц, песен, игр Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 44 "Колокольчик" «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРУДУ.

Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных сказок, пословиц и поговорок Ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому перед нами остро встаёт проблема введения элементов культуры речи в общую.

Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Картотека русских народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 сентября 2018 в 23:09
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной...
Цель: Учить детей передавать в рисунке, сказочный образ птицы, придумывать необычные детали, через подбор цветовой гаммы. Задачи: учить детей...
Экономический квест «Поможем Буратино» для воспитанников 5–6 лет
В рамках тематической недели «Мир экономики» в нашей группе прошло занятие в форме экономического квеста «Поможем Буратино». Предлагаю Вашему вниманию...