Ольга Шешукова
Картотека сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
«Мама кормит дочку»
Методика проведения. Диалог между мамой и дочкой (воспитатель и кукла или воспитатель и ребенок).
Мама. Дочка, пора варить обед. Ты мне будешь помогать? Что будем варить?
Дочка. Суп.
Мама. А что для супа нужно?
Дочка. Морковь, картошка.
Мама. Морковь в пакете, картошка в ящике. Возьми. Только надо почистить их и вымыть. А теперь порежем овощи вместе, вот так. Воды не забыла налить? Налей, пожалуйста, воды в кастрюлю, пусть закипает. Надо соль положить?
Публикация «Картотека сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста, Часть 3» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Дочка. Надо.
Мама. А помешать?
Дочка. Надо.
Мама. Сколько еще будет вариться? Десять минут?
Дочка. Да.
Мама. Посмотри, картошка сырая или разваривается?
Дочка. Готова.
Мама. Суп можно выключать или подождать? Перец нужен?
Дочка. Нужен.
Мама. Дочка, ты посмотрела, на столе стоит посуда? Если нет, то принеси, пожалуйста, ее из шкафа.
Дочка. Я принесла.
Мама. А для чая какую поставишь посуду?
Дочка. Чашки.
Мама. Положи вафли и сахар. А я принесу суп. Осторожно, он горячий. Наливаю. Тебе что положить, сметану или укроп?
Дочка. Укроп.
Мама. Вкусно?
Дочка. Да.
Мама. Приятного аппетита. Потом будем пить чай.
Дочка. Приятного аппетита, мама.
«Кассир продает билеты»
Цель: Формирование представления о кинотеатре, правилах поведения в нем.
Ход игры: Затем все вместе идут в «Кинотеатр». У входа в зал дети приобретают билеты у кассира, охрана следит за порядком, капельдинер проверяет наличие билета и, удостоверившись, что он имеется, пропускает детей в зал. В зависимости от возраста детей, количество ролей может уменьшаться.
В зале зрителей встречают работник зала, который помогают зрителям найти свои места.
Беседа с детьми: Ребята вы ходили когда-нибудь в кинотеатр? Да? Молодцы. Вам понравилось? А что нужно делать, чтобы попасть на сеанс в кино? Правильно, купить билеты. Сегодня мы с вами поиграем в игру «Кинотеатр». Сейчас я вас распределю на роли, но сначала я вам расскажу о каждой из ролей, а вы мне поможете. Расскажите мне, пожалуйста, кто такой кассир и что он делает в кассе кино? (кассир продает билеты в кинотеатр). Правильно, а еще выдает чеки и сдачу. Хорошо, что делает охранник? (охраняет, следит за порядком). Правильно. Еще в кинотеатрах и в театрах тоже, работают Капельдинеры. Знаете кто это такие? Эти люди проверяют наличие билетов у зрителей и пропускают в зал.
Все запомнили? Молодцы, а теперь давайте я вам прочитаю ваши роли. Я читаю роли, еще раз напоминаю, кто и что делает, раздаю оборудование.
Итак, начнем игру: кассир, пройдите в кассу; работники зала-в зал; капельдинер-на свое рабочее место; охрана по своим рабочим местам; зрителей прошу пройти в кассу.
Дети начинают играть. Воспитатель контролирует процесс игры.
«Летим на ракете»
Цель: закрепить знания детей о космосе, планетах Солнечной системе.
Ход игры:
– Как же нам попасть в космос? (Построить летающую тарелку, космический корабль и т. д.)
– Поднимите руки, кто хочет лететь в космос? Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Руководителем буду я.
– Людей, каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет; учёных – Какие учёные изучают космос? ; тележурналистов – они снимут фильм о космосе, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; спасателей – мы не знаем какие опасности подстерегают нас в космосе; астронавтов – во время остановки на планетах они будут выходить из корабля.
– Приступить к строительству летающей тарелки! (Дети строят летающую тарелку, одновременно, взяв на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению запасаясь необходимым материалом).
Полёт. Во время полёта руководитель полёта переговаривается со штурманом, отдаёт команды, врач выдаёт всем витамины.
Руководитель полё та: Объявляю, трёхминутную готовность!
Штурман: Есть трёх минутная готовность!
Руководитель полё та: Экипаж к полёту в космос готов?
Штурман: Экипаж готов к полёту в космос!
Руководитель полё та: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.
Штурман – Есть пуск! (Запись пуска ракеты).
Руководитель полё та: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?
Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!
Руководитель полё та: Вот мы и попали в открытый космос. Посмотрите в иллюминаторы. Что вы видите? (Солнце и планеты). (Слайд 4)
- Все планеты, находящиеся около Солнца, называются Солнечной системой. В Солнечной системе девять планет. Кто знает название этих планет? (ответ детей).
Руководитель полё та: Давайте сегодня полетим на планету, которая ближе всех других к Солнцу. Это планета? (Меркурий)
Штурман: Есть держать курс на Меркурий!
(Звучит аудиозапись «Земля в иллюминаторе»).
Руководитель полё та: И вот прямо перед нами Меркурий! (Слайд 5)
- Эта планета ближе всех к Солнцу, Солнце с Меркурия кажется огромным. Меркурий – планета маленькая. Это безжизненный огромный шар с горами и глубокими оврагами и глыбами. Унылыми камнями. На планете нет воздуха и воды. День на Меркурии длиться 90 дней – 3 месяца. За такой длинный день, Солнце очень сильно разогревает поверхность Меркурия – до +400*. Жара стоит нестерпимая. Потом наступает чёрная. Непроглядная ночь. Ночью стоит страшный холод. Мороз - -150*.
Целый год пройдёт на Земле, а на Меркурии только 2дня и 2ночи. Планету Меркурий трудно увидеть на небе, она скрывается в лучах солнца. Лишь изредка вечером. Сразу после захода Солнца. На несколько минут Меркурий появляется на небе.
Руководитель полё та: Как вы думаете. Можно спускаться на Меркурий? (ответы детей).
- Как вы думаете, почему на Меркурии так жарко? (ответы детей)
Руководитель полё та: Журналисты, подготовьте репортаж о Меркурии, сфотографируйте эту планету, опишите её. (Журналисты выполняют свои обязанности).
Руководитель полё та: Раз высадка на планету невозможна, продолжаем наш полёт. Ближайшая к Меркурию планета – это Венера. Держать курс на Венеру!
Штурман: Есть держать курс на Венеру!
(Звучит музыка).
Руководитель полё та: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).
Руководитель полё та: Вот и Венера! (Слайд 8)
- Венера вторая от Солнца планета. Горячие солнечные лучи сильно раскаляют поверхность планеты до+500*. На Венере нет ни лесов, ни морей. Воздух на этой планете ужасно ядовитый и тяжёлый. На Венере завывают и свистят ураганы. Сквозь плотные облака не пробивается свет Солнца, поэтому на планете вечная ночь. Год на Венере длиться 7 месяцев, а на земле, как вы знаете, 12. С Земли Венера кажется необыкновенно красивой планетой. Люди назвали эту планету Венерой по имени богини красоты и сложили о ней красивые сказки. Она видна только утром или только вечером. Венера сияет мягким белым светом.
- Как вы думаете. Можно спускаться на Венеру? Почему? (ответы детей)
- Почему на Венере вечная ночь? (ответы детей)
Журналисты фотографируют поверхность Венеры, делают зарисовки.
- Продолжаем наш полёт. В Солнечной системе после Венеры ближе к Солнцу Земля. Вы хотите вернуться домой?
- Тогда продолжаем наше путешествие. Врач, проверьте здоровье нашего экипажа. (Врач ставит градусники, выдаёт витамины)
Врач: необходимо сделать космическую разминку.
(Космическая разминка)
Руководитель полё та: Продолжаем полёт. Держать курс на Марс!
Штурман: Есть, держать курс на Марс!
(Звучит музыка).
Руководитель полё та: Смотрите в иллюминаторы. Вот он – Марс. (Слайд 13)
- Марс – четвёртая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли. Издали эта планета очень похожа на Землю. Как и на Земле, на Марсе бывают дни и ночи, а так же зима, весна, лето и осень. Каждое из этих времён года в 2 раза длиннее, чем на земле. Поверхность Марса покрыта кратерами всевозможных размеров. Красный цвет планеты объясняется тем, что в её почве содержится много окислившегося железа. Летающие лаборатории изучили грунт планеты и сфотографировали крупные вулканы и высохшие русла рек. Обнаружили следы воды и углекислого газа. Днём небо Марса кажется нежно – розовым. Такой цвет ему придаёт марсианская пыль. Марс светится красноватым цветом. Красным он кажется и с Земли. За этот свет древние люди дали ему имя бога войны. Неуютно и неприветливо на Марсе. Сильные ветры поднимают тучи марсианской пыли. Огромные пустыни усыпаны камнями. Горы с острыми вершинами поднимаются вверх.
Руководитель полё та: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!
Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полё та: Задание экипажу: обследовать планету и доложить о том, что увидели. Учёным взять пробы грунта. Журналистам сделать репортаж.
(Тележурналисты всё снимают на видеокамеру, фотографируют, записывают).
Руководитель полё та: становится опасно и нам надо возвращаться на корабль.
Руководитель полё та: Ребята, мы с вами побывали на трёх планетах, а тех, кто подавал сигнал бедствия не обнаружили. На нашем корабле запасов кислорода, которым мы с вами дышим, осталось немного. Поэтому нам надо возвращаться на Землю.
Руководитель полё та: Внимание, экипаж! Занять всем свои места на нашем корабле! Летим назад на Землю.
Штурман: Есть приготовиться к возвращению на Землю!
Руководитель полё та: Пристегнуть ремни, начать отсчё т времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск!
Штурман: Есть пуск!
Руководитель полё та: Приготовиться к приземлению!
Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!
Руководитель полё та: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!
Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полё та: Разрешаю всем покинуть корабль!
После окончания игры :
- Где мы с вами побывали?
- Что вы увидели в нашем путешествии?
- Что вам понравилось?
. Игра по желанию детей может быть продолжена дальше.
«Магазин сувениров»
Цель: становление по ролевой социализации детей.
Ход игры: Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие! Какие вы красивые, нарядные как будто ждете праздник.
- Вы любите праздники? (ответы детей).
-А какой праздник вы любите больше всего? (ответы детей).
-Чем вам нравятся эти праздники?
(все поздравляют друг друга, дарят подарки)
Воспитатель: А вы сами любите делать и дарить подарки?
Звучит запись «Внимание! Внимание! В нашем городе Сухиничи открылся новый магазин сувениров. Здесь вы можете купить подарки для родных и друзей.»
Воспитатель: Давайте посетим новый магазин и купим подарки для своих родных. (ответы детей).
-Скажите, что нужно взять с собой в магазин (подвести к тому,что нужны деньги) Воспитатель раздает карточки с цифрами-деньги.
Воспитатель: Дети, на каком виде транспорта мы сможем доехать до магазина (ответы детей).
Дети подходят к автобусу.
Воспитатель: Кто будет водителем?
- Кто будет кондуктором? (дает сумку с билетами).
-Уважаемые пассажиры, цена билета 5 рублей.
Дети заходят в автобус, вспоминают правила поведения в общественных местах (мальчики пропускают вперед девочек)
Кондуктор обилечивает пассажиров, дает сдачу.
Звучит музыка «Мы едим, едим, едим.»
Приехали, при выходе из автобуса воспитатель напоминает, что первыми выходят мальчики подают руку девочкам
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый магазин! Прежде чем мы зайдем, давайте вспомним правила поведения в магазине. (ответы детей).
Открывается магазин.
Воспитатель: проходите к витрине, выберете подарок, узнайте цену.
(воспитатель быстро одевает спецодежду)
Воспитатель: Уважаемые покупатели, мы рады предложить вам много сувениров, подарков.
-Вы уже что-то выбрали (обращается к первому ребенку)
-Для кого вы выбираете подарок?
-У вас хватит денег на эту покупку?
Воспитатель предлагает ребенку принять роль продавца.
Звучит запись «Внимание! Покупатели, которые приобрели подарки могут посетить игровую комнату.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,
После отдыхают (приседают, руки свободные)
Воспитатель быстро надевает шляпу, берет микрофон.
-Здравствуйте, я корреспондент газеты. Ответьте на несколько вопросов.
-Вам понравился новый магазин?
-Кому вы купили подарок?
-Что вам понравилось больше всего?
Ширма закрывается.
Воспитатель: Я предлагаю всем занять свои места в автобусе и вернуться в детский сад.
«Мы идем в гости к бабушке»
Цель: Совершенствовать умения объединить разные сюжетно – ролевые игры.
Ход игры: Дети самостоятельно распределяют роли: подбирают наряды, идут в парикмахерскую- делают прическу.
Мама звонит по телефону, приглашает на новоселье. С папой подсчитывают гостей. Дочки делают уборку: протирают пыль, пылесосят, сервируют стол, расставляют приборы.
Мама делает угощенье, моет фрукты. Папа носит угощенье, дочки расставляют.
Звонят гости, папа встречает их, предлагает место для одежды, шляпы и знакомит с квартирой, потом предлагает места, чтобы сесть.
После предлагает семейный альбом, знакомит по фотографиям с родными,своими друзьями. Если интерес пропадает переключаются на настольную игру.
Парикмахер тоже приходит в гости. мама предлагает пройти и сесть за стол для чаепития.
Вначале усаживают гостей, потом сами хозяева. Папа рапзливает чай, сок, предлагает конфеты. Мама и дочки разлаживают угощение, рассказывают рецепты. Гости благодарят, если блюдо понравилось просят еще.
В ходе чаепития развиваются диалоги о друзьях, животных, путешествиях.
После чаепития можно спеть песню «К нам гости пришли», Подвижная игра «Кто быстрее», танец «Маленьких утят»
По окончанию игры хозяева провожают гостей, помогают одеть шляпки и т. д.
Гости благодарят,прощаются. Дочки помогают маме с уборкой.
В ходе игры, если дети будут затрудняться в завязывании разговора между хозяевами и гостями воспитатель может войти в игру в роли бабушки, которая прогуливалась.
По окончанию игры обсуждают ошибки допущенные хозяевами или гостями.