Оксана Ярушина
Картотека упражнений с дидактическими игрушками
▼ Скачать + Заказать документы
Вид дидактического материала : кубы.
Модуль Осваиваемое действие Дидактическая задача Материал Способ Варианты
Первый (1.4) использование практических проб в процессе вынужденного сопоставления предметов по форме учить ребенка выбирать кубы среди шаров и складывать их в коробку большая коробка с одним квадратным отверстием - 4,5х4,5 см,
5-6 кубов 4х4х4 см,
4-5 шаров диаметром 5 см (желательно одноцветных)
Ребенку предлагается сложить в коробку все кубики.
В случае затруднения педагог показывает действие,
помогает придать кубу нужное положение
Публикация «Картотека упражнений с дидактическими игрушками» размещена в разделах
более легкий: использовать коробку с круглым отверстием для отбора шаров среди кубов
усложненный:
выбирать кубы среди призм
Первый (1.2)
Соотнесение пространственного расположения взаимосвязанных предметов в процессе нанизывания.
Учить ребенка нанизывать на стержень кубы, имеющие сквозное отверстие
Стержень для нанизывания,
кубы со сквозным отверстием
Ребенку предлагается нанизывать на стержень все кубы.
В случае затруднения педагог показывает действие, помогает придать кубу нужное положение
более легкий: использовать кубы со сквозным отверстием усложненный: выбирать кубы в разном пространственном расположении
Первый (1.1)
Соотнесение пространственного расположения взаимосвязанных предметов в процессе вкладывания. Учить ребенка вставлять кубы в отверстие коробки. Большая коробка с одним квадратным отверстием,
4-5 кубов желательно одноцветных Ребенку предлагается сложить в коробку все кубы.
В случае затруднения педагог показывает действие, помогает придать кубу нужное положение
более легкий: положить в коробку все кубы
усложненный: выбирать кубы в разном пространственном расположении
Второй (2.1) Соотнесение величины двух пар взаимосвязанных предметов посредством их пробного прикладывания в действиях с автодидактическими материалами Учить ребенка размещать большие и маленькие кубы в соответствующих им гнездах доски Доска с гнездами разной формы
Кубы разных размеров (большие и маленькие) Ребенку предлагается разместить кубы на доску в соответствующее гнездо.
В случае затруднения педагог показывает действие, помогает придать кубу нужное положение
более легкий: положить в соответствующее гнездо все кубы.
усложненный: размещать кубы по величине.
Второй (2.2) Соотнесение формы
двух пар взаимосвязанных предметов посредством их пробного прикладывания в действиях с автодидактическими материалами Учить ребенка вставлять объемные кубы двух контрастных форм в соответствующие отверстия коробки Коробка с соответствующими отверстиями
Кубы разных контрастных форм Ребенку предлагается разместить кубы контрастных форм в соответствующие отверстия коробки
В случае затруднения педагог показывает действие, помогает придать кубу нужное положение
более легкий:
разместить все кубы в соответствующие отверстия коробки
усложненный:
размещать кубы по форме.
Третий (3.6) Группировка
однородных предметов двух величин Учить ребенка раскладывать кубы на две группы в соответствии с заданным образцом Кубы разного размера (маленькие и большие) Ребенку предлагается разместить кубы по величине в соответствии с образцом. В случае затруднения педагог показывает действие
Помогает выбрать нужную величину кубов более легкий: разложить все кубы по образцу
усложненный: разместить кубы по величине
Третий (3.7) Отбор предметов идентичной образцу формы Учить ребенка отбирать кубы из двух вариантов Кубы разной формы Ребенку предлагается отобрать кубы идентичные образцу
В случае затруднения педагог показывает образец, помогает выбрать кубы нужной формы более легкий: выбрать все кубы из двух вариантов
усложненный:
выбрать кубы по форме
Четвертый (4.1) Группировка
однородных кубов по цвету Учить ребенка отбирать кубы идентичного образцу цвета из 2-4 вариантов Кубы разного цвета Ребенку предлагается выбрать и сгруппировать кубы по цвету
В случае затруднения педагог показывает и помогает ребенку более легкий: сгруппировать все кубы
усложненный:
сгруппировать и отобрать кубы по цвету
Четвертый (4.3) Соотнесение формы
шести и более пар взаимосвязанных кубов Учить ребенка накладывать плоскостные вкладки 6 форм на соответствующие изображения геометрических фигур. Плоскостные вкладки 6 форм на соответствующие изображения геометрических фигур Ребенку предлагается
накладывать плоскостные вкладки 6 форм на соответствующие изображения геометрических фигур
В случае затруднения педагог показывает и помогает ребенку более легкий: соотнести формы шести и более пар взаимосвязанных кубов
усложненный:
накладывать плоскостные вкладки 6 форм на соответствующие изображения геометрических фигур ребенку предлагается
Пятый (5.2) Соотнесение кубов одновременно по двум свойствам Учить ребенка соотносить форму и величину кубов в действиях с автодидактическими материалами Кубы разные по форме и величине Ребенку предлагается ребенка
соотносить форму и величину кубов в действиях с автодидактическими материалами
В случае затруднения педагог показывает и помогает ребенку более легкий: соотнести кубы одновременно по двум свойствам
усложненный: соотнести кубы по двум свойствам, учитывая форму и величину кубов в действиях с автодидактическими материалами
Пятый (5.3) Соотнесение свойств пространственно- отдаленных кубов Учить ребенка соотносить форму (величину, цвет) кубов, расположенных в ограниченном пространстве стола Кубы разной формы, величины и цвета, стол. Ребенку предлагается соотнести форму (величину, цвет) кубов, расположенных в ограниченном пространстве стола В случае затруднения педагог показывает и помогает ребенку более легкий: соотнести все кубы.
усложненный: соотнести кубы по цвету, форме и величине.
Шестой (6.1) Создание упорядоченного ряда кубов по принципу постепенного изменения их величины Учить ребенка попарно объединять разнородные кубы трех-пяти величин. Кубы разной величины Ребенку предлагается попарно объединять разнородные кубы трех-пяти величин
В случае затруднения педагог показывает и помогает ребенку более легкий: соотнести кубы по изменению величины
усложненный: объединять разнородные кубы трех-пяти величин
Шестой (6.2) Создание упорядоченного ряда кубов по принципу их ритмического
чередования по одному свойству Учить ребенка
располагать в порядке чередования кубы двух величин (форма, цвет). Кубы двух величин разного цвета и формы Ребенку предлагается
располагать в порядке чередования кубы двух величин (форм, цветов). В случае затруднения педагог показывает и помогает ребенку более легкий: упорядочить ряд кубов по принципу их ритмического
чередования по одному свойству
усложненный: чередовать кубы двух величин по форме и цвету