Приложение МААМ

Картотека «Вологодские народные подвижные игры»

Гимуранова Гузель Шамильевна
Картотека «Вологодские народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы

КАРТОТЕКА

ВОЛОГОДСКИЕ НАРОДНЫЕ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра: «Утица» /выворотной хоровод/

Цель: знакомство детей с фольклорными детскими играми; учить перестроению хоровода из лицом в круг- спиной в круг через «воротики»; выполнять ритмические движения с речевой подсказкой.

Ход игры : дети становятся в круг лицом, с началом песенки водят хоровод в ритме шаг- слог:

«Идет утица по распутице, ведет ребят- малых утят».

Публикация «Картотека „Вологодские народные подвижные игры“» размещена в разделах

Следующее движение по хороводу в обратную сторону- шаг с притопом:

«Раз шагнет- споткнется, второй- сковырнется,

Третий- закачается, четвертый – в воду свалится»

Последнее движение: ребенок (выбранный перед началом игры) находит глазами «воротики»- двух детей на противоположной от него стороне круга и ведет через «воротики» всех детей (выворачивает хоровод наизнанку)

Игра «Колечко»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.

Ход игры : Дети стоят по кругу, вытянув руки вперед и сложив ладони «лодочкой». Выбираются двое ведущих: один будет кольцо прятать, а второй соответственно искать. Все дети поют припевку:

«Уж я золото хороню, хороню

То в высоком терему, то у галки на кону,

То на лысой, на горе, то у лисоньки в норе,

Может в Ванином кафтане, иль у Даши в сарафане.

Всем, … (имя ведущего, ищущего кольцо, расскажи!

Где колечко, покажи!»

Пока идет пение, первый ведущий, пройдя по кругу, должен спрятать колечко в ладони кого- либо из детей. После окончания припевки, второй ведущий угадывает, у кого из играющих оказалось кольцо.

Хороводная игра «Зайка»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.

Ход игры : Дети становятся в круг, держатся за руки. Выбираются ведущие- «хозяйка»(будет ходить противоходом за кругом) и «зайка» (будет стоять в центре круга). Дети водят хоровод и поют:

«Недород, недород, охраняйте огород.

Погляди, идет хозяйка. Убегай скорее, зайка!»

Хоровод останавливается, играющие поднимают сомкнутые руки «воротиками» («открывают ворота»). «Хозяйка» догоняет «зайку».

Игра «Журавли»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.

Ход игры : Выбирается водящий, остальные играющие - «журавли».

«Журавли» с приговором «летают» по комнате:

«Ай, дали, дали, дали, пролетали журавли,

Пролетали журавли и велели нам: «Замри»

Дети- «журавли» «замирают» в различных позах. Водящий ходит среди них, ищет шевелящегося «журавля» и приговаривает:

«А кто первый отомрет, тот за мной водить пойдет».

Игра «Воробьи и вороны»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.

Ход игры : у центральной стены зала стоит ребенок- «рябина» с корзинкой, полной красных платочков или ленточек. Основная группа играющих, «воробьи», стоит на расстоянии напротив «рябины». Выбираются 2-4 водящих - «вороны» и становятся между «рябиной» и играющими.

Все поют:

«Ах, ах, ах, ах, стоит рябина во лесах.

Воробьишки прилетали, красны ягоды клевали.

Их вороны прогоняли!»

После пения припевки дети- «воробьи» стараются пробежать через зал к «рябине», получить красный платок и вернуться обратно, минуя «ворон».

Тот «воробей», до которого дотронулась «ворона», считается выбывшим из игры.

Игра «Тетёра»

Цель: знакомить детей с фольклорными детскими играми;

Ход игры : Двое детей образуют в центре комнаты /зала/ «воротики», остальные дети образуют «цепочку» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением

«Тетёра шла, моховая шла по каменью, по раменью.

Сама прошла, всех детей перевела,

Самолучшего дитёночка оставила»

Как только заканчивается песенка, «воротики» захлопываются. Дети, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».

Игра «Кому пирог?»

Цель: знакомить детей с фольклорными детскими играми; развитие ловкости, сообразительности.

Ход игры : В центре зала на стул садится ребенок- «пирог». Остальные дети, разделившись на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки

«Бабушка Ненила пирог затворила,

В печку ставила, дожидать заставила.

Когда, пирог, зарумянишься?

Кому, пирог, ты достанешься?»

Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «МНЕ!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребенок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».

Игра «Колоколец» (с наборным хороводом)

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины, развитие ловкости и быстроты движений.

Ход игры : дети становятся по кругу. Внутри круга ходит ребенок- водящий с колокольчиком. Дети поют

«Колоколец звонче пой, кто пойдет сейчас с тобой».

Ребенок- водящий подходит к одному из играющих и поет

«Пойдём, друженька, со мной, колокольчик будет твой», отдает колокольчик выбранному им ребенку, становится сзади него. Теперь внутри круга ходят «цепочкой» двое детей. Все поют

«Колоколец звонче пой, кто пойдет сейчас с тобой». Дети водящие останавливаются у выбранного ребенка и поют

«Пойдём, друженька, со мной, колокольчик будет твой», далее идут уже трое детей- водящих (и так повторяется еще 1-2 раза).

Дети, которых набрали в водящие- 5 человек, становятся в маленький круг вокруг колокольчика, положенного в цент круга на пол, поют и расширяют круг

«Отойдем подале, на колокольчик глянем,

Анты- ванты, молодец, хватай бубенец!»

Каждый из 5 детей пытается первым схватить колокольчик. Выигравший идет с колокольчиком по большому кругу и снова набирает новых 5 играющих.

Игра «Хвалебная – величальная»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины, словесное творчество, развитие эмпатии.

Ход игры : все играющие сидят по кругу, ритмично хлопают в ладоши или шлёпают ладонями по коленям и припевают

«Ай, долонцы, ай, люли, в гости девицы (мальчики) пришли:

Аннушка- лапушка, Юленька- душенька (Серёженька пригоженький, Ванечка- лапочка)». Игра продолжается до тех пор, пока не похвалят каждого ребенка.

«Салочки в два круга»

Ход игры : играющие образуют два круга: внутренний и внешний, один из которых движется по часовой стрелке, другой — против нее. По сигналу водящего, который предварительно выбирается с помощью считалочки, участники игры останавливаются. Игроки внутреннего круга быстро стараются осалить соперников из внешнего круга, дотронувшись до них рукой раньше, чем те успеют присесть. Осаленные играющие встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется такое количество игроков, о котором заранее договариваются как означающем конец игры.

«Хвост и голова»

Ход игры : это веселая, подвижная игра. Выбирают «голову» (например, дракона) и «хвост». Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладет руки на плечи стоящего перед ним. «Голова» становится в начале колонны, а «хвост» — в конце. «Голова» говорит:

Ах, как весело мне что-то,

Вот бы кости поразмять.

Поиграть сейчас охота,

Разве хвост мне свой поймать?

«Хвост» громко отвечает:

Что ты вздумал, Чудо-Юдо?

Коль меня ты отгрызешь,

Никуда уж ты отсюда

Никогда не уползешь!

«Голова» начинает охотиться за «хвостом», который должен все время увертываться от нее.

Эта игра становится особенно интересной, если играющих много, — в этом случае получается длинный хвост, способный несколько раз извиваться. Пойманный «хвост» должен обязательно заплатить фант, а после выполнения задания может сам стать «головой».

«Как у бабушки Ларисы»

Ход игры : все играющие становятся в круг, один из них —

водящий — становится в центре круга.

Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так!

Игрок, стоящий в центре круга, принимает какую-нибудь необычную позу, остальные участники повторяют ее за водящим и замирают. Тот, кто первый пошевелится, выходит из круга.

Если водящий — мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы.» заменяются словами «Как у дедушки Ивана».

«Царь-Горох»

Ход игры : в игре участвуют не более 5—7 человек. Договариваются о любых действиях, изображающих труд людей, какие-либо бытовые ситуации. Изображать действия можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука.

Играющие, выбрав Царя-Гороха (по считалке, отходят в сторонку и шепотом договариваются о том, что будут изображать. Затем подходят к подножию горки, на которой стоит Царь-Горох, со словами: «Здравствуй, Царь-Горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте, милые детки! Где вы были? Что вы делали?» Играющие отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!»

После этого дети начинают показывать то, о чем договорились. Царь-Горох должен отгадать, что они показывают. Если ему не удалось это сделать, то остальные игроки объясняют смысл своей пантомимы и загадывают новое действие. Если Царь-Горох угадывает, то сбегает с горки и догоняет детей. Пойманный становится Царем-Горохом.

Народная игра «Утушкой играть» (Бабушкинский р-он)

Ход игры : игроки делились на две группы, одна из которых, взявшись за руки, образовывала круг. Остальные игроки становились в цепочку, ухватив друг друга за подол, и начинали бегать «змейкой» под поднятыми руками, стоявших в кругу, пока не заканчивалась песня. Первый в цепочке игрок назывался «утицей», остальные «утятами».

- Утица шла,

Моховая шла

По каменью,

По-за ламенью,

Сама прошла,

Детей провела,

Самого лучшего ребеночка

Оставила.

Как только песня заканчивалась, игроки, образовавшие руг, опускали руки, и «утята», не успевшие выбежать из круга, оставались внутри него. Так повторялось, пока «утица» не оставалась одна.

Народная игра «Бабушка, бабушка» (Бабушкинский р-он)

Ход игры : один игрок исполняет роль «бабушки», он садится где-нибудь на пригорке. Остальные дети подходят к нему со словами «Бабушка, бабушка, можно травки пощипать?». Она отвечает: «Пощиплите, пощиплите, только гроздика (гроздик – перо лука, луковая стрела) не рвите!». Получив разрешение, дети сначала делают вид, что щиплют траву, а затем вдруг кто-нибудь кричит: «Бабушка, гроздик! Бабушка, гроздик!». Тут бабушка вскакивала с земли и гналась за детьми. Кого догоняла, сажала на свое место.

Народная игра «Ворона летит» (Бабушкинский р-он)

Ход игры : дети рассаживаются вокруг стола, положив на него одну руку (левую или правую) в зависимости от того, как поступит самый старший из детей. Он же руководит игрой. Убедившись, что все расселись, водящий говорит: «Утка летит!» — и поднимает один из пальцев лежащей на столе руки. Все участники должны также поднять этот палец. Если все выполнили действие правильно, водящий опускает палец и говорит: «Ворона летит!» — и поднимает другой палец. Все снова повторяют это движение. Игра продолжается в убыстряющемся темпе. Если водящий называет нелетающий предмет, то палец не поднимают.

Народная игра «Нашёптышек» (Бабушкинский р-он)

Ход игры : один из играющих садится на лавку, его лицо закрывают платком — это «слепак». А другой — «нашёптышек» — всем участникам игры меняет имена, чтобы «слепак» ни за что не угадал. Мальчиков «Дуней», «Пара-ней» или «Грушей» назовёт. А девочек — «Ваней», «Петей» и «Карпом». Потом садится рядом со «слепаком» и произносит: «Выходи, Любка!» или «Выходи, Груша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и быстро возвращается на место. «Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается угадать, кто его коснулся.

Народная игра «Золото хоронить» (Бабушкинский р-он)

Ход игры : водящие под пение ходят по кругу. Один из них держит в сложенных «лодочкой» ладонях какой-нибудь мелкий предмет: кольцо, монетку, камешек. Подходя к каждому игроку, он делает вид, что кладет ему этот предмет в сложенные таким же образом ладони или в собранный «гнездышком» фартук. Водящие обходят всех игроков несколько раз, пока не будет положено колечко и не закончится припевка. Затем второй водящий должен угадать, у кого находится колечко. Если угадывал, то он идет «хоронить» (то есть прятать) колечко вместе с тем игроком, у которого было колечко и на место которого садиться первый водящий. Если же водящий ошибся, то игра повторяется или водящий выполняет какое-нибудь задание: поет, пляшет и т. д.

Хороняю, вороняю

Чисто серебро, чисто золото.

Отгадай-ко, девушка,

Отгадай красавица,

В какой руке золото,

В какой руке серебро?

Народная игра ««Лалом играть» (Бабушкинский р-он)

Ход игры : дети, взявшись за руки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок («заводила») тащит за собой по улице, делая по пути неожиданные повороты, то ускоряя, то замедляя движение. Оторвавшиеся и упавшие выходят из игры, пока не остаётся один «заводила».

Народная игра «Лук рвать» (Тотемский р-он)

Ход игры : игроки вставали друг за другом, обхватив впереди стоящего за пояс. Первый из них («бабушка») ухватывался за столб или дерево. После этого водящий подходил к «бабушке» и говорил: «Бабушка, дай лучка!» Та отвечала: «Рви, сколько хочешь». Получив разрешение, водящий шёл в другой конец и, ухватив последнего в цепочке игрока под мышки, «рвал лучок», пока кто-нибудь не отпускал руки. Этот игрок и становился затем водящим.

Народная игра «Мышка» (Тотемский р-он)

Мышка, мышка, серая кубышка,

Продай теремок, продай невысок!

Раз, два, три — купи!

Ход игры : играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».

Народная игра «Иголочка и ниточка» (Тотемский р-он)

Ход игры : один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взрослого «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз и менять ведущего.

Народная игра «Имками» (Тотемский р-он)

Ход игры : игра начинается диалогом между водящим и остальными игроками. Для этого водящего с завязанными глазами подводили к печному столбу или дверной ручке и спрашивали:

–Афанас, Афанас,

– У чево стоишь?

– У косяка.

–Чево хлебаешь?

–Шчи да квас!

–Ишчи три года нас!

После этого водящего («ималко», так в старину называли водящего) хлопали по спине и разбегались по сторонам. Иногда игроки могли шутить над водящим, дергать его за одежду, толкать или говорить фразы, в которых они рассказывали о своем местонахождении, а потом быстро переходили в другое место.

Игра «Растяпа» (Вологодский р-он)

Ход игры : дети встают лицом в круг парами друг за другом. Один оставшийся ребенок становится «растяпой» и встает в центр круга. Под музыку, дети стоящие внутри круга идут плясать, дети снаружи круга не двигаются, изображая «домики» (руки подняты над головой в форме крыши). Как только музыка заканчивается, дети бегут занимать любой «домик» (встают за спину любого стоящего ребенка). Оставшийся без «домика» - Растяпа.

Дети говорят ему:

«Раз, два, три — растяпа ты» Игра продолжается. Дети меняются местами.

Игра «Решето» (Вологодская р-он)

Ход игры : все игроки, кроме водящего, становятся цепочкой. Впереди – бабушка. Покупатель (водящий) подходит к бабушке и говорит:

-Бабушка, бабушка, продай решето!

Бабушка: А оно не продажно!

Покупатель обходит детей и разглядывает их.

Снова идет к бабушке и просит:

-Бабушка, бабушка, продай решето!

Бабушка: Возьми сзади!

Водящий хлопает ее по руке и бежит в конец цепочки, догоняя последнего ребенка. Тот убегает с другой стороны и старается встать перед бабушкой. Если его догнали, он становится покупателем, а покупатель – бабушкой.

Игра «Домовой» (Вологодская область)

Ход игры : дети идут по кругу и поют (в центре стоит Домовой) :

Ой, дед Домовой,

Ты облей нас водой,

Разгадать тебе пора,

Что мы делали вчера.

Дети шепчутся, договариваются, что будут показывать. Домовой отгадывает по движениям загаданное.

Игра «Пирог» (Вологодская область)

Ход игры : дети делятся на 2 группы и становятся напротив друг друга. Между ними садится участник, изображающий пирог. Все поют:

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мякошенький,

Режь да ешь! (говорком).

После этих слов к пирогу бегут по одному участнику от каждой команды. Кто первым коснется «пирога», уводит его в свою группу. А неудачник становится пирогом. Выигрывает группа, набравшая больше пирогов.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду» Одна из удобных форм организации своей педагогической лаборатории (или копилки) является картотека. Картотека позволяет "разложить" весь.

Картотека «Зимние подвижные игры для детей средней группы»Картотека «Зимние подвижные игры для детей средней группы» Зимние подвижные игры на прогулке полезны для развития двигательной активности, координации движений, внимания, быстроты, ловкости, меткости,.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Консультация для воспитателей «Народные подвижные игры на прогулке» Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры.

Лэпбук «Народные подвижные игры»Лэпбук «Народные подвижные игры» Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры»Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры» Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют.

Подвижные народные игрыПодвижные народные игры Потяг (белорусская народная игра) Игра с перетягиванием есть почти у каждого народа, но в Белоруссии она проводится по-особому и называется.

Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы «Русские народные подвижные игры»Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы «Русские народные подвижные игры» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей страницы!У нас в Учреждении прошла "Неделя народных игр". И сегодня я покажу вам сценарий спортивного.

Вечер народных игр «Русские народные подвижные игры» в средней группе с участием родителей на улицеВечер народных игр «Русские народные подвижные игры» в средней группе с участием родителей на улице Цели и задачи: Упражнять в ходьбе, беге по кругу, взявшись за руки; Развивать координацию движений рук и ног с дыханием; Продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Вологодские народные подвижные игры»
Опубликовано: 12 октября 2022 в 17:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека «Вологодские народные подвижные игры»» (включая файлы) размещена пользователем Гимуранова Гузель Шамильевна (УИ 2548022) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД