Щербакова
Проект для старших дошкольников «Казачьему роду — быть!»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад: «Казачьему роду – быть»
Автор: Щербакова Светлана Александровна
Организация: МБДОУ детский сад 6
Населенный пункт: г. Димитровград
Тип проекта : познавательно- творческий, долгосрочный.
Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, музыкальный руководитель, учитель - логопед, родители.
Актуальность
Публикация «Проект для старших дошкольников „Казачьему роду — быть!“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
На современном этапе социального исторического развития патриотизм, народная культура способны стать единственной системой ценностей, имеющей в основе глубокие корни – любовь к Отечеству – земле наших предков, отцов и дедов, земле, дающей нам хлеб насущный
Дошкольное детство - время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает само утверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. Этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к Родине не происходит само по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связанно с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.
К. Д. Ушинский говорил: отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной, что к ней относится ….»
Поэтому, актуальность нашего проекта определяется стремление расширить познания дошкольников об истории донского казачества, культуре, быте, его обычаях и традициях.
Проблема.
На современном этапе развития общества вопросы духовно- нравственного, патриотического воспитания выступают на первый план, что отражено в основополагающих нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за нашу землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знании истории донских казаков, его культуры поможет в дальнейшим с уважением и интересом относится к культурным традициям, чтить их.
Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практической деятельности, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель проекта.
Цель: Реализация содержания регионального компонента в художественно - эстетическом развитии детей.
Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с Донским казачеством.
Противоречия
- У детей и родителей нечёткие, неясные, несформированные представления о казаках.
- В ДОУ недостаточная методическая база (д/и, презентации, видеоматериалы, конспекты занятий) по изучаемой теме.
- Неточное толкование и использование в речи знакомых слов и выражений, малый казачий лексикон.
-Слабое знание традиций и как следствие этого непонимание их ценности.
- Недостаточно налажена система работы ДОУ с социумом и семьей
Задачи проекта :
- Сформировать у детей дошкольного возраста интерес к истории Донского края.
- Воспитывать у детей ценностное отношение к национальным традициям;
- Приобщать детей к национальным ценностям (костюмы, танцы, песни, игры);
- Развивать способности детей на основе знакомства с историей казачества.
гипотеза: Если в воспитательно - образовательное пространство ДОУ ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному патриотизма, тогда мы можем предположить, что предполагаемый результат будет таким:
- Обогащение и систематизированные знания детей об истории казачества, традициях и его культурных ценностях;
- Повышении компетентности педагогов и родителей по представленной проблеме.
- Пополнение предметно - развивающей среды за счет привлечение социальных партнеров, родителей.
Итоговым результатом является анализ результатов реализации проекта и определений направлений дальнейшей деятельности. При этом мы будем учитывать активное участие детей и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, играх и т. д.
Методы проекта : познавательно - игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, праздники, выставки детского творчества. Показатели эффективности осуществления проекта.
Решение поставленных целей и задач проекта осуществляется :
• с помощью деятельности, позволяющей получить детям конкретные знания по данной проблеме: НОД индивидуальная и подгрупповая, в режимных моментах;
• в совместной со взрослым деятельности, в такой как: праздник, развлечения, игры, беседы, выставки, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии и т. д;
• через создание условий для самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций народных костюмов, природы родного края, создание макетов знакомых населенных пунктов, рассматривание альбомов, книг, обустройство уголков ряженья, мини музеи и т. д.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:
1 этап подготовительный - (01.09.23. по 1.10.2024., цель которого, создание организационных моментов, обеспечивающих реализацию проекта.
Включает в себя:
-постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;
-подбор методической литературы для реализации проекта;
-подбор стихотворений, загадок, песен, поговорок, пословиц, танцев данной тематики;
-составление конкурсов игр для праздника;
-написание сценария;
- подборе музыкального сопровождения.
Механизм реализации целей и задач:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ детского сада № 12 города Новочеркасска.
- с детьми в различных видах деятельности;
-с родителями в совместной деятельности;
- с педагогами в методической работе (открытые просмотры деятельности с детьми, консультации, выступления на педагогическом совете).
2 Основной этап. (с 1 октября 2023г. по 15 мая 2024г.) - практический, целью которого является организация педагогической деятельности по осуществлению активного взаимодействия с родителями по реализации проекта.
• Проведение цикла занятий и мероприятий по реализации содержания регионального компонента в ДОУ «Казачьему роду – нет переводу».
• Посещение с детьми и родителями музеев Донского казачества и музея им. Грекова.
• Разучивание стихотворений, загадок, песен, поговорок; игр; конкурсов.
• Распределение ролей.
• Работа с родителями (пошив декораций, костюмов);
• Организация выставки творческих работ детей и родителей.
• Проведение праздника.
• Создание презентации.
3. Заключительный этап. (с 15 мая 2019г. по 30 мая 2019г).
Цель – анализ результатов реализации проекта, определений направлений дальнейшей деятельности.
- анализ результатов проекта;
- систематизация материал по реализации содержания регионального компонента в ДОУ.
Представление результатов на городском уровне, в ДОУ.
Заключительное мероприятие праздник «Мы, донские казаки!»
И так, результативность проекта заключается в том, что в ДОУ:
- Создались партнерские взаимодействия детского сада и семьи воспитанников;
- Прошли выставки творческих работ детей и родителей;
- Провели совместный праздник для детей и родителей;
- Создали презентацию данного мероприятия;
- Систематизировали материал по реализации содержания регионального компонента в ДОУ.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В перспективе планируется продолжать работу по данной теме, углублять работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам регионального развития дошкольников; продолжать сотрудничество с культурным социумом города ; разработать картотеки подвижных, казачьих игр; разработать картотеки дидактических казачьих игр; разработать цикл занятий;; подобрать интерактивные формы работы с детьми и взрослыми при реализации проектов.