Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников «Мальчики и девочки»

Людмила Харюткина
Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников «Мальчики и девочки»

МДОУ "Новомичуринский детский сад№1".

Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников "Мальчики и девочки".

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?

Из веснушек и хлопушек, из линеек и батареек

Сделаны наши мальчишки! Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?

Из цветочков и звоночков, из тетрадок и переглядок

Сделаны наши девчонки! Сделаны наши девчонки!

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?

Из пружинок и картинок, из стекляшек и промокашек

Сделаны наши мальчишки! Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?

Из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок

Сделаны наши девчонки! Сделаны наши девчонки!

Паспорт проекта.

Вид проекта : групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год 2016-2017).

Участники проекта: дети старшей группы № 10 «Буратино» воспитатели: Денисенко О. В., Харюткина Л. Н. ,специалисты, родители детей.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

По характеру контактов: детско – взрослый.

Объяснительная записка: «Человек – социальное существо; его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей.

Самые тяжёлые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.

Проблема: если потребность ребёнка – дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжёлые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.

Обоснование проблемы: общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащее в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость.

Специфика общения дошкольника со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Это разнообразие коммуникативных действий. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитывать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать всё необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив.

Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта:

Изучение современной воспитательной ситуации указывает на низкий уровень культуры гендерных отношений. Молодые люди из – за недостатка развитых у них качеств мужественности испытывают трудности во время службы в армии, при вступлении в брак оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме, нести ответственность за семью и воспитание детей. Представительницы в связи с недостаточно развитыми у них качествами женственности не обладают умением поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство, порождая семейные конфликты. Неумение супругов строить взаимоотношения в семье приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа ещё не распавшихся, но неустойчивых браков. Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретёт все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы.В игровой форме дети овладевают умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности, в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, девочки овладевают уроками женственности, а мальчики уроками мужественности. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. В дошкольном возрасте в игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

Цель проекта: - учитывая актуальность этой темы, а так же реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевое воспитание старших дошкольников в игре»,мы поставили перед собой цель: разработать и апробировать систему дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности для формирования в подрастающем поколении качества мужественности и женственности и готовить его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.

Задачи проекта: Для воспитателей: - изучить анатомо-физиологические, психологические и другие особенности мальчиков и девочек;

- определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек;

- составить, апробировать систему и определить эффективность работы по формированию полоролевого воспитания дошкольников в игре.

Для детей: - преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение,

- развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг другу.

- осознание отношений внутри семьи; формирование тёплого отношения к её членам,

- преодоление отчужденности по отношению к сверстникам; разрушение защитных барьеров, отгораживающих от сверстников.

- развитие внимания к сверстникам, способность видеть его, обращать на него внимание.

Проект рассчитан на один год. Совместная игровая деятельность проводилась один раз в неделю во второй половине дня со всеми детьми. Большое внимание уделялось самостоятельной деятельности детей, в которой использовались наиболее понравившиеся детям игры и инсценировки.

План реализации:

Сентябрь

- составить план работы по гендерному воспитанию в игре на учебный год;

- подбор и анализ методической литературы по теме.

Октябрь

- согласовать темы со специалистами;

- консультация для специалистов, планирование работы по взаимодействию;

- изучить литературу по теме.

Ноябрь

- психолого-педагогические исследования по вопросам гендерного воспитания;

- анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания;

- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду с учетом предпочтений и интересов девочек и мальчиков.

Декабрь

- эмблемы для мальчиков и девочек;

- совместная деятельность педагога и детей «Мужчина и женщина, – какие они?»

Январь

- беседы на тему «Мальчик - будущий мужчина, девочка - будущая женщина»;

- посвящение мальчиков в рыцарей, а девочек в принцесс.

Февраль

- проведение праздника «День Защитника Отечества»;

- народный фольклор о мальчиках, девочках (пословицы, поговорки и т. д.);

- литературная викторина «Добры молодцы и Красны девицы».

Март

- проведение праздника-конкурса «Кто дарит нам красоту!»;

- панно «Ладошки наших деток – мамочка и папочка – найди меня»;

Апрель

- организация уголков труда с учетом гендерных особенностей «Мастера и Мастерицы»;

- беседа «Как дружат между собой девочки и мальчики».

Май

- проведение итогового занятия «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина»;

Предполагаемые результаты:

Ожидаемые в конце проектаконкретные результаты:

- модель внедрения гендерного подхода в игровую деятельность старших дошкольников;

- решение воспитательно-образовательных задач в системе организации игровой деятельности с учетом гендерных особенностей;

- построение развивающей среды в группе, создание разного пространства для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака;

- накопление представлений, умений, навыков с учетом отношения к себе, как представителю определенного пола.

В процессе работы инновационного проектау детей должны вырабатываться:

- навыки доброжелательного отношения друг к другу;

- умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр. ;

- навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

- умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;

-умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола;

- умение организовывать совместную деятельность мальчиков и девочек;

- формирование способности к разделению обязанностей в интересах общего положительного результата;

- умение соответствовать правилам поведения будущим принцессам и рыцарям.

Работа с родителями: - анкетирование,

- консультации, - беседы, - совместные праздники и труд в группе.

Опыт работы по предложенному направлению:

Анализ опыта работы выявил положительные тенденции в этом направлении с учетом гендерного подхода: разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности и при этом учет гендерного подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.

Создавая этот инновационный проект, мы сделала вывод, что, организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка.

Результаты: - дети в группе стали более доброжелательны друг к другу,

- стали больше следить за своим внешним видом,

- оказывают помощь друг к другу без просьбы,

- научились соответствовать правилам поведения, соответствующим своего пола,

- дети стали более уважительными к сверстникам и взрослым,

- выработалось умение организовывать совместную деятельность мальчиков и девочек.

Результаты мониторинга уровня развития интегративных качеств детей в конце года по сравнению с первичным показали, что обучение детей старшего дошкольного возраста решению проблемных ситуаций, представленных в игровой форме, даёт стойкий эффект, который проявляется как на личностно – смысловом уровне развития детей, так и индивидуально – исполнительном плане.

Публикации по теме:

Детско-родительский проект «Мы такие разные, мальчики и девочки» Значимость изучения выбранной темы для современного общества Дошкольный возраст – период формирования представлений о себе, своем «Я». Полоролевое.

Игровой образовательный проект во второй младшей группе «Играют мальчики. Играют девочки» ТЕМА ПРОЕКТА: «Играют мальчики. Играют девочки.» Возрастная группа: 2 младшая группа (3 – 4 года). Цель проекта: развитие социального поведения;.

Конспект НОД по гендерному воспитанию в подготовительной группе «Мальчики и девочки — маленькие рыцари и принцессы» Цели: - способствовать формированию адекватной полоролевой идентификации и последующей социализации мальчиков и девочек; - расширять представления.

Конспект образовательной деятельности по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки» для детей старшей и подготовительной груп Конспект образовательной деятельности по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки» для детей старшей и подготовительной группы. Подготовила:.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в средней группе «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Задачи: -Подвести детей к пониманию значения слова «Дружба»; -Расширять представление о дружбе, углублять представление.

Лэпбук по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки» (средний дошкольный возраст)Лэпбук по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки» (средний дошкольный возраст) Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мой лэпбук по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки». Так выглядит его титульная сторона.

Лэпбук по гендерному воспитанию «Девочки и мальчики»Лэпбук по гендерному воспитанию «Девочки и мальчики» Гендерное воспитание является одним из главным звеном в структуре образовательной области. Целью гендерного подхода в педагогике является.

Проект «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Проект «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине, Дружит с небом океан, дружат дети разных.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К. Паустовский Актуальность: Что мы Родиной зовём? Край, в котором.

Проект в средней группе «Мальчики и девочки. Особенности внешнего вида» (гендерное воспитание дошкольников) ВВЕДЕНИЕ В науке и обществе сегодня очень много внимания уделяется такому понятию, как «гендер». Что же это такое? Благодаря многочисленным.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников «Мальчики и девочки»
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 12:38
+132Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 апреля. День мецената и благотворителя

Людям, творящим благие дела, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о благотворительности и привлечь их к участию в благотворительных...

13 апреля. День зелёного лука на МААМ

Весной зелёный лук особенно быстро и дружно идёт в рост – посади его хоть в грунт, хоть в стакан с водой. Предлагаем уделить внимание этому интересному и полезному занятию с детьми.

Фотоотчет о художественной деятельности детей 5 года жизни по теме «Насекомые»
«Божьи коровки» - конструирование способом оригами из бумаги квадратной формы Божьи коровки – небольшие жуки с 2 парами крыльев, как и все насекомые....
Наша космическая площадка
12 апреля в День Космонавтики мы с детьми посетили нашу детсадовскую Космическую площадку. В 2020 году у нас появился целый комплекс космических моделей....
Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в...
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне… » ( Э. Успенский)...